Актуальность. В связи с постоянным увеличением нагрузки в дзюдо, для достижения высокого спортивного результата, в настоящее время большое значение приобретает физическая подготовка дзюдоистов[1, 2]. На сегодняшний день физическая подготовка дзюдоистов второго года обучения не достаточно разработана, особенно с учетом современных правил[3].
Методы и организация исследования. Анализ научно-методической литературы; педагогическое тестирование; педагогический эксперимент.
Исследование проводилось в ЦВР (центр внешкольной работы) г. Казань с сентября 2019 года по май 2020 года. К исследованию были привлечены 20 мальчиков в возрасте 9-10 лет, первый год занимающиеся дзюдо. Для проведения эксперимента были созданы 2 группы по 10 человек в каждой: экспериментальная и контрольная. Занятия проводились 3 часа в неделю (3 раза в неделю по 60 минут). Два занятия (понедельник и пятница) проводились в зале. При расчете времени на каждый из основных видов заданий на тренировках продолжительностью 60 мин. Статистическая обработка результатов исследования позволила определить следующие характеристики:
- Хср – среднее арифметическое значение,
- σ – стандартное отклонение,
- Sх – ошибка среднего значения.
Достоверность различий определяли по t-критерию Стьюдента для связанных и несвязанных выборок [4].
Результаты исследования. С учетом вышесказанного нами разработана методика повышения уровня общей физической подготовленности мальчиков 9-10 лет. Главной задачей данной методики являлось повышение уровня общей физической подготовленности.
Содержание учебно-тренировочных занятий в группе начальной подготовки второго года обучения в таблице 1.
Таблица 1. Содержание учебно-тренировочных занятий в группе начальной подготовки второго года обучения
Дни недели |
Содержание |
Понедельник |
- обязательный комплекс упражнений (в разминке) 2-5 мин;
- элементы акробатики 6-10 мин; - игры в касания 4-7 мин; - освоение захватов 6-10 мин; - упражнения на мосту 6-18 мин; - изучение и совершенствование элементов техники борьбы – оценочных приемов в стойке и партере в пропорции 3:1. |
Среда |
- обязательный комплекс упражнений (в разминке) 2-5 мин;
- игры (плавание); - упражнения на растягивание. |
Пятница |
- обязательный комплекс упражнений (в разминке) 2-5 мин;
- элементы акробатики 6-10 мин; - игры в касания 4-7 мин; - освоение захватов 6-10 мин; - упражнения на мосту 6-18 мин; - изучение и совершенствование элементов техники борьбы – оценочных приемов в стойке и партере в пропорции 3:1. |
Суббота |
- кроссовый бег 1000-2000 м;
- ОРУ в движении; - подвижные и спортивные игры на свежем воздухе. |
Сначала выполнялся обязательный комплекс упражнений (в разминке) 2-5 мин; затем с содержание занятий включались элементы акробатики 5-8 мин; игры в касания, забегания 4-7 мин; освоение захватов 6-10 мин; упражнения на мосту 5-8 мин., упражнения на физические качества с элементами борьбы 10-15мин. Оставшееся время урока может быть использовано на изучение и совершенствование элементов техники дзюдо.
В содержание занятий включались следующие общеподготовительные упражнения: строевые упражнения; ходьба (обычная, спиной вперед, боком; на носках, пятках, наружном крае стопы, разворачивая стопу (внутрь, наружу); в полуприседе, приседе; ускоренная; с выпадами; перекатыванием с пятки на носок, приставным шагом); бег (на короткие дистанции из различных стартовых положений, на средние и длинные дистанции; по пересеченной местности (кросс); с высоким подниманием бедра; в равномерном и переменном темпе; с изменением направления); прыжки (в длину и высоту с места и с разбега; на одной и двух ногах; со сменой положений ног; в поворотами, с вращением, выпрыгивание на возвышение разной высоты, спрыгивание с высоту, прыжки в глубину; опорные прыжки); метания (теннисного мяча в цель и дальность, набивного мяча вперед из-за головы, снизу, от груди; толкание ядра); переползания (на скамейке вперед, назад и др.); упражнения без предметов (упражнения для рук и плечевого пояса, для туловища, ног, формирования правильной осанки; на расслабление, дыхательные упражнения); упражнения с предметами (со скакалкой, с набивным мячом, с гантелями (до1 кг);подвижные и спортивные игры.
Третье занятие (среда) проводилось в спортивном зале или бассейне. В содержание занятий включались кроссовый бег до2000 м, ОРУ в движении, подвижные и спортивные игры (игры и эстафеты с элементами бега, прыжков, ползания, лазания, метаний, кувырков, переноской груза и предметов, с сохранением равновесия, набивными мячами, игры с элементами спортивных игр (футбол, волейбол, баскетбол, регби, гандбол). В зимнее время (январь и февраль) третье занятие проводилось в бассейне. Содержание занятий было посвящено обучению умению держаться на воде, выплывать, разучивание техники плавания (кроль на груди и спине, брасс), проплывание коротких (25-100 м) дистанций на время, игры на воде.
Учебно-тренировочный процесс мальчиков-дзюдоистов контрольной группы осуществлялся в рамках традиционных подходов к содержательному и организационно-методическому обеспечению. После эксперимента было проведено повторное тестирование мальчиков экспериментальной и контрольной групп.
Анализ полученных результатов исследования физической подготовленности показал, что по изучаемым показателям между группами мальчиков выявлены различия. У мальчиков экспериментальной группы результаты во всех контрольных упражнениях выше, чем у мальчиков контрольной группы.
В беге на30 м, челночном беге и беге на1500 ммальчики экспериментальной группы после эксперимента показали результат на 0,31 с., 0,14 с. и 10,5 с. соответственно лучше, чем у мальчиков контрольной группы.
Следует отметить, что выявленные различия между группами мальчиков по показателям бега на30 ми бегу на1500 мявляются достоверными (p<0,05). Выявленные различия между группами мальчиков по показателю челночный бег являются недостоверными.
В прыжках в длину с места и наклоне вперед мальчики экспериментальной группы показали результат на6,8 сми1,7 смсоответственно лучше, чем мальчики контрольной группы. Различия между группами по данным показателям достоверные (p<0,05).
В контрольном упражнении бросок набивного мяча вперед из-за головы мальчики экспериментальной группы показали результат на0,67 млучше, чем мальчики контрольной группы. Различия между группами по данному показателю достоверные (p<0,05).
В подтягивании на высокой перекладине мальчики экспериментальной группы показали результат на 1,1 раза лучше, чем мальчики контрольной группы. Различия между группами по данному показателю достоверные (p<0,05).
Анализируя полученные данные тестирования до и после эксперимента, было выявлено, что все изучаемые показатели у мальчиков экспериментальной и контрольной групп достоверно повысились (p<0,05).
Как видно на рисунке, представленном выше, во всех изучаемых показателях прирост выше в экспериментальной группе по сравнению с таковыми в контрольной группе. Прирост показателя в беге на30 мв экспериментальной группе за 9 месяцев эксперимента составляет 6,6%, а в контрольной группе – 4,3%. Прирост показателя в подтягивании в экспериментальной группе составляет 51,3%, а в контрольной группе – 32,4%.
Прирост показателя контрольного упражнения бросок набивного мяча в экспериментальной группе составляет 24,5%, а в контрольной группе – 16,1%.
Прирост показателя в прыжке в длину с места в экспериментальной группе составляет 5,4%, а в контрольной группе – 3,5%.
Прирост показателя в челночном беге в экспериментальной группе составляет 4,1%, а в контрольной группе – 2,5%.
Прирост показателя в контрольном упражнении наклон вперед в экспериментальной группе составляет 52,3%, а в контрольной группе – 38,2%.
Прирост показателя в беге на1500 мв экспериментальной группе составляет 4,9%, а в контрольной группе – 2,4%.
Наибольший прирост выявлен в таких контрольных упражнениях, как подтягивание и наклон.
Таким образом, благодаря применению экспериментальной методики у мальчиков экспериментальной группы получены более высокий прирост изучаемых показателей по сравнению с таковыми в контрольной группе.
Библиографический список
- Земленухин, И. А. Популярность борьбы как вида спорта среди населения Республики Татарстан/И. А. Земленухин, Н. Х. Давлетова, Д. С. Мартыканова, С. М. Мугаллимов, А. М. Ахатов//Международные спортивные игры «Дети Азии» -фактор продвижения идей Олимпизма и подготовки спортивного резерва: Материалы международной научной конференции, посвященной 20-летию I Международных спортивных игр «Дети Азии» и 120-летию Олимпийского движения в стране. Под общей редакцией М.Д. Гуляева. -2016. -С. 322-323.
- Корженевский, А.Н. Диагностика тренированности борцов / А.Н. Корженевский, В.С. Дахновский, Б.А. Подливаев // Теория и практика физ. культуры – 20012. – № 2. – С. 28-32.
- Остроумов, В.Н. Спортивная ориентация и тренировка юных дзюдоистов на этапе начальной подготовки : автореферат дисс. канд. пед. наук / В.Н. Остроумов. – М., 2004. – 24 с.
- Петров, П.К. Математико-статистическая обработка результатов педагогических исследований : учебное пособие / П.К. Петров. – Ижевск : УдГУ, 2006. – 86 с.