ПОВЫШЕНИЕ УСТОЙЧИВОСТИ И НАДЁЖНОСТИ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ЭКОНОМИКО-ЛОГИСТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ СОВРЕМЕННОЙ ТРАНСПОРТНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

Вислобоков Никита Юрьевич1, Замостоцкий Евгений Геннадьевич1, Иванов Владимир Иванович1
1«Международный университет «МИТСО» Витебский филиал

Аннотация
В данной статье анализируются наиболее перспективные пути повышения устойчивости и надёжности функционирования логистической системы транспортной организации в современных экономических условиях на примере конкретной организации.

Ключевые слова: , , , ,


Рубрика: 08.00.00 ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Вислобоков Н.Ю., Замостоцкий Е.Г., Иванов В.И. Повышение устойчивости и надёжности функционирования экономико-логистической системы современной транспортной организации // Современные научные исследования и инновации. 2020. № 12 [Электронный ресурс]. URL: https://web.snauka.ru/issues/2020/12/94144 (дата обращения: 29.03.2024).

В современных экономических условиях одним из наиболее перспективных в Витебской области и Республики Беларусь в целом поступательно развивающихся видов предоставления услуг является сфера грузовых автомобильных перевозок. В перечень услуг, предлагаемых большинством организаций, входят перевозки внутри населенных пунктов и за их пределы, с использованием любых видов транспорта различной грузоподъемности. По данным Национального статистического комитета Республики Беларусь, год от года показатели автотранспортной работы характеризуются положительной динамикой [1, с. 21; 2, с. 16]. В тоже время, надо отметить, что рынок грузоперевозок Витебской области развивается в довольно жестокой конкуренции. Так, например, только в г. Витебске действует около 100 компаний и частных перевозчиков, оказывающих транспортные услуги и экспедирование грузов, как на территории Республики, так и за ее пределами, и представляющих весь комплекс сопутствующих услуг; кроме того в сфере международных перевозок в последние годы заметно усилилась конкуренция со стороны организаций из соседних стран, а также наблюдается ужесточение требований к тарифам и качеству транспортных услуг со стороны потребителей [3, с. 57]. Соответственно непрерывно возрастающая в последние годы конкуренция в отрасли, обусловила то, что для организаций, занимающихся грузоперевозками (на автомобильном транспорте), все большее значение и актуальность приобретает необходимость решения вопросов, связанных с обеспечением и повышением надежности и устойчивости функционирования логистической системы предприятия в условиях жёсткой конкуренции и в первую очередь её транспортной подсистемы, как основной прибылеобразующей системы организации.

Сегодня для таких организаций, чтобы иметь шансы на успешное функционирование и опережать конкурентов, простое наращивание автотранспортного парка уже бесполезно, т.к. с ростом объемов бизнеса увеличивается не только транспортный парк, но расходы на его обслуживание, причём более высокими темпами чем грузооборот [3, с. 60]. На фоне все возрастающей конкуренции становится очевидной значимость каждого клиента вне зависимости от его величины и удаленности [2, с. 17]. Соответственно на первый план выходят такие аспекты конкурентной борьбы, как эффективное планирование, управление и оптимизация транспортных издержек. Главным приоритетом становится качество предоставляемых услуг, и, как следствие этого, бережное и внимательное отношение ко времени и требованиям заказчика [4, с. 31].

Соответственно очевидно, что сегодня решение задач, связанных с повышением устойчивости логистической системы современных транспортных организаций, состоит в первую очередь, в оптимизации процессов управления и функционирования транспортной подсистемой (как основной логистической подсистемой предприятия) путём диверсификации рынков сбыта услуг и обеспечения её необходимым инструментарием для планирования, контроля, управления, анализа и оптимизации процессов поиска и подбора клиентов, в основе которой чаще всего лежит активное использование современных информационно-аналитических систем автоматизации управления.

Для примера рассмотрим одни из основных результатов анализа логистической компании г. Витебска. С момента создания предприятие действует на принципах самофинансирования и самоокупаемости, имеет самостоятельный баланс, расчетный и валютный счета. В соответствии с Уставом предприятие может осуществлять следующие виды деятельности: деятельность автомобильного грузового транспорта; техническое обслуживание и ремонт автомобилей; деятельность прочего сухопутного пассажирского транспорта, не подчиняющегося расписанию; хранение и складирование; услуги автомобильных стоянок; организация перевозок грузов; сдача внаем собственного недвижимого имущества; технические испытания и исследования; проведение расследований и обеспечение безопасности.

