ФИНАНСИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ НАСЕЛЕНИЯ – ЗАДАЧА ГОСУДАРСТВА

Грязина Людмила Сергеевна
Сибирский юридический университет

Аннотация
Данная статья посвящена проблеме недостатка финансирования поставщиков социальных услуг в сфере социального обслуживания населения России. Система социального обслуживания населения России активно реформируется с целью внедрения рыночных механизмов, совершенствования и устранения проблем в системе. Рассмотрены источники финансовых ресурсов, существующие у поставщиков социальных услуг. Основная доля финансовых ресурсов поступает из государственного бюджета, однако набирает обороты самофинансирование поставщиков социальных услуг.

Ключевые слова: , , , , , , ,


Рубрика: 12.00.00 ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Грязина Л.С. Финансирование социального обслуживания населения – задача государства // Современные научные исследования и инновации. 2020. № 11 [Электронный ресурс]. URL: https://web.snauka.ru/issues/2020/11/93775 (дата обращения: 24.07.2024).

Для полноценного развития населения государства нуждающимся гражданам должна быть оказана надлежащая социальная поддержка. В России, несмотря на активное реформирование и развитие согласно современным капиталистическим реалиям, в системе социального обслуживания населения можно отследить ряд проблем. Среди них отметим недостаточность финансирования поставщиков социальных услуг. Главной причиной считается недостаток ресурсов при постоянном росте нуждающихся в получении социальных услуг. [1]

В нашей стране увеличиваются объемы потребления качественной и дорогостоящей помощи, с высоким уровнем оснащенности, вследствие этого повсеместно происходит неконтролируемый рост объема платных услуг, снижение доходов населения при одновременном росте цен. Отсутствие эффективного государственного и общественного контроля за указанными процессами, а также независимой экспертизы влечет не только ухудшение качества жизни населения, но и является предпосылкой для генерирования бедности, низкой мотивации к экономическому росту, увеличению потенциальных потребителей социальных услуг [2, с. 69-70] В Омской области согласно данным статистики в последние годы выражена тенденция снижения уровня качества жизни населения при показателях ниже среднего, что видно на диаграмме 1. Существуют проблемы, препятствующие поступлению дополнительных доходов в бюджет поставщиков социальных услуг. Современная система социального обслуживания населения находится в борьбе за трудовые и финансовые ресурсы. 

Диаграмма 1. Интегральный показатель качества жизни населения в Омской области за 2013-2018 гг. [3]

Рынок социальных услуг не в состоянии удовлетворить потребности населения в социальной поддержке. Ведется активная государственная политика по устранению указанной проблемы, в частности, государство предоставляет поставщикам социальных услуг дополнительное субсидирование. В соответствии с положениями Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. № 1662-р [4], в рамках Госпрограммы реализуются мероприятия по развитию конкурентного рынка в сфере социального обслуживания граждан, в том числе развитию государственно-частного партнерства. В 2019 году на рынке социальных услуг в сфере социального обслуживания работает более 1 300 негосударственных организаций, из них более 900 социально ориентированных некоммерческих организаций, 229 коммерческих организаций и 155 индивидуальных предпринимателей. Удельный вес негосударственных организаций социального обслуживания, в общем количестве организаций социального обслуживания всех форм собственности, составил 22,5 %. Наряду с этим принимались меры, направленные на увеличение поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций. Так, в соответствии с Правилами предоставления субсидий из федерального бюджета на государственную поддержку отдельных общественных и иных некоммерческих организаций, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2010 г. № 1135 [5], в 2012 году Минтрудом России субсидии предоставлены 16 организациям в общем объеме около 0,9 млрд. рублей. В 2019 году в рамках государственной программы Российской Федерации «Социальная поддержка граждан» [6] субсидии предоставлены 30 организациям в общем объеме 1, 5 млрд. рублей. [7]

В 2012 году завершился процесс реформирования государственных и муниципальных учреждений, по средствам которого был сформирован новый механизм оказания и финансового обеспечения государственных (муниципальных) услуг и работ в связи с совершенствованием правового положения государственных и муниципальных учреждений. После вступления в силу Федерального закона от 8 мая 2010 г. № 83-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений» [8] был осуществлен переход от сметного финансирования государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений к финансированию государственного (муниципального) задания на оказание государственных (муниципальных) услуг (выполнение работ). При этом для казенных учреждений сохранено финансирование на основе бюджетной сметы. Все же для большинства государственных и муниципальных учреждений заработал новый механизм оказания и финансового обеспечения государственных услуг. Важным нововведением указанного Федерального закона является переход к финансовому обеспечению по принципу обеспечения оказываемых услуг учреждениями. Во-первых, первостепенным становится именно государственное задание. Во-вторых, на основе установленного государственного задания и утвержденных финансовых нормативов определяется объем средств, предоставляемых из бюджета учреждению в виде субсидии. В-третьих, в случае недовыполнения задания по каким-либо объективным причинам учредитель вправе скорректировать объем государственного задания и произвести соответствующую корректировку размера выделяемой субсидии.

В России на современном этапе с целью решения социальных проблем государственным и муниципальным учреждениям разрешено предоставлять дополнительные услуги на платной основе (однако цены утверждаются учредителем), а также допускается создание частных учреждений, предоставляющих услуги в социальной сфере с полным возмещением стоимости предоставляемой услуги. Таким образом, в социальной сфере действуют учреждения, осуществляющие деятельность, финансируемую из бюджетов бюджетной системы в форме субсидий на выполнение государственного (муниципального) задания – общественных благ на бесплатной основе и таких же благ на возмездной основе за счет финансовых ресурсов граждан и юридических лиц. [9, с. 6] Социальное обслуживание в последние несколько лет находится на переходном этапе от сферы общества, полностью финансируемой государством, к сфере – активному участнику рынка социальных услуг.

