Согласно требованиям, разработанным в шаблоне государственного университета, нами было разработано оценочное средство образовательных результатов на основе метода SWOT – анализ, которое включает в себя инструкцию для испытуемых “Как проводить SWOT-анализ”; практическую проблему для проведения SWOT-анализа, рекомендуемую литературу, а так же критерии и алгоритм оценивания.
Оценочное средство образовательных результатов на основе метода SWOT-анализ. Основной целью SWOT-анализа является выявление сильных и слабых сторон, а также возможностей и угроз того или иного явления/процесса/объекта.
Алгоритм проведения SWOT-анализа включает следующие этапы:
1. Выявление сильных и слабых сторон явления/процесса/объекта.
2. Оценка вероятности воздействия сильных и слабых сторон на явление/процесс/объект.
3. Выявление возможностей и угроз явления/процесса/объекта.
4. Оценка вероятности воздействия возможностей и угроз на явление/процесс/объект.
5. Построение SWOT-матрицы факторов сильных и слабых сторон, возможностей и угроз явления/процесса/объекта.
SWOT-анализ позволяет установить сформированность компетенций, необходимых для осуществления трудовых действий в соответствии с профессиональным стандартом.
Термин SWOT впервые был использован Кеннетом Эндрюсом в 1963 году на конференции по проблемам бизнес-политики, проводимой в университете Гарварда. Аббревиатура SWOT означает:
Strengths – сильные стороны
Weakness – слабые стороны
Opportunities – возможности
Threats – угрозы. В процессе проведения анализа подтверждается или изменяется формулировка устойчивых конкурентных преимуществ того или иного процесса, явления или объекта.
Обучающимся предлагается задание следующего содержания: Проведите SWOT-анализ на тему «Перспективы реализации компетентностного подхода в современном образовании». Определите сильные и слабые стороны данного подхода, выявите угрозы и основные возможности для дальнейшего развития компетентностного подхода в образовании.
Данное задание является примерным для обучающихся в высших учебных заведениях. Его можно использовать в качестве метода SWOT-анализа в рамках образовательного процесса.
Библиографический список
- Кузьмичева И. А., Флик Е.Г. Становление оценки и оценочной деятельности в мире и в России // Вестник Владивостокского государственного университета экономики и сервиса. – 2012. – № 2. – С. 119-123.
- Лаптева, Е. В. Оценочная деятельность: от истоков формирования к современности Е. В. Лаптева // Вопросы оценки. – 2012. – №4.
- Минин М.Г., Муратова Е.А., Михайлова Н.С. Фонд оценочных средств в структуре образовательных программ//Высшее образование в России. 2011. № 5. С. 112-118.
- Равен, Дж. Компетентность в современном обществе: выявление, развитие и реализация : пер. с англ. / Дж. Равен. М. : Когито-Центр, 2012.-396 с.