УДК 378.091

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СОВРЕМЕННОГО ПЕДАГОГА

Федосеева Любовь Алексеевна1, Дубровин Никита Алексеевич1, Ермолаева Екатерина Львовна1, Воронцов Александр Максимович1, Барсукова Анастасия Евгеньевна1
1Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина, студент

Аннотация
В данной статье характеризуется исследовательская деятельность современного педагога, выявляются её сущностные черты. Авторы характеризуют понятие исследовательской деятельности, анализируют сложности её осуществления. Также в статье рассматривается влияние профессионально-педагогического потенциала на осуществление исследовательской деятельности, выделяются его ключевые элементы.

Ключевые слова: , , ,


Рубрика: 13.00.00 ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Федосеева Л.А., Дубровин Н.А., Ермолаева Е.Л., Воронцов А.М., Барсукова А.Е. Исследовательская деятельность современного педагога // Современные научные исследования и инновации. 2020. № 12 [Электронный ресурс]. URL: https://web.snauka.ru/issues/2020/12/94050 (дата обращения: 29.11.2021).

Исследовательская деятельность современного преподавателя представляет собой ключевой показатель личной ответственности,  условие для саморазвития, выражение педагогического таланта и способностей, компонент профессионально-педагогической деятельности, важнейший критерий педагогического творчества, фундаментальный источник профессионального роста. Основные сложности в осуществлении исследовательской деятельности у педагогов могут возникнуть в непосредственном проведении исследования, организации мониторинга, а обработке и интерпретации полученных результатов. Также проблематичными могут быть анализ и самоанализ собственной исследовательской деятельности и предоставление результатов проведённого исследования [3].

Необходимо заметить, что педагогическая деятельность представляет собой особый вид деятельности, который требует высокого уровня профессиональной и общей культуры, разносторонней квалифицированной подготовки. Только от преподавателя, его творческого потенциала, инициативности, самостоятельности, потребности в осуществлении исследовательской деятельностью, зависит успех инновационных преобразований в образовательной организации. Также нужно, чтобы для самого учреждения  были характерны исследования, опытно-экспериментальная работа, активный творческий поиск.

Педагога можно назвать исследователем в случае, если он сумел внедрить новое содержание, получить очень высокие результаты обучения на основе применения эффективных технологий, преуспел в выявлении научных закономерностей, обосновании научно-методических принципов, обобщении собственного опыта в реальной практической педагогической деятельности. Нужно заметить, что исследовательская деятельность педагога в рамках образовательной организации отличается от истинно научной работы и носит непосредственно прикладной характер, направлена на разработку и освоение различных новшеств, которые обеспечивают эффективность и результативность организации процесса обучения.

Исследовательская деятельность в современных реалиях является вполне органичным аспектом профессионально-педагогической деятельности. Этого требуют обстоятельства жизни, который диктуют необходимость формирования и развития творчески активной личности, которая способна самостоятельно делать выбор, ставить задачи и реализовывать их на практики, иметь готовность адаптироваться к постоянным преобразованиям и изменениям, имеет потребность в саморазвитии и самосовершенствовании [4].

Успешное осуществление преподавателем исследовательского деятельности в первую очередь зависит от профессионально-педагогического потенциала. Его следует определить в качестве средств, возможностей, запасов и источников, которые могут быть применены для реализации исследовательских целей. Данное понятие направлено на представлении о педагоге как целостном субъекте трудового процесса.

Профессионально-педагогический потенциал включает в себя следующие элементы:

-                   квалификация, наличие профессиональных знаний, умений и навыков;

-                   психофизическая работоспособность;

-                   дидактические и академические способности;

-                   творческая креативность;

-                   предрасположенность к сотрудничеству, коммуникативному взаимодействию;

-                   ценностно-мотивационная база [2].

Таким образом, исследовательская работа является важнейшим аспектом профессиональной деятельности современного педагога как важнейшего субъекта образовательного процесса. Формирование и развитие у преподавателя исследовательских умений и навыков – это важнейший процесс, необходимый для повышения качества образования.


Библиографический список
  1. Бондаревская Е. В. Гуманистическая парадигма личностно-ори-ентированного образования // Педагогика. – 1997. – № 4. – С. 17-24.
  2. Загривная Т. А. Управление современной школой: научно-методическое сопровождение инновационной деятельности : учеб.-ме-тодич. пособие. – СПб.: ЛОИРО, 2010. – 166 с.
  3. Ильенков Э. В. Новая российская энциклопедия. Т. 6, ч. II. – М.: Инфра-М, 2009. – С. 276-277.
  4. Хуторской А. В. Педагогическая инновация. – М.: Издательский центр «Академия», 2008. – С. 59-63.


Количество просмотров публикации: Please wait

Все статьи автора «Федосеева Любовь Алексеевна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:
  • Регистрация