Познавательные УУД – это универсальны учебные действия, которые нацелены на развитие когнитивных (психических) способностей обучающихся [2].
Основываясь на исследованиях отечественных дидактов, обобщенных Воровщиковым С.Г. и Орловой Е.В. в монографии «Развитие универсальных учебных действий: внутришкольная система учебно-методического и управленческого сопровождения», познавательные УУД можно подразделить на:
Общеучебные УУД:
- Использование знаково – символических средств (графики, модели, схемы, таблицы);
- Осуществление самостоятельного поиска информации для решения учебных заданий;
- Ориентирование на решение задач нестандартными способами;
- Структурирование знаний.
Логические УУД:
- Умение строить рассуждения, доказательства, выдвигать гипотезы и их обоснование;
- Умение видеть и устанавливать причинно-следственные связи;
- Умение выделять существенные признаки объектов;
- Умение осуществлять осмысловое чтение;
Постановка и решение проблемы:
- Умение правильно формулировать проблему;
- Умение ставить перед собой необходимые цели и задачи;
- Нахождение различных способов решения задач и различных проблемных ситуаций [1].
Прежде, чем говорить о методике организации уроков для успешного усвоения познавательных УУД, необходимо знать этапы формирования познавательной деятельности обучающихся.
Этапы познавательной деятельности:
1. Мотивационно-ориентировочный этап. Главной задачей данного этапа является создание настроя обучающегося к восприятию новой информации, которую необходимо усвоить. В мотивационной фазе необходимо сформировать позитивное отношение обучаемого к целям и задачам формируемой деятельности, а также к содержанию учебного материала.
2. Этап уяснения знаний. Уяснить – значит понять изучаемый предмет, создать о нем правильное представление, увидеть его (в прямом или переносном смысле). Говоря о визуальном образе изучаемого объекта, обучающийся должен не просто видеть предмет, а именно уметь рассказать о нем или нарисовать, начертить его. Для проверки усвоения различных определений и понятий, можно спросить обучающегося: «Что он понимает под данным определением (термином)?». В данном случае следует обращать внимание на наличие связи абстракции с реальными объектами (приводит ли обучающийся примеры).
3. Этап отработки навыков (умений). На данном этапе обучающиеся применяют полученные знания на практике. В данном пункте необходимо обратить внимание, что отрабатывать умения, нужно только в том случае, если необходимые знания усвоены. Однако, В процессе отработки знаний продолжается уяснение (знания уточняются, дополняются), т.е. овладение ими на требуемом уровне скорости, прочности и т.д. Отработка превращает знания в умения и, при необходимости, в навыки. Действия отработки — это упражнения в применении знаний и решении задач.
4. Контрольный этап. Основная цель этого этапа —самоутверждение, достижение уверенности обучаемого в том, что он усвоил учебный материал, хотя это может и не соответствовать действительному положению [3].
Библиографический список
- Асмолов А.Г. Формирование универсальных учебных действий в школе: от действия к мысли. Система заданий / А. Г. Асмолов, Г. В. Бруменская, И. А. Володарская и др.; под ред. А. Г. Асмолова. – М.: Просвещение, 2012. – 159 с.
- Гринченко, И.С. Современные средства оценивания результатов обучения: учебно-методическое пособие / И.С. Гринченко. – М.: УЦ Перспектива, 2013. – 247 с.
- Орлов, А.А. Введение в педагогическую деятельность: практикум/А.А. Орлов, А.С. Агафонова. – М.: Издательский центр «Академия», 2015. – 256.