СТРАТЕГИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ В СФЕРЕ ОБОРОНЫ И БЕЗОПАСНОСТИ РОССИИ

Яковлев Олег Юрьевич
Уральский государственный экономический университет

Аннотация
Данная статья посвящена обзору стратегического планирования в сфере обороны и безопасности России.

Ключевые слова: , , , ,


Рубрика: 12.00.00 ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Яковлев О.Ю. Стратегическое планирование в сфере обороны и безопасности России // Современные научные исследования и инновации. 2020. № 11 [Электронный ресурс]. URL: https://web.snauka.ru/issues/2020/11/93886 (дата обращения: 18.04.2024).

Государственная программа вооружения (ГПВ) – это стратегический нормативный документ, определяющий объемы, этапы и характер закупок и разработки боевой техники, а также развития военно-оборонного комплекса РФ. Координация работ по формированию и обоснованию ГПВ возложена на Министерство обороны РФ. По данным Министерства обороны РФ, «к её разработке привлекаются другие силовые министерства и ведомства, а также ряд министерств и ведомств оборонно-промышленного комплекса. ГПВ разрабатывается на 10 лет, а перерабатывается через 5 лет на основе Концепции национальной безопасности, Военной доктрины, нормативных актов Президента и Правительства РФ, концептуальных документов по строительству и развитию Вооружённых Сил и других войск, а также решений Военно-промышленной комиссии. Мероприятия ГПВ должны быть сбалансированы с мероприятиями других планов и программ, затрагивающих сферу технического оснащения ВС РФ и других войск, а её финансовые показатели – с показателями федерального бюджета по годам программного периода.

Научно-методическое и информационно-аналитическое обеспечение разработки ГПВ осуществляется в рамках научно-исследовательских работ с участием научно-исследовательских организаций Министерства обороны, других силовых структур и промышленности» [1]. Средства, выделяемые в рамках государственной программы вооружения, учитываются в ежегодном бюджете. Эти средства состоят из расходов на НИОКР, ремонт имеющейся и закупки новой техники.

Методология программно-целевого планирования развития системы вооружения Вооруженных Сил Российской Федерации начала формироваться в конце 1950-х – начале 1960-х годов. Этот период можно охарактеризовать как период развития. Научные школы по оперативному программному планированию разработки вооружения и военной техники, в том числе НИИ Минобороны России.

Исходя из вышеизложенного, можно проследить четкое развитие планирования задач программы системы вооружений и, как следствие, рост военной мощи Российской Федерации. Решен ряд задач по реализации государственных программ вооружений и гособоронзаказа. Каждая последующая программа вооружений учитывала ошибки и недостатки предыдущих программ, но существует объективная потребность в дальнейшем улучшении основы для планирования целей программы.

На наш взгляд, в настоящее время можно выделить следующие проблемы в стратегическом планировании деятельности Военного трибунала Центрального округа:

– отсутствие опыта стратегического планирования и опытных сотрудников, готовых использовать современные методы управления;

– недостаток финансовых ресурсов у местных домохозяйств;

– в правовой базе тоже есть определенные проблемы.

На наш взгляд, основная проблема заключается именно в отсутствии единой концепции государственного контроля.

Грамотно выстроенный подход может решить и другие проблемы, такие как сложная структура системы, законодательное закрепление полномочий системы государственного контроля и т. д.

Среди основных проблем, приводящих к неэффективности государственного финансового контроля, можно выделить следующие:

1) отсутствие единого федерального закона, регулирующего границы и объем проверок, а также права и обязанности сторон;

2) низкий уровень правосознания сторон;

3) несоблюдение органами государственного контроля сроков и периодичности проверок (проверки зачастую проводятся не регулярно, а под руководством вышестоящих органов);

4) органы муниципальной и государственной власти, а также органы местного самоуправления не принимают необходимых мер по реализации доходной части бюджета, в связи с чем происходит увеличение субсидии региональных бюджетов;

5) не соблюдаются в полной мере значения, предусмотренные для увеличения доходов от недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности;

6) многочисленные нарушения правил бухгалтерского учета;

7) ненадлежащее расходование бюджетных средств организациями;

8) повсеместно наблюдаются нарушения при расходовании дополнительных средств в бюджетные организации и др.

Все описанные выше негативные стороны существующей системы государственного финансового контроля, а также усложнение социально-политических условий и экономической жизни в России, расширение сфер деятельности хозяйствующих субъектов, увеличение информационных потоков – все это требует создания адаптированной к современным экономическим условиям системы государственного финансового контроля на основе надежного правового «фундамента», реформирования существующей структуры и преобразования методов действий.

Все вышеперечисленные моменты, существующие на данный момент в системе государственного финансового контроля, а также меняющиеся условия общественно-политической и экономической жизни в Российской Федерации требуют решения существующих проблем и создания принципиально новой системы финансового контроля, которые, среди прочего, будут способствовать развитию стратегического планирования.

Учитывая все это, для внедрения системы стратегического планирования Центрального окружного военного трибунала необходимо:

1) Внедрение новых методов проведения проверок с использованием последних достижений в области информационных технологий для повышения эффективности проверок с точки зрения законности и целесообразности расходования бюджетных средств;

2) контроль эффективности и прозрачности использования денежных средств;

3) Разработка единой методологической базы для бухгалтерского учета и других органов финансового контроля для осуществления финансового контроля в соответствии с методами и принципами, общепризнанными в различных странах (федеральные законы, постановления правительства, постановления президента и т. д.);

4) усиление правосознания сторон – внесение в Бюджетный кодекс Российской Федерации дополнительных положений, регулирующих права и обязанности получателей бюджетных средств и др.


Библиографический список
  1. Василевич, С.Г. Государственное управление. Проблемы и пути повышения эффективности. Монография / С.Г. Василевич. – М.: Юнити, 2019. – 544 c.
  2. Горохова О.Б. Президент Российской Федерации как субъект правовой политики // Ленинград. юрид. журн. 2019. № 2. С. 180.
  3. Товб, А.С. Управление проектами. Стандарты, методы, опыт / А.С. Товб, Г.Л. Ципес. – М.: Олимп-Бизнес, – 2016. 240 с.
  4. Харченко, К.В. Организация и совершенствование проектного управления на муниципальном уровне / К.В. Харченко // Практика 67 муниципального управления. – 2016. – № 6. – С. 12-27.


Количество просмотров публикации: Please wait

Все статьи автора «author_118»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:
  • Регистрация