Говоря о психоаналитической педагогике как одном из направлений развития современной педагогики необходимо проследить историю взаимодействия этих двух наук. Так как очень долгое время психология не находила своего применения в педагогической отрасли и была скептически оценена педагогами прошлого. Говоря о психоанализе обучающихся, как основе построения учебно-образовательного процесса, многие педагоги не видели перспектив в его применении, так как существовала классическая педагогика Коменского, которая была неоспоримой и применение новых методов в обучении или новшеств и инноваций перед образованием не стояло, так как оно было эффективно на тот момент времени. Но с развитием общества традиционная педагогика нуждается в переработке и сейчас все активнее обсуждаются вопросы о внедрении в образовательный процесс новых технологий обучения, способов и приемов, которые бы способствовали повышению качества образования и эффективности образовательного процесса. Поэтому одно из направлений по модернизации образовательного процесса стала разработка психоаналитической педагогики.
Ведь прежняя педагогика руководствовалась тем, что человека нужно воспитать и научить, вне зависимости от его личности, качеств, склонностей и т.д. Что стало большим упущением для педагогики и для ее развития. На данном этапе своего развития педагогика уже основывается на трех уровнях сознания личности обучающегося, то есть: бессознательном, сознательном и предсознательном уровнях. С развитием идей гуманизма в образовании нельзя было обойтись без учета личностных потребностей и личностных особенностей обучающихся. Воспитание обучающегося это серьезная и трудная задача для педагога, так как каждый обучающийся индивидуален и преподавателю приходится сталкиваться с различными трудностями при воспитании и обучении обучающихся. Так возникла идея об интеграции социальных наук или наук о человеке, чтобы лучше понимать, как необходимо воздействовать на обучающихся, как организовывать образовательный процесс. Преподавателю необходимо найти подход к каждому обучающемуся не только как к социальному субъекту, но и как к личности, индивидууму и как привить необходимые ценности, нравственность, сформировать у него внутреннее мировоззрение и культуру.
Психоаналитическая педагогика основывается на различных процессах личности обучающегося, его психического развития, становления единства и целостности социальной и психической жизни и развития обучающегося. Обучающийся рассматривается как единство трех составляющих, то есть: социальной, культурной и природной сущности человека. Игнорирование хоть одной из сторон ведет к тому, что дидактические цели и задачи могут быть не достигнуты в ходе обучения. Таким образом, психоаналитическая педагогика обеспечивает в процессе образовательного процесса повышению, как качества образования, так и воспитания обучающегося посредством анализа его психологической составляющей и использование полученных данных для повышения эффективности достижения целей обучения.
Библиографический список
- Рожков, Н.Т.Основы психоаналитической педагогики: монография / Н.Т.Рожков. – Орел: Орел ГТУ, 2005.
- Таланчук, Н.М. 100 новых идей в педагогике, связанных с открытием фундаментальных законов системного синергетизма. Казань: ИСПО РАО. 1993.