Данные группы методов находятся в неразрывной связи между собой, поскольку их сочетание является эффективным способом оптимального в плане времени и затрат достижения целей и результатов организацией.
Если в основе административных методов находятся власть, авторитет, дисциплина и взыскания, то в основе экономических – соответствующие законы производства, эти методы направлены на поощрение.
Способы административного воздействия делятся на несколько видов.
- Организационные: существование и использование локальных нормативных актов, касающихся деятельности сотрудников.
- Распорядительные: направлены на соблюдение дисциплины и поддержание системы управления организацией в установленных рамках посредством прямого административного регулирования. К таким способам относятся приказы, распоряжения, указания, инструкции, целевое планирование, нормирование труда, координация работ и контроль исполнения.
- Дисциплинарная ответственность и взыскания используются при нарушениях законодательства о труде, когда сотрудник совершает дисциплинарный проступок, то есть сознательно не исполняет свои обязанности или исполняет ненадлежащим образом.
- Материальная ответственность и взыскания. Сущность данного способа состоит в том, что причинив по своей вине ущерб организации, сотрудник должен его возместить.
- Административная ответственность и взыскания: применяются при совершении административных правонарушений, подпадающих под действие КоАП. Административные взыскания исходят от органов государственного или муниципального управления по отношению к должностным лицам организации, по вине которых было допущено правонарушение. Привлечение к такой ответственности не приводит к судимости и увольнению. Наибольшая эффективность данной группы методов достигается в крупных организациях с большим количеством уровней управления [1, 3].
Отрицательными сторонами использования административных методов могут послужить:
- малоэффективное применение воздействий по таким причинам, как недобросовестное выполнение работы профсоюзами, отсутствие учета специфики определенного учреждения, приверженность неактуальным положениям и законодательству и т.д.
- низкая эффективность распорядительно деятельности из-за вынесения неоднозначных приказов, в которых отсутствуют конкретные указания, излишнее делегирование полномочий и ответственности, принятие неактуальных решений, слабый контроль над исполнением распоряжений.
- возможное отсутствие норм, касающихся поощрений и наказаний, что может привести к частым увольнениям, несправедливому отношению к некоторым сотрудникам и т.д. [2]
Экономические методы (по Н.Д. Никандрову). Эффективное и планомерное ведение хозяйственной деятельности необходимо для результативной работы организации, в которой разрабатываются цели и стратегия их достижения. Одним из методов ведения хозяйства является хозрасчет, который основывается на сопоставлении понесенных на производство затрат с результатами деятельности предприятия, превышении доходов над расходами, обеспечении выгодности производства, рациональном использовании ресурсов и материальной заинтересованности работников в результатах труда. Другими методами данной группы являются экономический расчет, планирование, прогнозирование, экономический анализ, экономическое обоснование, экономическое стимулирование и т. д. Эти методы составляют основу экономического управления образовательными организациями.
Основной причиной и стимулом работать для сотрудников является заработная плата, а которая используется в качестве денежного показателя стоимости рабочей силы. В то же время оплата отражает взаимосвязь результатов труда и его процесса, а также показывает уровень компетентности сотрудников и сложности выполняемой ими деятельности. Ни один трудовой процесс не может существовать без рабочей силы, которая является его ключевым компонентом, посредством деятельности которого происходит достижение конечного результата [1, 3].
Таким образом, назначение группы административных методов состоит в обеспечении соблюдения правил, обязательных для исполнения сотрудниками организации, а экономических – в обеспечении разумного применения законов экономики в хозяйственной деятельности. Экономическим методам управления необходимо уделять должное внимание, поскольку они напрямую связаны с интересами материального плана.
Библиографический список
- Львов Л.В. Педагогический менеджмент: учебное пособие.-Челябинск : ЧГАУ, ЮУНОЦ РАО, 2008.
- Методы педагогического менеджмента [Электронный ресурс] URL: https://studme.org/322627/pedagogika/metody_pedagogicheskogo_menedzhmenta, (дата обращения: 24.11.2020);
- Удалов Ф.Е., Алёхина О.Ф., Гапонова О.С. Основы менеджмента: Учебное пособие. – Нижний Новгород: Нижегородский госуниверситет, 2013. – 363 с.