ПРЕИМУЩЕСТВА ПРИМЕНЕНИЯ РЕЙТИНГОВОЙ СИСТЕМЫ ОЦЕНКИ

Жидков Алексей Андреевич1, Гордеев Кирилл Сергеевич1, Воронцов Александр Максимович1, Дубровин Никита Алексеевич1, Грибина Галина Александровна1
1Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина, студент

Аннотация
В настоящее время рейтинговая система оценки применяется во всех образовательных организациях в соответствии с государственными стандартами и является эффективным инструментом объективной оценки и контроля знаний, умений и навыков обучающихся. В данной статье характеризуется понятие рейтинговой системы оценки, её аспекты, выделяются преимущества её применения в сравнении с традиционным оцениванием. Также авторы выделили принципы, которые являются фундаментом организации образовательного процесса с использованием системы рейтинговой оценки.

Ключевые слова: , , , ,


Рубрика: 13.00.00 ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Жидков А.А., Гордеев К.С., Воронцов А.М., Дубровин Н.А., Грибина Г.А. Преимущества применения рейтинговой системы оценки // Современные научные исследования и инновации. 2020. № 11 [Электронный ресурс]. URL: https://web.snauka.ru/issues/2020/11/93961 (дата обращения: 24.09.2024).

Система рейтинговой оценки является эффективным и оптимальным инструментом оценивания учебной деятельности обучающихся. Данная система имеет множество преимуществ по отношению к традиционной системе оценки знаний, умений и навыков. Важнейшее преимущество рейтинговой системы состоит в том, что она не усредняет всех обучающихся в отличие от традиционной. Она направлена на формирование и развитие у обучающихся качеств самостоятельности, активного творческого потенциала, коммуникабельности, а также умений и навыков работы в команде, взаимодействия с другими обучающимися, и соответственно, педагогом.

Н.Н. Нохрина и Т.М. Лапко считают, что рейтинговая система оценки представляет собой систему контроля, при которой учету, проверке и оцениванию подвергаются все виды учебной деятельности, выполняемые обучаемыми в процессе изучения дисциплины; целевой функцией которой является повышение качества подготовки специалистов, а конкретной задачей – обеспечение объективности, достоверности и информативности оценки результатов обучения [1].

Е.В. Хасанова считает, что рейтинговая система оценки успеваемости обучающихся сочетает в себе все аспекты качества образования: знаниваемая и личностная составляющие. Знаниваемая составляющая подразумевает владение различными понятиями и терминами, знания в области использования различных методов исследования. Личностная составляющая включает в себе приобретение таких качеств, как умение работать в команде и взаимодействовать с другими участниками учебного процесса, уверенность в себе и своих силах, умение брать на себя ответственность стремление к личностному успеху [3].

Преимущества рейтинговой оценки заключаются в том, что она позволяет:

-                   получить объективную динамику освоения обучающимися знаний, умений и навыков за определённый период обучения, а также за всё время обучения;

-                   отразить в текущей и итоговой оценке вложенный в учебную работу каждым обучающимся труд;

-                   формировать и развивать прочный интерес обучающихся к учебной дисциплине, циклу учебных дисциплин;

-                   повысить уровень объективности знаний, умений и навыков;

-                   точно определить уровень учебной подготовки всех обучающихся на всех этапах процесса обучения;

-                   мотивировать обучающихся к участию в различных олимпиадах, осуществлению научно-исследовательской деятельности (за балльное вознаграждение);

-                   перевести обучающихся из статуса пассивных зрителей в статус активных творческих самостоятельных участников учебного процесса;

-                   дифференцировать значимость баллов (оценок), которые были получены обучающимися за выполнение практических заданий, тренингов, самостоятельных работ, тестовых заданий, текущего и итогового контроля.

Е.М. Пахомова выделяет следующие принципы, которые характерны для рейтинговой системы оценки:

-                   системность;

-                   создание условий сотрудничества педагога и обучающегося;

-                   реализация блочно-модульной структуры в построении учебного материала;

-                   стимулирование процесса познания;

-                   мобильность и гибкость в организации учебного процесса;

-                   выбор обучающимися собственной учебной стратегии;

-                   выражение оценок обучающихся в форме баллов и реализация данной системы в формате их накопления [2].

Значение рейтинговой системы оценки для студентов выражается в том, что она позволяет обучающимся преодолеть синдром боязни отрицательных оценок, чётко понимать систему формирования итоговой оценки, своевременно оценить состояние своей работы по изучению дисциплины, выполнению всех видов учебной нагрузки, углубленно осваивать изучаемый материал, непрерывно повышая свой рейтинг в течение года, вносить в течение полугодия коррективы по организации текущей самостоятельной работы.

Значение рейтинговой системы оценки для обучающихся заключается в том, что она позволяет педагогу рационально планировать учебный процесс по данной дисциплине и стимулировать работу обучающихся, иметь объективную картину усвоения изучаемого материала, своевременно вносить коррективы в организацию учебного процесса по результатам текущего контроля, точно и объективно определять итоговую оценку по дисциплине с учетом текущей успеваемости, создать благоприятный психологический климат в структуре взаимодействия педагог-обучающийся.


Библиографический список
  1. Нохрина Н.Н., Лапко Т.М. Видовые особенности рейтинговых систем контроля результатов обучения студентов // Человек. Спорт. Медицина. 2006. №9 (64).
  2. Пахомова Е.М. Методика рейтинговой системы обучения как одна из развивающих технологий обучения [Электронный ресурс] // http://bologna.mgimo.ru/mgi-mo.php?ca Нохрина Н. Н., Лапко Т. М. Видовые особенности рейтинговых систем контроля результатов обучения студентов // Человек. Спорт. Медицина. 2006. №9 (64).
  3. Хасанова Е.В. Методика формирования рейтинговой системы оценки знаний для повышения качества обучения школьников с использованием сетевых методов обработки информации [Электронный ресурс] // http://www.tgc.ru/conf/re-gion/?2000_2/02.html.


Все статьи автора «Гордеев Кирилл Сергеевич»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: