Впервые об эмоциональном интеллекте заговорили на Западе лет 20 назад. В 1996 году в США вышла книга Дэниела Гоулмана под названием «Эмоциональный интеллект», которая взбудоражила общество и заставила переосмыслить роль эмоций в жизни людей [1].
Эмоциональный интеллект (EQ) складывается из множества различных качеств, часто трудно определяемых, которые проявляются в высоком уровне понимания себя, в способности слышать и понимать других людей, предвидеть их поведение, контролировать свои и чужие эмоции, в умении правильно принимать решения и т.д. Обладатель высокого IQ не всегда отличается таким перечнем качеств, так как EQ – это взаимодействие в системе «человек-человек», тогда как IQ говорит больше об умственных способностях человека [2].
Успешность совещаний, встреч, переговоров и публичных выступлений как раз-таки зависит от эмоционального интеллекта, в данном случае способность убедить клиента зачастую важнее умения производить сложные расчёты в одиночку.
Высокий эмоциональный интеллект проявляется в умении адекватно оценивать собственные возможности и ограничения, максимально эффективно использовать свои сильные качества и стараться нивелировать слабые стороны.
IQ с возрастом имеет тенденцию к снижению, тогда как эмоциональный интеллект и его составляющие компоненты продолжают совершенствоваться на протяжении всей жизни человека [3].
Условно EQ можно разделить на следующие компоненты:
1. Понимание себя. Способность «слышать» себя и осознавать собственные чувства, мысли – одна из базовых составляющих эмоционального интеллекта.
2. Эффективное взаимодействие с самим собой – основывается как на хорошем понимании себя, так и на доверии и уважении к себе, своей индивидуальности и эмоциональной сфере.
3. Понимание других людей – одна из составляющих успешного межличностного общения. Для лучшего понимания других людей необходимо себе ответить на следующие вопросы: Кто этот человек, что он собой представляет? Что он говорит, какого содержание его речей? Зачем всё это говорил?
4. Эффективное взаимодействие с другими людьми. Для этого важно не только увидеть и принять отличие от нас нашего собеседника, но и найти то, что объединяет и в конечном итоге приведет к достижению общей цели [3].
Таким образом, эмоциональный интеллект – это то, что необходимо и, главное, можно развивать. Высокий EQ будет отличным инструментарием в достижении успеха.
Библиографический список
- Земедлина, Е.А. Этика и психология делового общения: Учебное пособие / Е.А. Земедлина. – М.: Риор, 2017. – 512 c.
- Ильин, Е.П. Психология делового общения / Е.П. Ильин. – СПб.: Питер, 2019. – 127 c.
- Мелия М. Бизнес – это психология: Психологические координаты жизни современного делового человека / Марина Мелия. – М.: Альпина Паблишер 2018. – 510 с.