ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА ДЗЮДОИСТОВ ПЕРВОГО ГОДА ОБУЧЕНИЯ

Жарова Ирина Андреевна1, Волкова Кадрия Рафиковна1, Петров Роман Евгеньевич1
1Казанский (Приволжский) федеральный университет

Аннотация
В данной статье обсуждается, связи с постоянным увеличением нагрузки в дзюдо, для достижения высокого спортивного результата, в настоящее время большое значение приобретает физическая подготовка дзюдоистов. На сегодняшний день физическая подготовка дзюдоистов первого года обучения не достаточно разработана, особенно с учетом современных правил.

Ключевые слова: ,


Рубрика: 13.00.00 ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Жарова И.А., Волкова К.Р., Петров Р.Е. Физическая подготовка дзюдоистов первого года обучения // Современные научные исследования и инновации. 2020. № 11 [Электронный ресурс]. URL: https://web.snauka.ru/issues/2020/11/94038 (дата обращения: 29.03.2024).

Актуальность. В связи с постоянным увеличением нагрузки в дзюдо, для достижения высокого спортивного результата, в настоящее время большое значение приобретает физическая подготовка дзюдоистов[1, 2]. На сегодняшний день физическая подготовка дзюдоистов  первого года обучения не достаточно разработана, особенно с учетом современных правил[3].

Методы и организация исследования. Анализ научно-методической литературы; педагогическое тестирование; педагогический эксперимент.

Исследование проводилось в ЦВР (центр внешкольной работы) г. Казань с июня 2020 года по декабрь 2020 года. К исследованию были привлечены 20 мальчиков в возрасте 9-10 лет, первый год занимающиеся дзюдо. Для проведения эксперимента были созданы 2 группы по 10 человек в каждой: экспериментальная и контрольная. Занятия проводились 3 часа в неделю (3 раза в неделю по 60 минут). Два занятия (понедельник и пятница) проводились в зале. При расчете времени на каждый из основных видов заданий на тренировках продолжительностью 60 мин. Статистическая обработка результатов исследования позволила определить следующие характеристики:

  1. Хср – среднее арифметическое значение,
  2. σ – стандартное отклонение,
  3. Sх – ошибка среднего значения.

Достоверность различий определяли по t-критерию Стьюдента для связанных и несвязанных выборок [4].

Результаты исследования. С учетом вышесказанного нами разработана методика повышения уровня общей физической подготовленности  мальчиков 9-10 лет. Главной задачей данной методики являлось повышение уровня общей физической подготовленности.

Содержание учебно-тренировочных занятий в группе начальной подготовки первого года обучения в таблице 1.

Таблица 1. Содержание учебно-тренировочных занятий в группе начальной подготовки первого года обучения

Дни недели

Содержание

Понедельник

- обязательный комплекс упражнений (в разминке) 2-5 мин;

- элементы акробатики 6-10 мин;

- игры в касания 4-7 мин;

- освоение захватов 6-10 мин;

- упражнения на мосту 6-18 мин;

- изучение и совершенствование элементов техники борьбы – оценочных приемов в стойке и партере в пропорции 3:1.

Среда

- обязательный комплекс упражнений (в разминке) 2-5 мин;

- игры (плавание);

- упражнения на растягивание.

Пятница

- обязательный комплекс упражнений (в разминке) 2-5 мин;

- элементы акробатики 6-10 мин;

- игры в касания 4-7 мин;

- освоение захватов 6-10 мин;

- упражнения на мосту 6-18 мин;

- изучение и совершенствование элементов техники борьбы – оценочных приемов в стойке и партере в пропорции 3:1.

Суббота

- кроссовый бег 1000-2000 м;

- ОРУ в движении;

- подвижные и спортивные игры на свежем воздухе.

Сначала выполнялся обязательный комплекс упражнений (в разминке) 2-5 мин; затем с содержание занятий включались элементы акробатики 5-8 мин; игры в касания, забегания 4-7 мин; освоение захватов 6-10 мин; упражнения на мосту 5-8 мин., упражнения на физические качества с элементами борьбы 10-15мин. Оставшееся время урока может быть использовано на изучение и совершенствование элементов техники дзюдо.

В содержание занятий включались следующие общеподготовительные упражнения: строевые упражнения; ходьба (обычная, спиной вперед, боком; на носках, пятках, наружном крае стопы, разворачивая стопу (внутрь, наружу); в полуприседе, приседе; ускоренная; с выпадами; перекатыванием с пятки на носок, приставным шагом); бег (на короткие дистанции из различных стартовых положений, на средние и длинные дистанции; по пересеченной местности (кросс); с высоким подниманием бедра; в равномерном и переменном темпе; с изменением направления); прыжки (в длину и высоту с места и с разбега; на одной и двух ногах; со сменой положений ног; в поворотами, с вращением, выпрыгивание на возвышение разной высоты, спрыгивание с высоту, прыжки в глубину; опорные прыжки); метания (теннисного мяча в цель и дальность, набивного мяча вперед из-за головы, снизу, от груди; толкание ядра); переползания (на скамейке вперед, назад и др.); упражнения без предметов (упражнения для рук и плечевого пояса, для туловища, ног, формирования правильной осанки; на расслабление, дыхательные упражнения); упражнения с предметами (со скакалкой, с набивным мячом, с гантелями (до1 кг);подвижные и спортивные игры.

