Гуманистическое воспитание представляет собой вид воспитания, основанный непосредственно на идеях гуманизма. Гуманизм же, в свою очередь, является особой мировоззренческой позицией, при которой личность – это самая высшая ценность, которая составляет основу жизни на земле.
Цель гуманистического воспитания имеет состоит в гармоничном развитии личности воспитанников и предполагает гуманный характер отношений между участниками образовательного процесса.
Гуманистическое воспитание представляет собой ключевую тенденцию системы мирового образования, которая непосредственно охватывает и образовательную практику Российской Федерации.
Гуманистическое воспитание требует изучения личности в представлении её в качестве целостного начала. При этом воспитанник мыслится не как управляемый, а как автор, творец своей жизнедеятельности. В отечественной педагогической практике утвердились идеи гуманистического воспитания, ведущей среди которых является развитие личности [1].
Существуют следующие установки и приёмы гуманистической системы воспитания:
- воспитание посредством ответственности;
- воспитание посредством здравомыслие;
- воспитание через заботу, доверие и уважение;
- воспитание через творчество;
- воспитание через обучения разрешения жизненных проблем;
- воспитание посредством обучения этическому поведению [4].
Основные аспекты концепции гуманистического воспитания выглядят следующим образом:
- гуманное отношение к личности обучающихся;
- уважение прав и свобод обучающихся;
- предъявление обучающимся посильных и разумно сформулированных требований;
- понимание позиции обучающихся даже тогда, когда они отказывается выполнять предъявляемые требования;
- уважение права каждого быть самим собой;
- доведение до сознания личности воспитательных задач и целей;
- ненасильственное формирование личностных качеств;
- недопущение наказаний, которые унижают честь и достоинство личности;
- признание права личности на полный отказ от формирования тех личностных качеств, которые каким-либо образом противоречат ее убеждениям [6].
Таким образом, через формирование ценностных ориентиров гуманистическая педагогика пытается вернуть многими утрачиваемый вкус к жизни, остроту переживания – забытое искусство жизни. Способность радоваться жизни является очень важным фактором совершенствования личности.
Библиографический список
- Газман О.С. Неклассическая педагогика: от авторитарной педагогики к педагогике свободы. М.: МИРОС, 2002.
- Сластенин В.А. и др. Педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов; Под ред. В.А. Сластенина. М.: Издательский центр «Академия», 2002. 576 с.
- Шиянов Е.Н., Котова И.Б. Идея гуманизации образования в контексте отечественных теорий личности. Ростов-на-Дону, 1995.
- Кувандикова Г.Г., Чориев И.Р. Технологии гуманизма общества в отношении к личности // Вестник науки и образования, 2016. № 5 (17). С. 64-67.
- Кувандикова Г.Г., Чориев И.Р. Вести науки и образования. XIII межд. науч.-практ. конф. Россия. Москва. 23-24 февраля 2016. С. 92-94.
- Кувандикова Г.Г., Хамрокулова Д.Ф., Юлчиева З.Н. Гуманистический подход к процессу индивидуализации обучения // Research journal «European research» prepared by using the XXIV international scientific and practical conference «European research: innovation in science, education and technology». № 1 (24). London. United Kingdom. 28-29 January, 2017. 74-76 page.