В современных условиях вынужденного глубокого погружения в вопросы организации образовательного процесса в дистанционном режиме возникает необходимость изучения позитивного опыта эффективной организации обучения на расстоянии. Кроме того, необходима теоретическая и практическая поддержка актуального уровня профессиональной компетентности педагогических работников по проблеме проектирования и реализации образовательного процесса на основе использования сетевых сервисов, как инструмента организации совместной работы субъектов образовательного процесса.
Изучая профессиональный стандарт «Педагог профессионального обучения, профессионального образования и дополнительного профессионального образования», можно сделать вывод, о том, что современному педагогу необходимо владеть навыками использования средств современной информационно-образовательной среды для обеспечения качественного учебно-воспитательного процесса. Так как в трудовой функции «Организация учебной деятельности обучающихся по освоению учебных предметов» прописано трудовое действие «формирование предметно-пространственной среды учебного помещения, обеспечивающей освоение учебного предмета», а в необходимых умениях присутствует требование «осуществлять электронное обучение, использовать дистанционные образовательные технологии, информационно-коммуникационные технологии, электронные образовательные и информационные ресурсы» [1].
Приоритетное развитие электронной информационно-образовательной среды современной образовательной организации предполагает наличие постоянного доступа к электронным образовательным ресурсам и услугам, в том числе в учреждении образования, дома, в дороге. Это требование относится ко всем участникам образовательного процесса: обучающимся, их законным представителям, преподавателям, руководителям системы образования. Для эффективной реализации таких возможностей появились «облачные» технологии, лидерскую позицию среди которых занимают социальные сетевые сервисы Google.
Среди групп сервисов Google, наиболее востребованными и направленными на решение основных образовательных задач, можно выделить «Google Документы», «Google Формы», «Google Диск», «Google Сайт». Представленные сервисы дают возможность не только реализовать процесс разработки и предоставления доступа к электронным образовательным ресурсам, но и позволяют эффективно организовать коммуникации и совместную работу субъектов образовательного процесса. Сетевые сервисы Google для преподавателя предлагают возможности осуществления контроля и оценки учебных достижений, дистанционного управления обучением и создания индивидуальных стратегий обучения в соответствии с индивидуальными особенностями и потребностями всех субъектов образовательного процесса.
Сервис «Google Документы»- представляет собой текстовый редактор, который позволяет создавать и форматировать документы, а также предоставлять возможность совместной работы над ними с другими пользователями. Применение этого сервиса на практических занятиях при реализации технологии работы в малых группах: каждой группе студентов заранее подготовлен в информационно-образовательной предметной среде документ с допущенными ошибками, которые необходимо исправить, или пропущенными местами, которые нужно заполнить; при выполнении практических работ обучающимися: заготовлен бланк отчета по практической работе, который они скачивают и заполняют индивидуально. В организации учебно-исследовательской деятельности этот сервис позволяет создавать совместные проекты различной направленности. При организации внеучебных мероприятий сервис «Google Документы» помогает совместно создать поздравление к празднику, создании статей в стенгазету и т.д. Кроме того, данный сервис позволяет преподавателям совместно работать над методическими разработками занятий, программами, учебно-методическими пособиями и т.д.
Сетевой сервис «Google Формы» – представляет собой инструмент, который обеспечивает обратную связь в пространстве занятия. С помощью форм преподаватель может создать анкеты для обучающихся и их законных представителей на пример: анкета для первокурсника, предназначенная для сбора информации о студенте, необходимой для работы куратора; опрос, как актуализация знаний, необходимых для изучения темы; для организации внеурочных мероприятий могут создаваться викторины; самой часто используемой возможностью форм является создание тестов, как инструмента оперативного контроля знаний обучающихся. в системе взаимодействия администрации образовательной организации с трудовым коллективом формы достаточно часто используются в качестве инструмента создания различных анкет и опросов (например анкета для ежедневного сбора информации о заболевших студентах). Большим плюсом форм является тот факт, что все результаты можно скачать в виде электронной таблицы, удобной для хранения и последующей обработки собранных данных.
Сервис «Google Диск» – представляет собой «облако» – удобное место для хранения файлов различного типа: текстовых документов, таблиц, различных изображений, аудио- и видеоконтента. Диск представляет собой облачное хранилище документов различного типа, обеспечивающее возможность удаленной работы с ними на различных устройствах с доступом к сети Интернет. Этот сетевой сервис также позволяет структурировать хранимые файлы, созданные в Диске или загруженные с компьютера. Применение Диска в образовательном процессе возможно в нескольких аспектах: это может быть общий диск дисциплины, где содержатся тренировочные тематические тесты и другие контрольно-измерительные материалы, дополнительная литература, подборка электронных образовательных ресурсов или ссылки на них, разобранные решения практических заданий и т.д.; общий диск группы студентов, их законных представителей и куратора группы, где хранятся фото и видео материалы совместных мероприятий, отчеты о проведении кураторских часов и внеурочных мероприятий и т.д.; диск с общим доступом для работы предметно-цикловой комиссии, кафедры, деканата или другого структурного подразделения организации профессионального образования, где хранятся базы учебно-методического обеспечения дисциплин, есть возможность осуществлять обмен передовым эффективным педагогическим опытом и формировать ресурс для повышения качества преподавания учебных дисциплин.
Сервис «Google Сайты» – представляет собой конструктор простых web-сайтов, не требующий от пользователя знаний в области программирования и других технических навыков. Созданные в данном сервисе сайты могут иметь различную специфику, все зависит от целевой установки. Это может быть сайт группы, студенческого научного сообщества, предметно-цикловой комиссии, кафедры, воспитательной службы или другого структурного подразделения организации профессионального образования. Наличие собственного сайта преподавателя открывает целый спектр различных возможностей организации совместной работы с обучающимися: подборка учебно-методических материалов к каждому занятию или разделу (проверочные работы, сценарии игр для проверки знаний, информационный материал по занятиям, практические лабораторные и работы и т.д.), материалы по кураторской работе со студентами и их законными представителями (фотоотчеты мероприятий, викторины и опросы, презентации проектов, планы мероприятий), методические материалы для дополнительного образования (тесты, презентации, видео, обучающие курсы). При этом сайт может стать точкой входа в целый мир преподаваемой дисциплины, так называемым порталом, учитывая возможности комплексного использования других социальных сетевых сервисов в рамках организации совместной работы субъектов образовательного процесса.
Таким образом, в ответ на вызов современной ситуации в мире, комплексное применений сетевых сервисов Google в образовательном процессе позволяет эффективно реализовать обучение с применением дистанционных образовательных технологий, осуществить возможности для разработки образовательных продуктов и диссеминации передового педагогического опыта, которые помогут преподавателям и обучающимся организовать не только свою работу, но и совместную деятельность субъектов образовательного процесса.
Библиографический список
- Приказ Минтруда России от 08.09.2015 N608н “Об утверждении профессионального стандарта “Педагог профессионального обучения, профессионального образования и дополнительного профессионального образования” (Зарегистрировано в Минюсте России 24.09.2015 N 38993)