Следует отметить рост масштабов самофинансирования социального обслуживания населения. Это является подтверждением тенденции сокращения размеров бесплатного и льготного обслуживания населения бюджетными организациями при параллельном снижении государственных расходов на их содержание. При определенных условиях коммерциализация поставщиков социальных услуг позитивно сказывается на процессах производства ими услуг. Использование рыночного механизма в них необходимо, ведь это стимулирует заинтересованность и активность каждого в аккумуляции человеческого капитала, требует повышения качества и гибкого изменения социальных услуг, исходя из индивидуальных потребностей, рыночного спроса и предложения. Также коммерциализация стимулирует экономию удельных затрат на производство социальных услуг со стороны как производителя, так и потребителя. [10, с. 5-6]

Однако существуют значительные разногласия между качеством жизни населения различных регионов, между качеством жизни жителей сельской местности и городов. Ряд представленных социальных услуг, либо тарифов на них неактуален. Предоставление возможности поставщикам социальных услуг самостоятельно корректировать перечень услуг и варьировать стоимость услуг может способствовать получению дополнительных доходов от предоставления платных услуг в большем объеме. Например, услуга по организации и проведению праздника для детей: может проводиться день рождения с 3-6 детьми или новогодний утренник с десятками детей. Уровень затрат разный, однако учреждение получает одинаковую стоимость за час оказания услуги. Также при подготовке специалистом юридического документа целесообразно исчислять стоимость постранично, либо в соответствии с видом документа (заявление, исковое заявление, претензия и другие). Также при работе парикмахера или швеи целесообразно установить повышенную стоимость свадебной прически, либо работы с деликатными тканями, сложностью покроя и т.д. Целесообразно анализировать при этом мнение специалиста данного учреждения, его знания и умения.

При внедрении рыночных механизмов в систему социального обслуживания населения следует учитывать особенности социальной сферы: наличие социальных обязательств государства, незащищенность и многочисленность клиентской базы, нуждаемость в бесплатном и льготном обслуживании, необходимость материальной помощи. Помощь государства играет особую роль, так как его ресурсная база и усилия изначально направлены на те области, которые не входят в сферу рыночных отношений.


Библиографический список
  1. Социальное обслуживание в 2019 году. 4 вектора изменений // Статьи // URL: https://xn--b1agja2bn.xn--p1ai/izmeneniya_v_soc_2019 (дата обращения: 01.11.2020).
  2. Васильцова Л.И., Невьянцева Н.Н. Рынок социальных услуг: векторы развития и социально-экономические последствия // Дискуссия. 2017. №5 (79). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/rynok-sotsialnyh-uslug-vektory-razvitiya-i-sotsialno-ekonomicheskie-posledstviya (дата обращения: 01.11.2020).
  3. Д. Условия жизни. Омская область // Статистика по России//URL: https://russia.duck.consulting/regions/55#collapse304774 (дата обращения: 01.11.2020).
  4. Распоряжение Правительства РФ «О Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года» от 17.11.2008 N 1662-р (ред. от 28.09.2018)// Справочная правовая система КонсультантПлюс// URL: http://www.consultant.ru (дата обращения: 01.11.2020).
  5. Постановление Правительства РФ “О предоставлении субсидий из федерального бюджета на государственную поддержку отдельных общественных и иных некоммерческих организаций” от 27 декабря 2010 г. N 1135 (ред. от 27.12.2019)// Справочная правовая система Гарант // URL: http://ivo.garant.ru (дата обращения: 01.11.2020).
  6. Постановление Правительства РФ “Об утверждении государственной программы Российской Федерации “Социальная поддержка граждан” от 15.04.2014 N 296 (ред. от 31.03.2020 № 382)// Справочная правовая система КонсультантПлюс// URL: http://www.consultant.ru (дата обращения: 01.11.2020).
  7. Уточненный годовой отчет о ходе реализации и оценке эффективности государственной программы Российской Федерации «Социальная поддержка граждан» за 2019 год//Департамент демографической политики и социальной защиты населения. Минтруд России. Документы// URL: https://mintrud.gov.ru/docs/mintrud/protection/1338 (дата обращения: 01.11.2020).
  8. Федеральный закон “О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений” от 08.05.2010 № 83-ФЗ (ред. от 26.07.2019 № 237-ФЗ)// Справочная правовая система КонсультантПлюс// URL: http://www.consultant.ru (дата обращения: 01/11.2020)
  9. Дадашев Алихан Заграбович, Мешкова Джана Алихановна, Топчи Юлия Алихановна Развитие финансового механизма и налогообложения организаций социальной сферы // Финансы и кредит. 2016. №30 (702). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/razvitie-finansovogo-mehanizma-i-nalogooblozheniya-organizatsiy-sotsialnoy-sfery (дата обращения: 01.11.2020).
  10. Берендеева Алла Борисовна, Малова Анна Александровна Коммерциализация на рынке социальных услуг региона: факторы, динамика // Вестник Югорского Государственного Университета. 2013. №4 (31). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/kommertsializatsiya-na-rynke-sotsialnyh-uslug-regiona-faktory-dinamika (дата обращения: 01.11.2020).


Все статьи автора «Грязина Людмила Сергеевна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: