КОНФЛИКТЫ В ПЕДАГОГИКЕ И СПОСОБЫ ИХ РАЗРЕШЕНИЯ

Федосеева Любовь Алексеевна1, Жидков Алексей Андреевич1, Гордеев Кирилл Сергеевич1, Илюшина Елена Сергеевна1, Ермолаева Екатерина Львовна1
1Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина, студент

Аннотация
В данной статье рассматривается понятие конфликта и конфликтной ситуации, выделяются особенности педагогических конфликтов и действия, в которых могут проявляться конфликты. Авторы рассматривают причины, которые могут служить причиной возникновения конфликтов между обучающимися друг с другом и педагогом и обучающимися. Также в статье рассмотрены способы разрешения приведённых конфликтных ситуаций.

Ключевые слова: , , ,


Рубрика: 19.00.00 ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Федосеева Л.А., Жидков А.А., Гордеев К.С., Илюшина Е.С., Ермолаева Е.Л. Конфликты в педагогике и способы их разрешения // Современные научные исследования и инновации. 2020. № 12 [Электронный ресурс]. URL: https://web.snauka.ru/issues/2020/12/93954 (дата обращения: 23.09.2024).

Образовательная организация – это просто протекание образовательного процесса, но и также коллективное взаимодействие различных людей в процессе освоения образовательной информации. В ходе взаимодействия субъектов образовательного процесса могут возникать различные конфликты. Участники конфликтов и образовательная организация стараются различными способами и средствами разрешить эти конфликты.

В зависимости от субъектов, которые вступают в конфликтную ситуацию, следует выделить следующие виды конфликтов: обучающийся-обучающийся, педагог-обучающийся.

Если говорить об определении понятия конфликта, то, по мнению Н.А. Ерушовой, он представляет собой форму социального взаимодействия между двумя или более людьми, которая возникает вследствие несовпадения  восприятия, желаний, ценностей [1]. Педагогический конфликт является ситуацией, субъектами которого являются непосредственными участниками образовательного процесса.

А.Г. Исаева выделяет следующие особенности конфликта в педагогике:

-              наличие в рамках конфликтной ситуации сторонних наблюдателей, так как образовательная организация является общественным местом. Любая конфликтная ситуация становится наглядным примером для субъектов образовательного процесса. Педагог должен понимать этот факт, принимая решения вступить в конфликтную ситуацию. Педагогу в любом ситуации необходимо реализовывать воспитательную функцию.

-              различные социальные статусы сторон, вследствие чего процесс поиска оптимальной формы выхода из конфликтной ситуации крайне затрудняется.

-              образовательная организация представляет собой общественную модель, в рамках которой педагог является главным показателем норм поведения;

-              различный взгляд на проблемную ситуацию. Часто даже педагог не может понять обучающегося и это не даёт возможности справиться по своим психологическим состоянием.

Исследователь С.Ю. Темина отмечает, что проявление конфликта возможно в разных действиях, таких как:

-                   конфликтотерпимые заключающиеся в затягивании и уходе от решения проблем и компромисса;

-                   конфликтогенные, которые заключаются в выражении возмущения, гнева, насмешках, оскорблениях, использовании наказания в педагогическом воздействии, негативной оценке личности обучающегося;

-                   конструктивные, которые представляют собой действия по изменению неблагоприятного хода развития ситуации. К таким действиям можно отнести готовность идти навстречу, переключение внимание на что-то другое, неординарные действия [4].

Далее следует рассмотреть конкретные виды конфликтов с различными субъектами и способы их непосредственного разрешения.

Первый вид конфликтной ситуации – «обучающийся-обучающийся».

Причины конфликтов между обучающимися могут быть совершенно разными:

-                   соперничество обучающихся;

-                   взаимные оскорбления;

-                   симпатия без взаимности;

-                   борьба за противоположный пол;

-                   взаимные обиды;

-                   враждебность к «любимчикам»;

-                   сплетни, обман;

-                   личная неприязнь вследствие каких-либо причин.

Как же конструктивно решить подобные разногласия? Очень часто обучающиеся могут урегулировать конфликтную ситуацию самостоятельно, без непосредственной помощи педагога. Если вмешательство со стороны педагога всё же нужно, необходимо сделать это в спокойной форме. Лучше обойтись без давления на обучающихся, без публичных извинений, ограничившись только подсказкой. Лучше, если обучающиеся сами найдут алгоритм разрешения конфликтной ситуации. Конструктивный конфликт добавит в копилку опыта обучающихся социальные навыки, которые помогут ему в коммуникации со сверстниками, научат решать проблемы, что пригодится ему в будущем.

Следующая конфликтная ситуация «педагог-обучающийся». Такие конфликты наиболее часты, ведь педагоги и обучающиеся проводят времени вместе очень много, почти как обучающиеся со своими родителями.

Причины конфликтов между педагогом и обучающимися:

-                   отсутствие единства в требованиях педагога;

-                   чрезмерное количество требований к обучающемуся;

-                   непостоянство требований педагога;

-                   невыполнение требований самим педагогом;

-                   обучающийся считает себя недооцененным

-                   педагог не может примириться с недостатками обучающегося;

-                   личностные качества педагога или обучающегося (раздражительность, беспомощность, грубость).

Как же разрешить такой конфликт? Лучше разрядить напряженную ситуацию, не доводя ее до конфликта. Для этого можно воспользоваться некоторыми психологическими приемами. Естественной реакцией на раздражительность и повышение голоса являются аналогичные действия. Следствием разговора на повышенных тонах станет обострение конфликта. Поэтому правильным действием со стороны педагога будет спокойный, доброжелательный, уверенный тон в ответ на бурную реакцию ученика. Скоро и обучающийся «заразится» спокойствием педагога.


Библиографический список
  1. Ерушова Н.А. Педагогический конфликт. Технология разрешения конфликтов. [интернет ресурс]-Режим доступа: http://any-book.org
  2. Исаева А.Г. Педагогический конфликт. Технология разрешения педагогического конфликта. [Интернет ресурс] Режим доступа: http://www.rastut-goda.ru
  3. Семенцова Е.И. Школьные конфликты: виды, пути решения, приемы и примеры.01.12.2013. [интернет ресурс] -Режим доступа: http://pedsovet.su
  4. Темина С.Ю. Конфликты школы или школа конфликтов. -М.: МПСИ,-2002,-144с.
  5. Холмуминова Б.А. Причины и некоторые особенности педагогических конфликтов // Молодой ученый. -2016. -№10.


Все статьи автора «Федосеева Любовь Алексеевна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: