Понятие родительское отношение обладает более общим видом и показывает на обоюдную взаимосвязь и взаимозависимость родителей и детей. Родительское отношение содержит в себе субъективно-оценивающее, сознательно-избирательное представление о ребенке, что устанавливает характерные черты родительского восприятия, метод общения с ребенком, характер способов воздействия на него. Как принцип, в структуре родительского взаимоотношения выделяют эмоциональный, познавательный также поведенческий компоненты. Определения родительская точка зрения и родительская установка применяются как синонимы родительского взаимоотношения, однако различаются степенью осознанности. Родительская точка зрения скорее связывается с сознательно общепринятыми, выработанными взглядами, намерениями.
Оптимальная родительская точка зрения должна соответствовать 3 основным условиям: адекватности (реальной оценке отличительных черт собственного ребенка, умении заметить, осознать и ценить его индивидуальность), гибкости (готовности и возможности перемены стиля общения, методов влияния на детей согласно мере его взросления также во взаимосвязи с разными изменениями условий жизни семьи) также прогностичности (ориентации на «зону ближайшего развития» детей, задачи предстоящего дня, опережающей инициативе взрослого, направленной на изменение общего подхода к ребенку с учетом возможностей его развития.).
Акцентируют кроме того 3 диапазона взаимоотношений, составляющих любовь отца с матерью ко собственному ребенку: симпатия–антипатия, уважение–пренебрежение, близость–дальность.
Один с ключевых психолого-педагогических понятий с целью выделения разных видов семейного воспитания считается образ родительского взаимоотношения, либо образ воспитания. Как социально-психологическое представление, стиль означает комплекс методов и способов общения согласно взаимоотношению к партнеру. Родительский стиль – это обобщенные, свойственные, ситуационно неспецифические методы общения этого родителя с данным ребенком, это образ действий согласно отношению к ребенку.
Характеристики воспитательского хода:
- интенсивность эмоционального контакта родителей согласно взаимоотношению к детям: гиперопека, опека, принятие, непризнание;
- параметр контролирования: дозволительный, позволяющий, ситуационный, ограничивающий;
- последовательность;
- хаотичность;
- эмоциональная стабильность;
- непостоянность;
- беспокойность;
Выделяют свойственные характерные черты воспитательского процесса:
- степень протекции;
- мера занятости отца с матерью воспитанием, анализ того, какое количество сил, времени, интереса уделяют отец с матерью ребенку;
- целостность удовлетворение нужд (материально-бытовых и духовных);
- степень предъявления условий;
- количество и качество обязанностей детей;
- уровень запретов;
- степень самостоятельности детей, вероятность самому подбирать способ поведения;
- строгость наказаний;
- склонность родителей к наказаниям как приему воспитания;
- стабильность манеры воспитания;
- выраженность сомнений, резкости смены способов воспитания.
Гармоничный вид семейного обучения отличается:
- обоюдным эмоциональным принятием, эмпатией, эмоциональной помощью;
- значительным уровнем удовлетворение нужд абсолютно всех членов семьи, в том числе ребенка;
- признанием полномочия детей на выбор самостоятельного пути развития, одобрением независимости детей;
- взаимоотношениями обоюдного уважения, равенства в принятии решений в проблематичных моментах;
- признанием самоценности личности детей и отказом от манипулятивной стратегии обучения;
- аргументированной возрастными и индивидуально-личностными отличительными чертами детей, рациональной и адекватно предъявляемой к нему системой требований;
- регулярным контролированием с постепенной передачей функций контроля ребенку, переходом к его самоконтролю;
- рациональной также адекватной системой наказаний и поощрений;
- стабильностью, непротиворечивостью обучения при сохранении права каждого родителя на собственную теорию обучения и комплексное изменение его системы в соответствии с возрастом детей.
В целом успех воспитательной функции семьи зависит от ее воспитательного потенциала: материальных и домашних обстоятельств, численности семьи, характера взаимоотношений между ее членами. Характер взаимоотношений содержит в себе психологическую, трудовую также эмоциональную атмосферу в семье, формирование и качества отца с матерью, их навык, домашние устои также распределение обязательств.
Библиографический список
- Калинина, Р.Р. Введение в психологию семейных отношений/ Р.Р. Калинина. – СПб: Речь, 2009. – 350 с.
- Куликова Т.А. Семейная педагогика и домашнее воспитание: Учебник для студ. сред. и высш. пед. учеб. заведений. – М.: Академия, 2012.
- Минияров В. М. Психология семейного воспитания. – Воронеж, 2000. – 256с.