УДК 373.1

СОДЕРЖАНИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ УУД

Власова Анастасия Андреевна1, Ротанова Валерия Александровна1, Торопова Анастасия Игоревна1, Сочнева Анастасия Сергеевна1, Бугрова Анастасия Николаевна1
1Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина

Аннотация
В данной статье рассматривается содержание познавательных универсальных учебных действий, их классификация и этапы усвоения.

Ключевые слова: , ,


Рубрика: 13.00.00 ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Власова А.А., Ротанова В.А., Торопова А.И., Сочнева А.С., Бугрова А.Н. Содержание познавательных УУД // Современные научные исследования и инновации. 2020. № 12 [Электронный ресурс]. URL: https://web.snauka.ru/issues/2020/12/94149 (дата обращения: 08.12.2021).

Познавательные УУД – это универсальны учебные действия, которые нацелены на развитие когнитивных (психических) способностей обучающихся [2].

Основываясь на исследованиях отечественных дидактов, обобщенных Воровщиковым С.Г. и Орловой Е.В. в монографии «Развитие универсальных учебных действий: внутришкольная система учебно-методического и управленческого сопровождения», познавательные УУД можно подразделить на:

Общеучебные УУД:

- Использование знаково – символических средств (графики, модели, схемы, таблицы);

- Осуществление самостоятельного поиска информации для решения учебных заданий;

- Ориентирование на решение задач нестандартными способами;

- Структурирование знаний.

Логические УУД:

- Умение строить рассуждения, доказательства, выдвигать гипотезы и их обоснование;

- Умение видеть и устанавливать причинно-следственные связи;

- Умение выделять существенные признаки объектов;

- Умение осуществлять осмысловое чтение;

Постановка и решение проблемы:

- Умение правильно формулировать проблему;

- Умение ставить перед собой необходимые цели и задачи;

- Нахождение различных способов решения задач и различных проблемных ситуаций [1].

Прежде, чем говорить о методике организации уроков для успешного усвоения познавательных УУД, необходимо знать этапы формирования познавательной деятельности обучающихся.

Этапы познавательной деятельности:

1.      Мотивационно-ориентировочный этап. Главной задачей данного этапа является создание настроя обучающегося к восприятию новой информации, которую необходимо усвоить. В мотивационной фазе необходимо сформировать позитивное отношение обучаемого к целям и задачам формируемой деятельности, а также к содержанию учебного материала.

2.      Этап уяснения знаний. Уяснить – значит понять изучаемый предмет, создать о нем правильное представление, увидеть его (в прямом или переносном смысле). Говоря о визуальном образе изучаемого объекта, обучающийся должен не просто видеть предмет, а именно уметь рассказать о нем или нарисовать, начертить его. Для проверки усвоения различных определений и понятий, можно спросить обучающегося: «Что он понимает под данным определением (термином)?». В данном случае следует обращать внимание на наличие связи абстракции с реальными объектами (приводит ли обучающийся примеры).

3.      Этап отработки навыков (умений). На данном этапе обучающиеся применяют полученные знания на практике. В данном пункте необходимо обратить внимание, что отрабатывать умения, нужно только в том случае, если необходимые знания усвоены. Однако, В процессе отработки знаний продолжается уяснение (знания уточняются, дополняются), т.е. овладение ими на требуемом уровне скорости, прочности и т.д. Отработка превращает знания в умения и, при необходимости, в навыки. Действия отработки — это упражнения в применении знаний и решении задач.

4.      Контрольный этап. Основная цель этого этапа —самоутверждение, достижение уверенности обучаемого в том, что он усвоил учебный материал, хотя это может и не соответствовать действительному положению [3].


Библиографический список
  1. Асмолов А.Г. Формирование универсальных учебных действий в школе: от действия к мысли. Система заданий / А. Г. Асмолов, Г. В. Бруменская, И. А. Володарская и др.; под ред. А. Г. Асмолова.  – М.: Просвещение, 2012. – 159 с.
  2. Гринченко, И.С. Современные средства оценивания результатов обучения: учебно-методическое пособие / И.С. Гринченко. – М.: УЦ Перспектива, 2013. – 247 с.
  3. Орлов, А.А. Введение в педагогическую деятельность: практикум/А.А. Орлов, А.С. Агафонова. – М.: Издательский центр «Академия», 2015. – 256.


Количество просмотров публикации: Please wait

Все статьи автора «Власова Анастасия Андреевна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:
  • Регистрация