В условиях современности под понятием социализации рассматривают процесс развития личности в её тесном взаимодействии с окружающим миром.
В различных научных сферах этот термин понимается по-разному. Это связано с различием объектно-предметной области разных научных областей.
В рамках психологической науки социализация определяется в качестве взаимодействия личности с ближайшим социальным окружением. Социальная среда в психологии включает в себя конкретные группы, которые непосредственно наполнены межгрупповыми, внутригрупповыми и личностными взаимодействиями. В контексте психологической науки изучение процесса социализации осуществляется при учёте возрастных характеристик, также важное место занимает исследование когнитивных функций личности, её отдельных психологических процессов и социального становления.
В рамках педагогической науки проводится тесная взаимосвязь между понятием социализации и процессом воспитания личности. Педагогическая трактовка социализации выглядит следующим образом: процесс взаимодействия личности с окружающей социальной средой, критерием успешности которого является уровень усвоения, а также воспроизведения полученного социального опыта [1].
Изучение социализации осуществляется на двух уровнях – микроуровне и макроуровне. Микроуровень изучается с позиции непосредственно личности, а макроуровень с позиции социальной системы (общества).
На микроуровне объектом изучения является социализация индивида в системе социальных связей и взаимодействий. Основным звеном выступают агенты социализации. На макроуровне объектами изучения является текущее состояние и влияние школы, семьи, средств массовой информации, государства на процесс социализации личности [2].
Фундамент социализации личности представляет собой приобретенный индивидуальный социальный опыт, складывающийся во взаимодействии индивида с внешней социальной средой. Можно выделить два уровня социальной реальности – обыденный и специализированный. Обыденная социальная реальность носит универсально-символический характер и даёт возможность взаимодействовать между индивидами как единицами общества. Специализированная социальная реальность может быть закрытого или открытого видов.
Функции социальной среды можно представить следующим образом: воспитательная и социализирующая. Воспитательная функция нацелена на формирование и развитие личности и непосредственно включена в дисциплинарную модель. Социализирующая функция участвует в процессе личностной самоорганизации. При этом утверждение, что становление человека определяется тем, в какой мере его формирует внешняя социальная среда, конечно убедительно, но не окончательно.
Процесс социализации личности представляет собой процесс её индивидуализации, которая заключается в усложнении внутренней личностной структуры и её связей и взаимодействий с социальной средой. Человек является индивидуализированная системой смыслов, значений и ценностей.
Конечно, социальная среда во многом формирует личность, но она не оформляет личность до конца по какому-либо заданному образцу. Личность социализируется в социальной среде, но достраивает себя сама, при этом берёт то, что ей необходимо. Таким образом, основа успешной социализации – это самоорганизация личности посредством социальной внешней среды. Социальная среда в этой связи реализует такие функции, как поддержка и формирование личности [4].
Внешние факторы социализации – социальные условия, атмосфера, окружение, обстоятельства, с которыми имеет дело человек. Они несут в себе социальное наполнение; это главное в понимании их социализационного значения. Социальная среда не только оказывает воздействие (позитивное, негативное) на человека, но и обладает определенным социализационным потенциалом, за счет чего вносит свой вклад в процесс социализации. Как понятие «фактор социализации» указывает именно на социализационный потенциал факторов социальной среды. Связь человека с социальной средой предполагает использование заложенных в ней реальных и потенциальных возможностей, обогащение личностного потенциала общественным [3].
Библиографический список
- Дорошенко Ольга Марковна Понятие социализации личности: факторы, механизмы, этапы // Психология и педагогика служебной деятельности. 2020. №1.
- Мудрик А.В. Воспитание: методологические заметки // Новое в психолого-педагогических исследованиях. 2008. № 1. С. 64-75.
- Никитская, Е.А., Никитина, Е.О. Совершенствование принудительных мер воспитательного воздействия на несовершеннолетних с динквентным поведением // Преподаватель. XXI век. – 2018. – № 4-1. – С. 206-217.
- Щеглов И.А. Социализация личности как теоретическая проблема [Электронный ресурс] // Теория и практика общественного развития. 2014. № 1.