В условиях рыночных отношений коммерческий успех предприятия зависит не только от производственных мощностей, но в большей степени от успешного управления сбытом продукции, что обеспечивает эффективное управление продажами с использованием современных маркетинговых инструментов для продажи продукции, продвижения продаж [1]. Особую актуальность в условиях рыночной экономики приобретают вопросы повышения эффективности управления сбытовой деятельностью перерабатывающих предприятий. От успеха реализации сбытовой политики зависят экономические результаты хозяйственной деятельности и выживание предприятия в конкурентной борьбе [2, с. 115]. Проблема управления сбытовой деятельностью в настоящее время является особо актуальной, так как в условиях рыночных отношений, когда отмечается усиление конкурентной борьбы в различных областях производства и реализации продукции, важно не только произвести товар высокого качества в определенном количестве, но и организовать эффективные каналы сбыта произведенной продукции [1].
Одним из наиболее актуальных способов совершенствования сбытовой деятельности, фактически, любого современного предприятия является развитие электронных каналов продаж [3, с. 480]. Эффективность такого мероприятия рассмотрим на примере коммерческого предприятия. Рассматриваемое предприятие осуществляет такие виды деятельности как производство пожарно-технической продукции; выполнение работ и оказание услуг в области пожарной безопасности; производство насосного оборудования; производство насосов для коммунального хозяйства; подготовка и переподготовка кадров; рекламная деятельность, как в РБ, так и за ее пределами, в том числе в иностранных государствах, на всех видах рекламных носителей. Предприятие специализируется на производстве порошковых и углекислотных огнетушителей. Одним из необходимых направлений развития сбытовой деятельности для предприятия является совершенствование и развитие современных (в первую очередь – электронных) каналов продаж. Поэтому далее рассмотрим возможность развития электронных каналов продаж предприятия. В таблице 1 представлена оценка уровня освоения современных электронных каналов продаж на рассматриваемом предприятии.
Как видно из представленных данных, уровень развития электронных каналов продаж в предприятии характеризуется очень низким показателем. В связи с этим, для предприятия предлагается довести фактический уровень развития электронных каналов продаж до 100% за счет развития всех направлений и инструментов продаж, присутствующих на сегодняшний день на рынке.
Таблица 1 – Оценка степени развития электронных каналов продаж на предприятии
Наименование параметра |
Значение |
Интернет-каталог |
+ |
Интернет-магазин на сайте |
– |
Торговые электронные площадки |
– |
Итого |
33,3 % |
В частности, для предприятия представляется целесообразным расширить и интегрировать имеющиеся каналы продаж при организации торгового процесса с покупателями:
– развитие собственного интернет-магазина на сайте предприятия;
– развитие сотрудничества с электронными торговыми площадками путем активного использования их электронных каталогов.
Согласно [1] схему предлагаемой модели продаж продукции можно представить следующим образом (рисунок 1).
В таблицах 2 и 3 приведём расчет затрат на разработку и внедрение интернет-магазина на предприятии.
С учетом прогнозируемого уровня интереса к продукции (27 %, в соответствии с занимаемой на рынке Республики Беларусь долей рынка) и с учетом стоимости клика (перехода) в каталоге той или иной электронной торговой площадки в таблице 4 произведен расчет прироста текущих расходов предприятия на использование электронных торговых площадок.
Рисунок 1. Схема организации сбыта продукции с использованием системы электронных продаж
По данным таблицы 4 видим, что годовые расходы предприятия на использование электронных торговых площадок в интернете составят 16,50 тыс. руб. Современные исследования организации и развития электронных каналов продаж показывают, что рост продаж предприятий в результате внедрения многоканальных электронных систем продаж позволяет обеспечивать прирост продаж на 5-15 % в год (в среднем 7,5 %) с последующим снижением роста продаж по мере появления аналогичных усилий со стороны конкурентов. Далее в таблице 5 произведем расчет прогнозного прироста реализации товаров, продукции, работ и услуг и прибыли от реализации за счет внедрения и развития интернет-магазина и электронных торговых площадок предприятием.