Основной вид деятельности, от которого предприятие получает основной объем выручки – деятельность автомобильного грузового транспорта (код 49410). Доля данного вида деятельности по итогам работы за 2019 год – 89,4%. Прочие виды деятельности, осуществляемые предприятием: государственный технический осмотр транспортных средств, услуги по стоянке (временному хранению) транспортных средств на территории предприятия, услуги станции технического обслуживания (СТО), мойка транспортных средств, сдача неиспользуемого имущества в аренду, экспедирование грузов водителями предприятия.

Общая стратегическая цель организации объединяет в себе три подцели: увеличение провозных возможностей за счет расширения парка транспортных средств; привлечение новых клиентов с помощью расширения маркетинговой деятельности; повышение качества оказываемых услуг за счет роста квалификации сотрудников. В целом все три подцели нацелены на повышение эффективности функционирования организации, которая в свою очередь преимущественно и определяет способность логистической системы предприятия к поддержанию и сохранению динамического равновесия с внешней средой, т.е. её устойчивость.

В таблице 1 приведена динамика изменения выручки, прибыли и рентабельности организации за последние 3 года.

Таблица 1 – Динамика изменения выручки, прибыли и рентабельности организации

Наименование показателя

Значение показателя

Темп роста, %

2017

2018

2019

2018 г.к 2017 г.

2019 г.

к 2018 г.

Выручка от реализации услуг, тыс.руб.

2722

2827

3121

103,9

110,4

Прибыль от реализации услуг, тыс.руб.

121

149

147

123,1

98,7

Рентабельность реализации услуг, %

5,5

6,6

5,8

По данным таблицы видим, что анализируя динамику изменения эффективности деятельности организации в последние 3 года можно сказать, что она является положительной: наблюдается стабильный рост выручки от реализации услуг, однако из-за увеличения себестоимости прирост прибыли наблюдается только по сравнению с 2017 годом, рентабельность реализованной продукции, работ, услуг увеличилась в 2018 году по сравнению с 2017 годом на 1,1 п.п. и составила 6,6%, однако в 2019 году уменьшилась по сравнению с 2018 годом − на 0,8 п.п. и составила 5,8%. Это связано с тем, что темпы роста прибыли от реализации продукции, работ, услуг в анализируемом периоде были сначала выше темпов роста себестоимости реализованной продукции, работ, услуг, а потом ниже.

Стоимость чистых активов предприятия в 2018 году уменьшившись по сравнению с 2017 году на 7,8%; а в 2019 году стоимость чистых активов, фактически, осталась прежней уменьшившись только на 0,7% по сравнению с предшествующим годом. Безусловно в своей деятельности предприятие имеет сильные и слабые стороны. Это например, некоторый дефицит собственных средств для инвестиций, моральное и физическое старение оборудования, наличие незавершенного строительства, неравномерность поступления выручки от оказываемых услуг, ухудшение платежеспособности постоянных клиентов, отсутствие стратегического инвестора. Зато в качестве сильных сторон можно отметить собственную материальную базу, квалифицированный и сравнительно постоянный персонал, качество услуг, наличие постоянных клиентов, гибкая ценовая политика, выгодное месторасположение предприятия, наличие собственной мастерской для технического обслуживания, шиномонтажа и ремонта автомобилей (одновременно на техническом обслуживании и ремонте может находиться 25 автомобилей). Эксплуатационный парк подвижного состава включает 69 грузовых автомобилей, 4 автомобиля хозяйственного парка, 8 полуприцепов. Общая грузоподъемность парка составляет 413,5 т. В таблице 2 представлены показатели ликвидности и платежеспособности анализируемого ОАО за последние годы.

Таблица 2 – Показатели ликвидности и платежеспособности рассматриваемого

Наименование показателя

норматив

2017

2018

2019

Коэффициент текущей ликвидности

К1 > 1,15

1,39

1,45

1,24

Коэффициент обеспеченности собственными оборотными средствами

K2 > 0,15

0,28

0,31

0,20

Коэффициент обеспеченности финансовых обязательств активами

K3 < 0,85

0,16

0,26

0,23

Можно сказать, что анализ коэффициентов (К1 – К3) характеризует предприятие следующим образом:

-                       предприятие имеет превышение текущих активов над текущими пассивами, что обеспечивает резервный запас для компенсации убытков, которые оно может понести; однако, не смотря на то, что коэффициент текущей ликвидности находится в пределах нормативного значения, было бы лучше иметь более высокую границу безопасности для любого возможного снижения рыночной стоимости текущих активов, вызванного непредвиденными обстоятельствами;

-                       предприятие обладает оборотными средствами для финансирования операционной деятельности,

-                       предприятие самостоятельно рассчитывается по своим финансовым обязательствам.

Далее логичным будет провести анализ показатели финансовой устойчивости и независимости предприятия (таблица 3).

Таблица 3 – Показатели финансовой устойчивости и независимости организации

Наименование показателя

норматив

2017

2018

2019

Коэффициент капитализации

К1 < 1

0,19

0,35

0,29

Коэффициент финансовой независимости

K2 > 0,6

0,84

0,74

0,77

Коэффициент капитализации, фактически, характеризует финансовую устойчивость предприятия, показывает сколько заемных средств привлечено на рубль собственных и насколько каждый рубль долга подкреплен собственным капиталом. По данным таблицы видим, что в анализируемый период значение коэффициента находится в пределах норматива, т.е. доля заемных средств не превышала долю собственных. В свою очередь коэффициент финансовой независимости (отношение собственного капитала к общей величине капитала), отражающий степень зависимости предприятия от заемных средств поддерживается на достаточно высоком уровне (более 60%) в течении всего анализируемого периода. Наибольший удельный вес в структуре активов предприятия за анализируемый период составляют долгосрочные активы, а в структуре пассивов – собственный капитал.

В состав транспортных средств предприятия входят в основном грузовая техника и техника специального назначения. В зависимости от года выпуска и интенсивности эксплуатации самортизированность и пробег используемого автотранспорта изменяется в достаточно широких пределах. Краткий анализ наличия грузовых автомобильных транспортных средств по типу кузова приведён в таблице 4.

Таблица 4 – Краткий анализ наличия грузовых автомобильных транспортных средств по типу кузова

Тип кузова

Количество

Фургон изотермический

20

Фургон грузовой

36

Тягач седельный

10

Самосвал

1

Бортовой тент

1

Кунг

1

Полуприцеп

8

Полуприцеп контейнеровоз

7

Всего

83

Анализ распределение транспортируемого грузопотока по рынкам (внешний/внутренний) (таблице 5) показал, что в анализируемый период наибольший удельный вес занимают перевозки на внутреннем рынке.

Таблица 5 – Структура рынков сбыта услуг рассматриваемого предприятия

Вид рынка

Доля в общем грузообороте, %

Темп роста

2017

2018

2019

2018/2017

2019/2018

Внутренний рынок

83,9

91,1

87,1

108,6

95,6

Внешний рынок

16,1

8,9

12,9

55,3

144,9

Итого

100

100

100

По данным таблицы видим, что предприятие в основном осуществляет свою деятельность на внутреннем рынке Республики Беларусь – 87,1% общего объема выручки от реализации услуг по итогам 2019 года. Основная доля грузоперевозок на внутреннем рынке – перевозки хлебобулочных изделий специализированным подвижным составом – 60,0% общего объема выручки от реализации услуг и 66,4% объема выручки от основной деятельности по итогам 2019 года.

В 2018 году произошло заметное снижение выручки по международным перевозкам в связи с передачей в аренду четырех автопоездов во вновь учрежденное предприятие ОАО «ВитЕВРОтранс» для начала его хозяйственной деятельности. Из общего количества автомобилей грузового парка только 6 автопоездов (9% парка) используется на международных перевозках, хотя то направление является достаточно перспективным.

Соответственно на основании проведенного анализа можно прогнозировать, что в перспективе финансовые показатели и конкурентоспособность предприятия будут расти. Выбранная стратегия маркетинга позволит предприятию занять устойчивую позицию на рынке грузоперевозок. Одним из главных достижений предприятия и результатом успешной работы за изученный период можно считать стабильную ежегодную безубыточную работу, рост выручки от реализации услуг 110,4%, производительности труда 110,3%, средней заработной платы 109,1%.

В тоже время, учитывая отмеченные в процессе анализа несбалансированность направлений реализации транспортных услуг; недостаточное количество грузового автотранспорта, используемого на международных перевозках; сравнительно невысокий уровень автоматизации управления транспортной подсистемой – в условиях усиливающейся на этом рынке конкуренции для повышения устойчивости логистической системы организации наиболее перспективным представляется в первую очередь:

-                       усилить диверсификацию рынков сбыта основных услуг организации путём увеличения объема международных перевозок грузов,

-                       провести обновление автопарка и

-                       активизировать использование современных информационно-аналитических систем автоматизации управления и систем внутрикорпоративной и внутриотраслевой коммуникации для повышения эффективности эксплуатации существующего автопарка и минимизации порожнего пробега автотранспорта.

Учитывая потребности основных потребителей услуг организации относящихся к направлению международных перевозок, а также существующие возможности предприятия по самостоятельному осуществлению обслуживания автотранспорта наиболее перспективным представляется расширить международный автопарк предприятия путём перевода на международные перевозки 4 автопоездов (седельный тягач и полуприцеп), которые на данный момент сдаются в аренду, а также приобретения 5 автопоездов: 5 единиц низкорамных специальных полуприцепов-контейнеровозов, 5 единиц седельных тягачей МАЗ (в случае недостатка собственных средств, приобретение новых полуприцепов может осуществляться за счет заёмных средств (кредит банка)). Безусловно перед реализацией такой проект потребует серьёзного анализа и планирования, но уже поверхностный анализ позволяет ожидать, что при горизонте планирования 5 лет проект будет эффективным (NPV (чистый дисконтированный доход) > 0, PI (индекс рентабельности инвестиций) > 1), простой период окупаемости составит около 3 лет. Кроме того, ожидается, что реализация проекта позволит создать резерв для дальнейшего развития предприятия.

Также, для повышения эффективности транспортной логистической подсистемы, а значит и устойчивости всего предприятия в целом (выраженной в первую очередь в уменьшении простоев подвижного состава в ожидании груза, уменьшении доли затрат на техническое обслуживание и ремонт в структуре себестоимости реализации услуг) представляется целесообразным интенсифицировать использование современных информационных систем коммуникации и взаимодействия, основанных в первую очередь на облачных сервисах. Так например, для оптимизации анализа рынка транспортных услуг (с точки зрения подбора грузов) и оптимизации процессов поиска и подбора клиентов целесообразным представляется использование сервисов предоставляемых современными транспортными биржами, например, такими как «ТрансИнфо» (основные регионы биржи: Беларусь, Россия, другие страны бывшего СССР), «Della.by» (основные регионы биржи: страны бывшего СССР), «Timocom» (основные регионы биржи: Европа), «Trans.eu» (основные регионы биржи: страны западной Европы и СНГ), «Ati.su» (основные регионы биржи: преимущественно Россия) и другими. Такие биржи, как правило, предназначена для того, чтобы предоставлять участникам рынка грузоперевозок (как перевозчикам, так и грузоотправителям) современную и удобную платформу обмена информацией с целью повышения эффективности и безопасности транспортного бизнеса. Кроме основной функции, быстрого поиска грузов и всевозможного транспорта для их перемещения, как правило, поддерживают ещё целый ряд дополнительных функций. В целом функционально, по сути, представляют собой виртуального логистического оператора, функционирующего круглосуточно в режиме реального времени. На таких ресурсах, как правило, зарегистрированы тысячи транспортных компаний и рядовых пользователей из разных стран мира, что обеспечивает достаточно хороший обзор рынка, правда, как правило в ограниченном регионе, который сами же провайдеры бирж, как правило, стремятся расширять путём привлечения новых пользователей. А использование систем управления базами данных и других функций автоматизированного анализа и фильтрации информации по заданным критериям на таких платформах позволяет пользователям как значительно экономить время, так и повысить эффективность выполнения функций поиска и подбора грузов для транспортировки или самого транспорта, что в итоге заметно повышает эффективность процесса управления транспортом организации. Благодаря опции проверки пользователей, сотрудничество с зарегистрированными пользователями транспортных бирж считается более безопасным.

Одним из основных недостатков транспортных бирж является отсутствие универсальной платформы, одинаково высокоэффективно работающей во всех регионах; так сегодня в разных регионах наиболее популярны, а значит и перспективны для сотрудничества, разные биржи. На первый взгляд, наиболее эффективным с точки зрения повышения объёма выручки от транспортировки грузов представляется параллельное использование сервисов нескольких бирж, однако следует помнить, что при определении эффективности придётся учитывать затраты и для повышения прибыльности более перспективным может оказаться использование сервисов только одной транспортной биржи, т.е. перед принятием решения для каждой конкретной организации, безусловно, потребуется предварительный экономический анализ в зависимости от направления транспортировки грузов, эффективности функционирования биржи в соответствующем регионе и ценовой политики биржи, причём учитывая динамичность изменения ситуации на рынке транспортных услуг такой анализ придётся периодически повторять.

Таким образом, на основе результатов анализа рассматриваемого предприятия, как типового примера средней транспортной организации в нашей стране, осуществляющей как внутренние, так и международные грузовые автоперевозки, учтя значительное доминирование по значимости транспортной логистической подсистемы в формировании выручки, а также учитывая географическое месторасположение организации и современные мировые рыночные тенденции в области грузоперевозок, можно сделать вывод, что для повышения устойчивости и надёжности функционирования логистической системы организаций такого типа наиболее перспективным представляется придерживаться стратегий диверсификации направлений транспортировки грузов с гибким масштабированием значимости направлений, поддержание качества услуг на международном уровне и снижения затрат на транспортировку грузов путём реализации процесса планирования, осуществления и мониторинга деятельности организации на основе логистического подхода, а также активного использования современных информационных облачных сервисов и систем автоматизации процессов управления и планирования.

В частности анализ эффективности функционирования предприятия показал, что с точки зрения логистического подхода в первую очередь необходимо обратить внимание на такие направления в совершенствовании показателей предприятия как уменьшить простои подвижного состава в ожидании груза; усилить диверсификацию географических направлений реализации услуг по транспортировке грузов с увеличением доли международных перевозок (только 12,9% общего объема выручки от реализации услуг по итогам прошедшего года) по нулевой ставке НДС, с целью увеличения поступления на счета организации валютных средств, как источника пополнения собственных оборотных средств; уменьшить долю затрат на техническое обслуживание и ремонт в структуре себестоимости реализации услуг.

Соответственно для данной организации в первую очередь целесообразным представляется

-                       увеличить количество транспортных средств, направленных на международные грузоперевозки (во-первых, путём перевода на этот вид деятельности 4 тягачей с полуприцепами, сдаваемыми в аренду, во-вторых, путём закупки для этих целей 5 новых тягачей с полуприцепами);

-                       обновить эксплуатируемую TMS-систему (вплоть до внедрения новой, при необходимости [6, с. 33; 7, с. 341]);

-                       активно использовать возможности облачных сервисов современных транспортных бирж в планировании перевозок, маршрутов, при поиске клиентов для грузоперевозок и проверке их надёжности.

Конкурентные преимущества при использовании качественно внедрённой TMS сформируются благодаря:

-                       упрощению процессов управления разного уровня;

-                       динамическому мониторингу грузов (GPS-трекинг, оптимизация маршрутов с опцией корректировки при непредвиденных обстоятельствах);

-                       централизованному хранению данных организации и т.п.

Основной экономический эффект создаётся благодаря улучшению таких параметров, как снижение времени в пути, доставка «точно в срок», сокращение автопарка, снижение затрат на арендуемый автопарк, минимизация пробега автотранспорта. Как правило, после грамотного внедрения TMS-системы транспортные издержки, например, снижаются на 15-25%, но важно помнить, что при внедрении систем такого класса важно четко спланировать и проанализировать каждый из этапов внедрения [5, с. 248]. Эффективное использование возможностей современных транспортных бирж, позволяет значительно снизить «холостые» пробеги, а значит и затраты на топливо. Относительно увеличения доли международных перевозок, в том числе благодаря обновлению грузового автопарка организации, например, в проекте, прилагаемом для предприятия по предварительным расчётам ожидается увеличение выручки от реализации транспортных услуг на 12,5 %.


Библиографический список
  1. Селиванов А.В., Буркацкий М.А. Транспортная логистика международных цепей поставок // Менеджмент социальных и экономических систем. 2017. № 4. С. 56-69.
  2. Курбанов Т., Курбанов А., Лучкин С. Цифровые логистические технологии: возможные перспективы и риски внедрения в цепи поставок // Логистика. №10 (143). 2018. – С. 16-20.
  3. Колмачихин, Ю. Н. Чем выгодны современные транспортные технологии? / Ю. Н. Колмачихин // Логистика и управление цепями поставок. − 2017. − С. 56 − 60.
  4. Вислобоков, Н.Ю. Современные информационно-аналитические системы в транспортной логистике / Н.Ю. Вислобоков, Е.Ф. Замостоцкая, В.И. Иванов // Актуальные вопросы образования и науки. – №2 (68). 2019. – с. 30-35.
  5. Трофимов, В.В. Информационные системы и технологии и экономике и управлении // Под ред. проф. Трофимова В.В. – М.: Юрайт, 2018. – 542 с.


Количество просмотров публикации: Please wait

Все статьи автора «Вислобоков Никита Юрьевич»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:
  • Регистрация