ОПЫТ ОРГАНИЗАЦИИ СОВМЕСТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СУБЪЕКТОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА С ПРИМЕНЕНИЕМ СЕРВИСОВ GOOGLE

Мещерякова Ирина Николаевна1, Москалева Юлия Анатольевна2
1Университетский колледж ФГБОУ ВО «Оренбургский государственный университет», кандидат педагогических наук, преподаватель
2ФГБОУ ВО Оренбургский государственный медицинский университет Минздрава России, кандидат педагогических наук, доцент кафедры истории Отечества

Аннотация
В данной статье авторы представляют опыт реализации совместной учебной и внеучебной деятельности в условиях дистанционного обучения с опорой на инструментарий социальных сетевых сервисов компании Google. В статье обосновывается необходимость владения современными дистанционными образовательными технологиями с опорой на описание трудовых функций в профессиональном стандарте «Педагог профессионального обучения, профессионального образования и дополнительного профессионального образования». Данная статья будет интересна преподавателям, занимающимся проблемами организации совместной деятельности субъектов образовательного процесса на основе использования социальных сетевых сервисов.

Ключевые слова: , , , ,


Рубрика: 13.00.00 ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Мещерякова И.Н., Москалева Ю.А. Опыт организации совместной деятельности субъектов образовательного процесса с применением сервисов Google // Современные научные исследования и инновации. 2020. № 12 [Электронный ресурс]. URL: https://web.snauka.ru/issues/2020/12/94099 (дата обращения: 19.04.2024).

В современных условиях вынужденного глубокого погружения в вопросы  организации образовательного процесса в дистанционном режиме возникает необходимость изучения позитивного опыта эффективной организации обучения на расстоянии. Кроме того, необходима теоретическая и практическая поддержка актуального уровня профессиональной компетентности педагогических работников по проблеме проектирования и реализации образовательного процесса на основе использования сетевых сервисов, как инструмента организации совместной работы субъектов образовательного процесса.

Изучая профессиональный стандарт «Педагог профессионального обучения, профессионального образования и дополнительного профессионального образования», можно сделать вывод, о том, что современному педагогу необходимо владеть навыками использования средств современной информационно-образовательной среды для обеспечения качественного учебно-воспитательного процесса. Так как в трудовой функции «Организация учебной деятельности обучающихся по освоению учебных предметов» прописано трудовое действие «формирование предметно-пространственной среды учебного помещения, обеспечивающей освоение учебного предмета», а в необходимых умениях присутствует требование «осуществлять электронное обучение, использовать дистанционные образовательные технологии, информационно-коммуникационные технологии, электронные образовательные и информационные ресурсы» [1].

Приоритетное развитие электронной информационно-образовательной среды современной образовательной организации предполагает наличие постоянного доступа к электронным образовательным ресурсам и услугам, в том числе в учреждении образования, дома, в дороге. Это требование относится ко всем участникам образовательного процесса: обучающимся, их законным представителям, преподавателям, руководителям системы образования. Для эффективной реализации таких возможностей появились «облачные» технологии, лидерскую позицию среди которых занимают социальные сетевые сервисы Google.

Среди групп сервисов Google, наиболее востребованными и направленными на решение основных образовательных задач, можно выделить «Google Документы», «Google Формы», «Google Диск», «Google Сайт». Представленные сервисы дают возможность не только реализовать процесс разработки и предоставления доступа к электронным образовательным ресурсам, но и позволяют эффективно организовать коммуникации и совместную работу субъектов образовательного процесса.  Сетевые сервисы Google для преподавателя предлагают возможности осуществления контроля и оценки учебных достижений, дистанционного управления обучением и создания индивидуальных стратегий обучения в соответствии с индивидуальными особенностями и потребностями всех субъектов образовательного процесса.

Сервис «Google Документы»- представляет собой текстовый редактор, который позволяет создавать и форматировать документы, а также предоставлять возможность совместной работы над ними с другими пользователями. Применение этого сервиса на практических занятиях при реализации технологии работы в малых группах: каждой группе студентов заранее подготовлен в информационно-образовательной предметной среде документ с допущенными ошибками, которые необходимо исправить, или пропущенными местами, которые нужно заполнить; при выполнении практических работ обучающимися: заготовлен бланк отчета по практической работе, который они скачивают и заполняют индивидуально. В организации учебно-исследовательской деятельности этот сервис позволяет создавать совместные проекты различной направленности. При организации внеучебных мероприятий сервис «Google Документы» помогает совместно создать поздравление к празднику, создании статей в стенгазету и т.д. Кроме того, данный сервис позволяет преподавателям совместно работать над методическими разработками занятий, программами, учебно-методическими пособиями и т.д.

Сетевой сервис «Google Формы» – представляет собой инструмент, который обеспечивает обратную связь в пространстве занятия. С помощью форм преподаватель может создать анкеты для обучающихся и их законных представителей на пример: анкета для первокурсника, предназначенная для сбора информации о студенте, необходимой для работы куратора; опрос, как актуализация знаний, необходимых для изучения темы; для организации внеурочных мероприятий могут создаваться викторины; самой часто используемой возможностью форм является создание тестов, как инструмента оперативного контроля знаний обучающихся. в системе взаимодействия администрации образовательной организации с трудовым коллективом формы достаточно часто используются в качестве инструмента создания различных анкет и опросов (например анкета для ежедневного сбора информации о заболевших студентах). Большим плюсом форм является тот факт, что все результаты можно скачать в виде электронной таблицы, удобной для хранения и последующей обработки собранных данных.

Сервис «Google Диск» – представляет собой «облако» – удобное место для хранения файлов различного типа: текстовых документов, таблиц, различных изображений, аудио- и видеоконтента. Диск представляет собой облачное хранилище документов различного типа, обеспечивающее возможность удаленной работы с ними на различных устройствах с доступом к сети Интернет. Этот сетевой сервис также позволяет структурировать хранимые файлы, созданные в Диске или загруженные с компьютера. Применение Диска в образовательном процессе возможно в нескольких аспектах: это может быть общий диск дисциплины, где содержатся тренировочные тематические тесты и другие контрольно-измерительные материалы, дополнительная литература, подборка электронных образовательных ресурсов или ссылки на них, разобранные решения практических заданий и т.д.; общий диск группы студентов, их законных представителей и куратора группы, где хранятся фото и видео материалы совместных мероприятий, отчеты о проведении кураторских часов и внеурочных мероприятий и т.д.; диск с общим доступом для работы предметно-цикловой комиссии, кафедры, деканата или другого структурного подразделения организации профессионального образования, где хранятся базы учебно-методического обеспечения дисциплин, есть возможность осуществлять обмен передовым эффективным педагогическим опытом и формировать ресурс для повышения качества преподавания учебных дисциплин.

Сервис «Google Сайты» – представляет собой конструктор простых web-сайтов, не требующий от пользователя знаний в области программирования и других технических навыков. Созданные в данном сервисе сайты могут иметь различную специфику, все зависит от целевой установки. Это может быть сайт группы, студенческого научного сообщества, предметно-цикловой комиссии, кафедры, воспитательной службы или другого структурного подразделения организации профессионального образования. Наличие собственного сайта преподавателя открывает целый спектр различных возможностей организации совместной работы с обучающимися: подборка учебно-методических материалов к каждому занятию или разделу (проверочные работы, сценарии игр для проверки знаний, информационный материал по занятиям, практические лабораторные и работы и т.д.), материалы по кураторской работе со студентами и их законными представителями (фотоотчеты мероприятий, викторины и опросы, презентации проектов, планы мероприятий), методические материалы для дополнительного образования (тесты, презентации, видео, обучающие курсы). При этом сайт может стать точкой входа в целый мир преподаваемой дисциплины, так называемым порталом, учитывая возможности комплексного использования других социальных сетевых сервисов в рамках организации совместной работы субъектов образовательного процесса.

Таким образом, в ответ на вызов современной ситуации в мире, комплексное применений сетевых сервисов Google в образовательном процессе позволяет эффективно реализовать обучение с применением дистанционных образовательных технологий, осуществить возможности для разработки образовательных продуктов и диссеминации передового педагогического опыта, которые помогут преподавателям и обучающимся организовать не только свою работу, но и совместную деятельность субъектов образовательного процесса.


Библиографический список
  1. Приказ Минтруда России от 08.09.2015 N608н “Об утверждении профессионального стандарта “Педагог профессионального обучения, профессионального образования и дополнительного профессионального образования” (Зарегистрировано в Минюсте России 24.09.2015 N 38993)


Количество просмотров публикации: Please wait

Все статьи автора «Мещерякова Ирина Николаевна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:
  • Регистрация