СОЦИАЛИЗАЦИЯ ЛИЧНОСТИ В УСЛОВИЯХ ВНЕШНЕЙ СОЦИАЛЬНОЙ СРЕДЫ

Федосеева Любовь Алексеевна1, Жидков Алексей Андреевич1, Гордеев Кирилл Сергеевич1, Илюшина Елена Сергеевна1, Ермолаева Екатерина Львовна1
1Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина, студент

Аннотация
В данной статье анализируется процесс социализации личности в условиях внешней социальной среды. Рассматривается понятие социализации через призму психологической и педагогической науки. Выделяются уровни изучения социализации – макроуровень и микроуровень. Авторы также характеризуют функции и факторы процесса социализации.

Ключевые слова: , , , , , ,


Рубрика: 22.00.00 СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Федосеева Л.А., Жидков А.А., Гордеев К.С., Илюшина Е.С., Ермолаева Е.Л. Социализация личности в условиях внешней социальной среды // Современные научные исследования и инновации. 2020. № 11 [Электронный ресурс]. URL: https://web.snauka.ru/issues/2020/11/93951 (дата обращения: 13.03.2024).

В условиях современности под понятием социализации рассматривают процесс развития личности в её тесном взаимодействии с окружающим миром.

В различных научных сферах этот термин понимается по-разному. Это связано с различием объектно-предметной области разных научных областей.

В рамках психологической науки социализация определяется в качестве взаимодействия личности с ближайшим социальным окружением. Социальная среда в психологии включает в себя конкретные группы, которые непосредственно наполнены межгрупповыми, внутригрупповыми и личностными взаимодействиями. В контексте психологической науки изучение процесса социализации осуществляется при учёте возрастных характеристик, также важное место занимает исследование когнитивных функций личности, её отдельных психологических процессов и социального становления.

В рамках педагогической науки проводится тесная взаимосвязь между понятием социализации и процессом воспитания личности. Педагогическая трактовка социализации выглядит следующим образом: процесс взаимодействия личности с окружающей социальной средой, критерием успешности которого является уровень усвоения, а также воспроизведения полученного социального опыта [1].

Изучение социализации осуществляется на двух уровнях – микроуровне и макроуровне. Микроуровень изучается с позиции непосредственно личности, а макроуровень с позиции социальной системы (общества).

На микроуровне объектом изучения является социализация индивида в системе социальных связей и взаимодействий. Основным звеном выступают агенты социализации. На макроуровне объектами изучения является текущее состояние и влияние школы, семьи, средств массовой информации, государства на процесс социализации личности [2].

Фундамент социализации личности представляет собой приобретенный индивидуальный социальный опыт, складывающийся во взаимодействии индивида с внешней социальной средой. Можно выделить два уровня социальной реальности – обыденный и специализированный. Обыденная социальная реальность носит универсально-символический характер и даёт возможность взаимодействовать между индивидами как единицами общества. Специализированная социальная реальность может быть закрытого или открытого видов.

Функции социальной среды можно представить следующим образом: воспитательная и социализирующая. Воспитательная функция  нацелена на формирование и развитие личности и непосредственно включена в дисциплинарную модель. Социализирующая функция участвует в процессе личностной самоорганизации. При этом утверждение, что становление человека определяется тем, в какой мере его формирует внешняя социальная среда, конечно убедительно, но не окончательно.

Процесс социализации личности представляет собой процесс её индивидуализации, которая заключается в усложнении внутренней личностной структуры и её связей и взаимодействий с социальной средой. Человек является индивидуализированная системой смыслов, значений  и ценностей.

Конечно, социальная среда во многом формирует личность, но она не оформляет личность до конца по какому-либо заданному образцу. Личность социализируется в социальной среде, но достраивает себя сама, при этом берёт то, что ей необходимо. Таким образом, основа успешной социализации – это самоорганизация личности посредством социальной внешней среды. Социальная среда в этой связи реализует такие функции, как поддержка и формирование личности [4].

Внешние факторы социализации – социальные условия, атмосфера, окружение, обстоятельства, с которыми имеет дело человек. Они несут в себе социальное наполнение; это главное в понимании их социализационного значения. Социальная среда не только оказывает воздействие (позитивное, негативное) на человека, но и обладает определенным социализационным потенциалом, за счет чего вносит свой вклад в процесс социализации. Как понятие «фактор социализации» указывает именно на социализационный потенциал факторов социальной среды. Связь человека с социальной средой предполагает использование заложенных в ней реальных и потенциальных возможностей, обогащение личностного потенциала общественным [3].


Библиографический список
  1. Дорошенко Ольга Марковна Понятие социализации личности: факторы, механизмы, этапы // Психология и педагогика служебной деятельности. 2020. №1.
  2. Мудрик А.В. Воспитание: методологические заметки // Новое в психолого-педагогических исследованиях. 2008. № 1. С. 64-75.
  3. Никитская, Е.А., Никитина, Е.О. Совершенствование принудительных мер воспитательного воздействия на несовершеннолетних с динквентным поведением // Преподаватель. XXI век. – 2018. – № 4-1. – С. 206-217.
  4. Щеглов И.А. Социализация личности как теоретическая проблема [Электронный ресурс] // Теория и практика общественного развития. 2014. № 1.


Количество просмотров публикации: Please wait

Все статьи автора «Федосеева Любовь Алексеевна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:
  • Регистрация