Третье занятие (среда) проводилось в спортивном зале или бассейне. В содержание занятий включались кроссовый бег до2000 м, ОРУ в движении, подвижные и спортивные игры (игры и эстафеты с элементами бега, прыжков, ползания, лазания, метаний, кувырков, переноской груза и предметов, с сохранением равновесия, набивными мячами, игры с элементами спортивных игр (футбол, волейбол, баскетбол, регби, гандбол). В зимнее время (январь и февраль) третье занятие проводилось в бассейне. Содержание занятий было посвящено обучению умению держаться на воде, выплывать, разучивание техники плавания (кроль на груди и спине, брасс), проплывание коротких (25-100 м) дистанций на время, игры на воде.

Учебно-тренировочный процесс мальчиков-дзюдоистов контрольной группы осуществлялся в рамках традиционных подходов к содержательному и организационно-методическому обеспечению. После эксперимента было проведено повторное тестирование мальчиков экспериментальной и контрольной групп.

Анализ полученных результатов исследования физической подготовленности показал, что по изучаемым показателям между группами мальчиков выявлены различия. У мальчиков экспериментальной группы результаты во всех контрольных упражнениях выше, чем у мальчиков контрольной группы.

В беге на30 м, челночном беге и беге на1500 ммальчики экспериментальной группы после эксперимента показали результат на 0,31 с., 0,14 с. и 10,5 с. соответственно лучше, чем у мальчиков контрольной группы.

Следует отметить, что выявленные различия между группами мальчиков по показателям бега на30 ми бегу на1500 мявляются достоверными (p<0,05). Выявленные различия между группами мальчиков по показателю челночный бег являются недостоверными.

В прыжках в длину с места и наклоне вперед мальчики экспериментальной группы показали результат на6,8 сми1,7 смсоответственно лучше, чем мальчики контрольной группы. Различия между группами по данным показателям достоверные (p<0,05).

В контрольном упражнении бросок набивного мяча вперед из-за головы мальчики экспериментальной группы показали результат на0,67 млучше, чем мальчики контрольной группы. Различия между группами по данному показателю достоверные (p<0,05).

В подтягивании на высокой перекладине мальчики экспериментальной группы показали результат на 1,1 раза лучше, чем мальчики контрольной группы. Различия между группами по данному показателю достоверные (p<0,05).

Анализируя полученные данные тестирования до и после эксперимента, было выявлено, что все изучаемые показатели у мальчиков экспериментальной и контрольной групп достоверно повысились (p<0,05).

Как видно на рисунке, представленном выше, во всех изучаемых показателях прирост выше в экспериментальной группе по сравнению с таковыми в контрольной группе. Прирост  показателя в беге на30 мв экспериментальной группе за 9 месяцев эксперимента составляет 6,6%, а в контрольной группе – 4,3%. Прирост  показателя в подтягивании в экспериментальной группе составляет 51,3%, а в контрольной группе – 32,4%.

Прирост  показателя контрольного упражнения бросок набивного мяча в экспериментальной группе составляет 24,5%, а в контрольной группе – 16,1%.

Прирост  показателя в прыжке в длину с места в экспериментальной группе составляет 5,4%, а в контрольной группе – 3,5%.

Прирост  показателя в челночном беге в экспериментальной группе составляет 4,1%, а в контрольной группе – 2,5%.

Прирост показателя в контрольном упражнении наклон вперед в экспериментальной группе составляет 52,3%, а в контрольной группе – 38,2%.

Прирост  показателя в беге на1500 мв экспериментальной группе составляет 4,9%, а в контрольной группе – 2,4%.

Наибольший прирост выявлен в таких контрольных упражнениях, как подтягивание и наклон.

Таким образом, благодаря применению экспериментальной методики  у мальчиков экспериментальной группы получены более высокий прирост изучаемых показателей по сравнению с таковыми в контрольной группе.


Библиографический список
  1. Корженевский, А.Н.  Диагностика тренированности борцов / А.Н. Корженевский, В.С. Дахновский, Б.А. Подливаев  // Теория и практика физ. культуры – 20012. – № 2. – С. 28-32.
  2. Остроумов, В.Н. Спортивная ориентация и тренировка юных дзюдоистов на этапе начальной подготовки : автореферат дисс. канд. пед. наук / В.Н. Остроумов. – М., 2004. – 24 с.
  3. Петров, П.К. Математико-статистическая обработка результатов педагогических исследований : учебное пособие / П.К. Петров. – Ижевск : УдГУ, 2006. – 86 с.


Количество просмотров публикации: Please wait

Все статьи автора «Жарова Ирина Андреевна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:
  • Регистрация