Таблица 2 – Разовые расходы на разработку и внедрение интернет-магазина
Наименование показателя |
Значение, тыс. руб. |
1. Расходы на разработку и внедрение интернет-магазина на сайт |
3,86 |
2. Расходы на продвижение и поддержку интернет-магазина в социальных сетях |
4,58 |
Итого |
8,44 |
Таблица 3 – Текущие расходы на поддержание функциональности интернет-магазина
Наименование показателя |
Значение, тыс. руб. |
1. Абонентская плата за хостинг и обновление каталога интернет-магазина |
1,94 |
2. Расходы на техническую поддержку интернет-магазина |
2,68 |
Итого |
4,62 |
Таблица 4 – Расчет текущих расходов на использование электронных торговых площадок
ЭТП |
Средне-дневная посеща-емость, тыс. пользо-вателей |
Посеща-емость рубрики, пользо-вателей |
Прогноз-ный уровень интереса к продук-ции предпри-ятия, % |
Прогноз-ное число кликов, ед. |
Плата за клик, руб. |
Расходы в год, руб. |
Kupi.tut.by |
55,0 |
605,0 |
27,0 |
163,0 |
0,064 |
3 807,68 |
Яндекс.Маркет |
80,0 |
880,0 |
27,0 |
237,0 |
0,068 |
5 882,34 |
Shop.by |
45,0 |
225,0 |
27,0 |
60,0 |
0,055 |
1 204,50 |
Onliner.by |
60,0 |
300,0 |
27,0 |
81,0 |
0,062 |
1 833,03 |
1k.by |
40,0 |
280,0 |
27,0 |
75,0 |
0,047 |
1 286,63 |
Migom.by |
30,0 |
210,0 |
27,0 |
56,0 |
0,047 |
960,68 |
by.all.biz |
30,0 |
330,0 |
27,0 |
89,0 |
0,047 |
1 526,80 |
Итого |
- |
- |
- |
761,0 |
- |
16501,65 |
Таблица 5 – Прогнозирование прироста прибыли от реализации за счет развития интернет-магазина и электронных торговых площадок
Наименование показателей |
Значение |
1. Выручка от реализации, тыс. руб. |
2 125,0 |
2. Прогнозный прирост продаж, % |
7,5 |
3. Прирост выручки от реализации, % (стр. 1 х стр. 2 / 100) |
159,4 |
4. Сложившийся уровень рентабельности продаж, % |
21,55 |
5. Прирост прибыли от реализации, тыс. руб. (стр. 4 х стр. 3 / 100) |
34,35 |
Видим, что согласно произведенным расчетам в таблице 5, прирост прибыли от реализации может составить 34,35 тыс. руб. В таблице 6 произведем расчет чистого эффекта для предприятия за счет реализации предлагаемого мероприятия.
Таблица 6 – Расчет эффекта от развития интернет-магазина и электронных торговых площадок
Наименование показателей |
Значение |
1. Прирост прибыли от реализации, тыс. руб. |
34,35 |
2. Прирост текущих расходов на техподдержку интернет-магазина, тыс. руб. |
4,62 |
3. Прирост текущих расходов на обеспечение работы электронных торговых площадок, тыс. руб. |
16,50 |
4. Прирост прибыли от реализации с учетом покрытия дополнительных расходов, тыс. руб. (стр. 1 – стр. 2 – стр. 3) |
13,23 |
5. Прирост чистой прибыли, тыс. руб. (стр. 4 – стр. 4 х 0,18) |
10,85 |
С учетом совокупных расходов на внедрение данной системы срок окупаемости вложений составит: Ток = 8,44 / 10,85 = 0,8 года.
Далее в таблице 7 представим данные об изменении основных показателей деятельности организации с учетом внедрения интернет-магазина и развития сотрудничества с электронными торговыми площадками.
Таблица 7 – Изменение показателей работы с учетом внедрения интернет-магазина
Показатель |
Факти-чески за 2017 год |
С учетом меро-приятия |
Изме-нени (+; –) |
Темп изме-нения, % |
1. Выручка от реализации, тыс. руб. |
2 125,0 |
2 284,4 |
159,4 |
107,5 |
2. Себестоимость реализованной продукции, тыс. руб. |
1 667,0 |
1 813,2 |
146,2 |
108,8 |
3. Прибыль от реализации, тыс. руб. |
458,0 |
471,2 |
13,2 |
102,9 |
4. Рентабельность продаж, % |
21,55 |
20,63 |
-0,93 |
- |
Таким образом, видим, что развитие современных электронных каналов продаж обеспечит для рассматриваемого предприятия рост конкурентных преимуществ и прогнозное увеличение продаж на 7,5 %, а прирост прибыли от реализации составит 13,23 тыс. руб. Снижение рентабельности обусловлено ростом дополнительных текущих расходов на предприятии, однако вместе с работой CRM-системы это обеспечит для предприятия возможность роста объема реализации и прибыли.
Библиографический список
- Бекетова О.Ю. Особенности организации системы сбыта продукции на промышленном предприятии / О. Ю. Бекетова [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://sibac.info/archive/economy/1(49).pdf. – Дата доступа: 15.01.2020.
- Аникин, Б.А. Коммерческая логистика: учебник / Б. А. Аникин, А. П. Тяпухин. – М.: Проспект, 2017. – 426 с.
- Трофимов, В.В. Информационные системы и технологии и экономике и управлении // Под ред. проф. Трофимова В.В. – М.: Юрайт, 2018. – 542 с.