ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ

Власова Анастасия Андреевна1, Ротанова Валерия Александровна1, Торопова Анастасия Игоревна1, Сочнева Анастасия Сергеевна1, Бугрова Анастасия Николаевна1
1Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина, студент

Аннотация
В данной статье рассматривается понятие «эмоционального интеллекта», его компонеты и почему он важнее IQ в достижении успеха.

Ключевые слова: , ,


Рубрика: 19.00.00 ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Власова А.А., Ротанова В.А., Торопова А.И., Сочнева А.С., Бугрова А.Н. Эмоциональный интеллект // Современные научные исследования и инновации. 2020. № 12 [Электронный ресурс]. URL: https://web.snauka.ru/issues/2020/12/94148 (дата обращения: 14.03.2024).

Впервые об эмоциональном интеллекте заговорили на Западе лет 20 назад. В 1996 году в США вышла книга Дэниела Гоулмана под названием «Эмоциональный интеллект», которая взбудоражила общество и заставила переосмыслить роль эмоций в жизни людей [1].

Эмоциональный интеллект (EQ) складывается из множества различных качеств, часто трудно определяемых, которые проявляются в высоком уровне понимания себя, в способности слышать и понимать других людей, предвидеть их поведение, контролировать свои и чужие эмоции, в умении правильно принимать решения и т.д. Обладатель высокого IQ не всегда отличается таким перечнем качеств, так как EQ – это взаимодействие в системе «человек-человек», тогда как IQ говорит больше об умственных способностях человека [2].

Успешность совещаний, встреч, переговоров и публичных выступлений как раз-таки зависит от эмоционального интеллекта, в данном случае способность убедить клиента зачастую важнее умения производить сложные расчёты в одиночку.

Высокий эмоциональный интеллект проявляется в умении адекватно оценивать собственные возможности и ограничения, максимально эффективно использовать свои сильные качества и стараться нивелировать слабые стороны.

IQ с возрастом имеет тенденцию к снижению, тогда как эмоциональный интеллект и его составляющие компоненты продолжают совершенствоваться на протяжении всей жизни человека [3].

Условно EQ можно разделить на следующие компоненты:

1. Понимание себя. Способность «слышать» себя и осознавать собственные чувства, мысли – одна из базовых составляющих эмоционального интеллекта.

2. Эффективное взаимодействие с самим собой – основывается как на хорошем понимании себя, так и на доверии и уважении к себе, своей индивидуальности и эмоциональной сфере.

3. Понимание других людей – одна из составляющих успешного межличностного общения. Для лучшего понимания других людей необходимо себе ответить на следующие вопросы: Кто этот человек, что он собой представляет? Что он говорит, какого содержание его речей? Зачем всё это говорил?

4. Эффективное взаимодействие с другими людьми. Для этого важно не только увидеть и принять отличие от нас нашего собеседника, но и найти то, что объединяет и в конечном итоге приведет к достижению общей цели [3].

Таким образом, эмоциональный интеллект – это то, что необходимо и, главное, можно развивать. Высокий EQ будет отличным инструментарием в достижении успеха.


Библиографический список
  1. Земедлина, Е.А. Этика и психология делового общения: Учебное пособие / Е.А. Земедлина. – М.: Риор, 2017. – 512 c.
  2. Ильин, Е.П. Психология делового общения / Е.П. Ильин. – СПб.: Питер, 2019. – 127 c.
  3. Мелия М. Бизнес – это психология: Психологические координаты жизни современного делового человека / Марина Мелия. – М.: Альпина Паблишер 2018. – 510 с.


Количество просмотров публикации: Please wait

Все статьи автора «Власова Анастасия Андреевна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:
  • Регистрация