ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИИ

Жидков Алексей Андреевич1, Гордеев Кирилл Сергеевич1, Илюшина Елена Сергеевна1, Ермолаева Екатерина Львовна1, Федосеева Любовь Алексеевна1
1Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина, студент

Аннотация
В данной статье отражены проблемы и перспективы системы образования в России. Рассмотрено состояние отечественного образования на различных уровнях от дошкольного вплоть до вузовского.

Ключевые слова: , , , ,


Рубрика: 13.00.00 ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Жидков А.А., Гордеев К.С., Илюшина Е.С., Ермолаева Е.Л., Федосеева Л.А. Проблемы и перспективы системы образования в России // Современные научные исследования и инновации. 2020. № 11 [Электронный ресурс]. URL: https://web.snauka.ru/issues/2020/11/93962 (дата обращения: 29.03.2024).

На данный момент развитие системы образования одно из ключевых направлений во внутренней политике нашей страны и без выявления проблем, с которыми она столкнулась сегодня это сделать невозможно. Поэтому необходимо провести тщательное  исследование проблем образования на различных уровнях, то есть от дошкольного до вузовского. Так как необходимы комплексные меры по модернизации современной образовательной модели и внедрение новых технологий и методов образования. Также возможно применение опыта различных стран и их образовательных систем, потому что на данный момент отечественная образовательная система нуждается в серьезных преобразованиях.

Следует отметить следующие проблемы и перспективы развития образования в России. Очень сложная ситуация сложилась с подготовкой кадров для образовательных учреждений  сельской местности, районов Крайнего Севера,  Дальнего Востока и  Сибири. Обеспечение прав граждан, проживающих в сельской местности, на получение качественного образования является особенно большой проблемой.

Недостаточное  количество дошкольных образовательных учреждений и количество посещающих их детей, ведёт к тому, что более 50% дошкольников не имеют возможности пользоваться  услугами первого уровня системы образования.

В нашей стране, к сожалению, большое число  детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Увеличивается  число детей с ограниченными возможностями здоровья и детей, которые нуждаются в психолого-педагогической коррекции. Недостаточное  количество специализированных образовательных учреждений для указанных детей не в состоянии обеспечить потребность в их содержании и обучении.

Единство  обучения и воспитания всегда являлось особенностью российской системы образования, которое достигалось путём реализации в школах программ дополнительного образования, функционирования детских и юношеских общественных организаций, удовлетворяющих тягу молодых людей к общению, деятельности по интересам. Поэтому, восстановление единства систем обучения и воспитания – важнейшая задача. От  восстановления и устойчивого функционирования системы воспитания, которая определяет нравственные ориентиры, даёт  прочную духовную опору на подлинные, а не мнимые жизненные ценности, формирует  гражданственность и патриотизм, во многом зависит судьба молодого  поколения.

К сожалению, в нашей стране обучающиеся имеют разные возможности доступа к качественному образованию всех уровней в выбранных образовательных учреждениях.

Всё меньше  молодежь проявляет интерес к  профессиональному образованию, что ведет к снижению профессионального уровня трудовых ресурсов. В данном случае Россия существенно отстает от многих стран мира. Опасной становится тенденция снижения уровня образования всего населения.

Складывающаяся ситуация в целом влечёт за собой увеличение  детской безнадзорности, преступности среди молодежи, которая за последние годы увеличилась в 15 раз по сравнению с преступностью среди взрослых. Почти половина преступлений среди молодежи приходится на детей от 13 до 15 лет.

Процесс  подготовки кадров высшей квалификации всё больше носит замкнутый характер, когда вследствие отсутствия необходимых средств специалисты вынуждены ограничивается рамками региональных научных школ, где не всегда и не по всем направлениям можно получить  должный уровень научной подготовки таких кадров.

Анализ основных трендов и проблем в системе отечественного образования позволяет сформировать адекватную образовательную политику, в рамках которой российское образование сможет выйти на международную арену и стать конкурентом в предоставлении наиболее качественных образовательных услуг.

Россия, как и многие страны, переживает сегодня переходный период, когда практически во всех сферах идут социально-экономические реформы. Коснулись они и образовательной системы, которая переживает сейчас непростой период обновления.

В связи с проводимыми реформами, понятие управления сегодня тоже меняется. На современном этапе это не просто указания, приказы сверху, а регулирование информации и коммуникативных процессов, совместное решение главных вопросов и делегирование полномочий; ставка на компетентность и авторитет. Перед руководителями образовательных учреждений встают такие вопросы, как: переход к открытой и мобильной образовательной системе; привлечение квалифицированных кадров; привлечение дополнительных средств и ресурсов модернизации; создание условий для соответствующего времени качества образования и другие.

Но лишь при включении всех слоев образовательного процесса в подготовку, принятие и реализацию управленческих решений реформы образования будут иметь положительный результат.


Библиографический список
  1. Программно-методическое пособие. – М., Татур Ю.Г. Образовательная система в России: Высшая школа. Монография. – М.,
  2. Рудакова, И. А. Основы управления педагогическими системами: учебное пособие / И. А. Рудакова. -Ростов-на-Дону: «Феникс», 2015. -280 с- (Среднее профессиональное образование)
  3. Сластенин В.А. и др. Педагогика: Учеб.пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов; Под ред. В.А. Сластенина. – М.: Издательский центр “Академия”, 2012. – 576 с.
  4. Слизкова, Е. В. Управление образовательными системами. Технологии внутришкольного управления : учебник и практикум для академическог бакалавриата / Е. В. Слизкова, Е. В. Воронина. — М. : Издательство Юрайт, 2017. — 182 с.
  5. Сергеева В.П., Грицаева С.В. Основы управления педагогическими системами.
  6. Учебное пособие / И.А. Зайцева, В.С.Кукушин, Т.В.Миронова, Е.А.Попова, И.Е.Шолудченко / Под ред. B.C. Кукушина. – М.: ИКЦ «МарТ»; Ростов н/Д: Изд.центр «МарТ», 2013. – 464 с. (Серия «Педагогическое образование»)
  7. Управление образовательными системами: учебно- методическое пособие для студентов педагогических вузов по общепрофессиональной подготовке / Г.М. Клочева – Челябинск: Цицеро, 2014. – 109 с
  8. Цибульникова В. Е. Управление образовательными системами: учебно-методический комплекс дисциплины, 2016г.
  9. Шамова, Т.И. Управление образовательными системами: Учеб.пособие для студ.высш.пед. учеб.заведений / Т.И. Шамова, Т.М. Давыденко, Г.Н.Шибанова / Под ред. Т.И.Шамовой. – 2-е изд., стер. – М.: Изд.центр «Академия», 2005. – 384 с.


Количество просмотров публикации: Please wait

Все статьи автора «Жидков Алексей Андреевич»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:
  • Регистрация