На данный момент в связи с развитием технологий и общества появляется необходимость и в модернизации всех сфер человеческой жизнедеятельности, в том числе и в образовании. Сегодня вектор развития системы образования направлен в сторону внедрения в образовательный процесс цифровых и электронных средств обучения, информационных технологий обучения. Также изменяется не только образовательный процесс, формы учебных занятий, способ обучения. Но все, что связано с системой образования, она преобразуется согласно развитию общества. Но чтобы выявить это развитие необходимо обратиться к понятию системы образования.
Понятие «система образования» объединяет все функционирующие на территории страны социальные институты учебно-воспитательного профиля. Образовательная система призвана готовить молодых людей к труду, к жизни в современном обществе, участию в жизни государства. Именно поэтому она должна объединять в себе и образовательные организации, и государственные стандарты и планы, и управленческие органы.
Образовательная система объединяет в себе такие понятия как учебно-воспитательная и педагогическая системы. Учебно-воспитательная система представляет собой совокупность целей и содержания, методов, средств и организационных форм учебно-воспитательной деятельности. Для различных уровней и профилей учебного заведения она индивидуальна.
Также необходимо отметить значение понятия педагогической системе в комплексе образования. Так как педагогическая система является одной из разновидностей различных социальных систем. Она представляет собой взаимодействие на основе сотрудничества участников педагогического процесса между собой, окружающей средой и материальными ценностями. Данная деятельность направлена на формирование и развитие личности и в определённой степени представляет интересы всего населения страны. Образовательная педагогическая система – это основа, которая используется и педагогами, и обучающимися, касается интересов различных общественных организаций, семей.
Педагогические системы по характеристикам могут носить следующий характер: реальный – по происхождению, социальный – по субстанционному признаку, открытый – по характеру взаимодействия с внешней средой, сложный – по уровню сложности, вероятностный- по способу детерминации, целеустремленный – по наличию целей, самоуправляемый – по признаку управляемости.
Система образования - один из важнейших субъектов формирующейся экономики знаний. Изменение российской образовательной сферы зависит от ряда факторов: особенности государственной образовательной политики, формирование и развитие теневого рынка образовательных услуг, изменение моделей вузов, особенности финансирования образования, кадровый потенциал, состояние материально- технической и информационной базы учебных заведений и т.д. Но в то же время, образовательная система не может полноценно существовать без поддержки государства. Основная часть учреждений образования находится под контролем государства. Частные школы, существующие за счёт родительской платы, теряются в общей массе.
Библиографический список
- Вербицкий А.А. Новая образовательная парадигма и контекстное обучение. – М.: ИЦ,.
- Воробьева С.Ю. Основы управления образовательными системами, 2016г.
- Гуманистические воспитательные системы вчера и сегодня./ под ред. Селивановой Н.А. – М.,.
- Езопова, С. А. Менеджмент в дошкольном образовании: Учеб.пособие для студ.высш.пед. учеб.заведений. – М: Изд.центр «Академия», 2003. -320 с.
- Зайцева, И.А. Управление образовательными системами
- Казарян А.С., научная статья «Управление образовательными системами», 2016г.
- Новиков А.П. Профессиональное образование в России. – М.,.
- Новиков А., Педагогика. Словарь системы основных понятий, 2013г.
- Новиков Д.А., Теория управления образовательными системами, 2014г.
- Педагогика: педагогические теории, системы, технологии. Уч. пос. / под ред. Смирнова