ДИВЕРСИФИКАЦИЯ РЫНКОВ СБЫТА ТОВАРОВ И УСЛУГ СОВРЕМЕННОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ПУТЕМ РАЗВИТИЯ ЭЛЕКТРОННЫХ КАНАЛОВ ПРОДАЖ

Вислобоков Никита Юрьевич
Учреждение образования Федерации профсоюзов Беларуси Международный университет «МИТСО» Витебский филиал
кандидат физико-математических наук, доцент, доцент экономики и информационных технологий

Аннотация
В данной статье развитие электронных каналов продаж предлагается в качестве одного из наиболее перспективных на сегодняшний день путей диверсификации рынков сбыта организации, на примере конкретного предприятия анализируется экономическая эффективность и последствия такого решения.

Ключевые слова: , , ,


Рубрика: 08.00.00 ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Вислобоков Н.Ю. Диверсификация рынков сбыта товаров и услуг современной организации путем развития электронных каналов продаж // Современные научные исследования и инновации. 2020. № 12 [Электронный ресурс]. URL: https://web.snauka.ru/issues/2020/12/94140 (дата обращения: 23.09.2024).

В условиях рыночных отношений коммерческий успех предприятия зависит не только от производственных мощностей, но в большей степени от успешного управления сбытом продукции, что обеспечивает эффективное управление продажами с использованием современных маркетинговых инструментов для продажи продукции, продвижения продаж [1]. Особую актуальность в условиях рыночной экономики приобретают вопросы повышения эффективности управления сбытовой деятельностью перерабатывающих предприятий. От успеха реализации сбытовой политики зависят экономические результаты хозяйственной деятельности и выживание предприятия в конкурентной борьбе [2, с. 115]. Проблема управления сбытовой деятельностью в настоящее время является особо актуальной, так как в условиях рыночных отношений, когда отмечается усиление конкурентной борьбы в различных областях производства и реализации продукции, важно не только произвести товар высокого качества в определенном количестве, но и организовать эффективные каналы сбыта произведенной продукции [1].

Одним из наиболее актуальных способов совершенствования сбытовой деятельности, фактически, любого современного предприятия является развитие электронных каналов продаж [3, с. 480]. Эффективность такого мероприятия рассмотрим на примере коммерческого предприятия. Рассматриваемое предприятие осуществляет такие виды деятельности как производство пожарно-технической продукции; выполнение работ и оказание услуг в области пожарной безопасности; производство насосного оборудования; производство насосов для коммунального хозяйства; подготовка и переподготовка кадров; рекламная деятельность, как в РБ, так и за ее пределами, в том числе в иностранных государствах, на всех видах рекламных носителей. Предприятие специализируется на производстве порошковых и углекислотных огнетушителей. Одним из необходимых направлений развития сбытовой деятельности для предприятия является совершенствование и развитие современных (в первую очередь – электронных) каналов продаж. Поэтому далее рассмотрим возможность развития электронных каналов продаж предприятия. В таблице 1 представлена оценка уровня освоения современных электронных каналов продаж на рассматриваемом предприятии.

Как видно из представленных данных, уровень развития электронных каналов продаж в предприятии характеризуется очень низким показателем. В связи с этим, для предприятия предлагается довести фактический уровень развития электронных каналов продаж до 100% за счет развития всех направлений и инструментов продаж, присутствующих на сегодняшний день на рынке.

Таблица 1 – Оценка степени развития электронных каналов продаж на предприятии

Наименование параметра

Значение

Интернет-каталог

+

Интернет-магазин на сайте

Торговые электронные площадки

Итого

33,3 %

В частности, для предприятия представляется целесообразным расширить и интегрировать имеющиеся каналы продаж при организации торгового процесса с покупателями:

– развитие собственного интернет-магазина на сайте предприятия;

– развитие сотрудничества с электронными торговыми площадками путем активного использования их электронных каталогов.

Согласно [1] схему предлагаемой модели продаж продукции можно представить следующим образом (рисунок 1).

В таблицах 2 и 3 приведём расчет затрат на разработку и внедрение интернет-магазина на предприятии.

С учетом прогнозируемого уровня интереса к продукции  (27 %, в соответствии с занимаемой на рынке Республики Беларусь долей рынка) и с учетом стоимости клика (перехода) в каталоге той или иной электронной торговой площадки в таблице 4 произведен расчет прироста текущих расходов предприятия на использование электронных торговых площадок.

 Рисунок 1. Схема организации сбыта продукции с использованием системы электронных продаж

По данным таблицы 4 видим, что годовые расходы предприятия на использование электронных торговых площадок в интернете составят 16,50 тыс. руб. Современные исследования организации и развития электронных каналов продаж показывают, что рост продаж предприятий в результате внедрения многоканальных электронных систем продаж позволяет обеспечивать прирост продаж на 5-15 % в год (в среднем 7,5 %) с последующим снижением роста продаж по мере появления аналогичных усилий со стороны конкурентов. Далее в таблице 5 произведем расчет прогнозного прироста реализации товаров, продукции, работ и услуг и прибыли от реализации за счет внедрения и развития интернет-магазина и электронных торговых площадок предприятием.

Таблица 2 – Разовые расходы на разработку и внедрение интернет-магазина

Наименование показателя

Значение, тыс. руб.

1. Расходы на разработку и внедрение интернет-магазина на сайт

3,86

2. Расходы на продвижение и поддержку интернет-магазина в социальных сетях

4,58

Итого

8,44

 

Таблица 3 – Текущие расходы на поддержание функциональности интернет-магазина

Наименование показателя

Значение, тыс. руб.

1. Абонентская плата за хостинг и обновление каталога интернет-магазина

1,94

2. Расходы на техническую поддержку интернет-магазина

2,68

Итого

4,62

 

Таблица 4 – Расчет текущих расходов на использование электронных торговых площадок

ЭТП

Средне-дневная посеща-емость, тыс. пользо-вателей

Посеща-емость рубрики, пользо-вателей

Прогноз-ный уровень интереса к продук-ции предпри-ятия, %

Прогноз-ное число кликов, ед.

Плата за клик, руб.

Расходы в год, руб.

Kupi.tut.by

55,0

605,0

27,0

163,0

0,064

3 807,68

Яндекс.Маркет

80,0

880,0

27,0

237,0

0,068

5 882,34

Shop.by

45,0

225,0

27,0

60,0

0,055

1 204,50

Onliner.by

60,0

300,0

27,0

81,0

0,062

1 833,03

1k.by

40,0

280,0

27,0

75,0

0,047

1 286,63

Migom.by

30,0

210,0

27,0

56,0

0,047

960,68

by.all.biz

30,0

330,0

27,0

89,0

0,047

1 526,80

Итого

-

-

-

761,0

-

16501,65

 

Таблица 5 – Прогнозирование прироста прибыли от реализации за счет развития интернет-магазина и электронных торговых площадок

Наименование показателей

Значение

1. Выручка от реализации, тыс. руб.

2 125,0

2. Прогнозный прирост продаж, %

7,5

3. Прирост выручки от реализации, % (стр. 1 х стр. 2 / 100)

159,4

4. Сложившийся уровень рентабельности продаж, %

21,55

5. Прирост прибыли от реализации, тыс. руб. (стр. 4 х стр. 3 / 100)

34,35

 

Видим, что согласно произведенным расчетам в таблице 5, прирост прибыли от реализации может составить 34,35 тыс. руб. В таблице 6 произведем расчет чистого эффекта для предприятия за счет реализации предлагаемого мероприятия.

 

Таблица 6 – Расчет эффекта от развития интернет-магазина и электронных торговых площадок

Наименование показателей

Значение

1. Прирост прибыли от реализации, тыс. руб.

34,35

2. Прирост текущих расходов на техподдержку интернет-магазина, тыс. руб.

4,62

3. Прирост текущих расходов на обеспечение работы электронных торговых площадок, тыс. руб.

16,50

4. Прирост прибыли от реализации с учетом покрытия дополнительных расходов, тыс. руб. (стр. 1 – стр. 2 – стр. 3)

13,23

5. Прирост чистой прибыли, тыс. руб. (стр. 4 – стр. 4 х 0,18)

10,85

 

С учетом совокупных расходов на внедрение данной системы срок окупаемости вложений составит: Ток = 8,44 / 10,85 = 0,8 года.

Далее в таблице 7 представим данные об изменении основных показателей деятельности организации с учетом внедрения интернет-магазина и развития сотрудничества с электронными торговыми площадками.

 

Таблица 7 – Изменение показателей работы с учетом внедрения интернет-магазина

Показатель

Факти-чески за 2017 год

С учетом меро-приятия

Изме-нени (+; –)

Темп изме-нения, %

1. Выручка от реализации, тыс. руб.

2 125,0

2 284,4

159,4

107,5

2. Себестоимость реализованной продукции, тыс. руб.

1 667,0

1 813,2

146,2

108,8

3. Прибыль от реализации, тыс. руб.

458,0

471,2

13,2

102,9

4. Рентабельность продаж, %

21,55

20,63

-0,93

-

 

Таким образом, видим, что развитие современных электронных каналов продаж обеспечит для рассматриваемого предприятия рост конкурентных преимуществ и прогнозное увеличение продаж на 7,5 %, а прирост прибыли от реализации составит 13,23 тыс. руб. Снижение рентабельности обусловлено ростом дополнительных текущих расходов на предприятии, однако вместе с работой CRM-системы это обеспечит для предприятия возможность роста объема реализации и прибыли.


Библиографический список
  1. Бекетова О.Ю. Особенности организации системы сбыта продукции на промышленном предприятии / О. Ю. Бекетова  [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://sibac.info/archive/economy/1(49).pdf. – Дата доступа: 15.01.2020.
  2. Аникин, Б.А. Коммерческая логистика: учебник / Б. А. Аникин, А. П. Тяпухин. – М.: Проспект, 2017. – 426 с.
  3. Трофимов, В.В. Информационные системы и технологии и экономике и управлении // Под ред. проф. Трофимова В.В. – М.: Юрайт, 2018. – 542 с.


Все статьи автора «Вислобоков Никита Юрьевич»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: