Теория административного права содержит ни один подход к понятию административно – правового регулирования. Разные ученые предлагают свои варианты толкования, как самого термина, так и методов его реализации.
К примеру, Д.А. Шевченко понимает в качестве административно – правового регулирования совокупность применяемых административных мер, форм и приемов, направленных на достижение целей правового регулирования [1].
Л.Л.Попов же в качестве методов административно – правового регулирования понимает различные приемы, отражающие особенности российского административного права, его место в общеправовой системе страны, а также выражающие сущность государственного регулирования как ведущей функции государственного управления [2].
А.В. Иванов в своих трудах рассматривает административно – правовое регулирование в качестве синтеза механизмов, приемов, форм, инструментов, средств, используемых как при правовом регулировании, так и при осуществлении государственного управления [3].
Нам представляется необходимым рассматривать вопрос административно – правового регулирования через призму общественных отношений, которые подлежат управлению.
Сфера дорожного хозяйства обладает ярко выраженным хозяйственным уклоном, что подразумевает под собой использование таких административно – правовых методов регулирования, в основе которых лежит экономическое начало.
Нашу точку зрения поддерживает ряд ученых, к примеру, М.Н. Кобзарь – Фролова, говорит о том, что административно – правовое регулирование может быть определено как регламентированная нормами права деятельность наделенных властными полномочиями публичных субъектов. [6]
Регулирование дорожно – хозяйственного комплекса осуществляется целым рядом органов власти всех уровней.
На федеральном уровне управление осуществляется:
- Правительством Российской Федерации.
- Различные министерства и ведомства.
Однако, несмотря на то, что управлением дорожного хозяйства занимается достаточно много учреждений, развитие административного регулирования с обращением к зарубежному опыту необходимо.
Так, анализируя административно – правовые методы в сфере экономики США, можно увидеть, что законодательством устанавливаются нормативные правила деятельности торговых, транспортных, энергетических предприятий.
В связи с этим, американскими органами власти применяются следующие методы:
- Целевое создание и развитие компаний в приоритетных для государства отраслях.
- Регистрационный и лицензирующий порядок образования и деятельности.
- Антимонопольное регулирование.
- Определение государственными органами порядка управления находящимися в государственной собственности акциями (паями, долями).
- Регламентация порядка осуществления представительства государства в компаниях с государственным участием должностными лицами органов исполнительной власти.
- Определение способов и методов государственной поддержки компании. [7]
Американцы имеют достаточно обширный опыт в сфере дорожно - хозяйственного регулирования, поэтому, во многом стоило бы у них поучиться.
Так, к примеру, стоит учитывать их опыт в процессе формирования и
реализации методов административно – правового воздействия, тщательно отбирая те идеи, взгляды, формы и методы правового регулирования, обеспечивающие позитивное развитие административного права, повышение эффективности государственного управления, формирование действенной системы контроля за деятельностью административных органов и их должностных лиц. [8]
В настоящее время наука административного права использует три основных метода регулирования:
- Обязывание (предписание).
- Запрет.
- Дозволение [9].
Данные методы представляют собой общеметодологичесую основу. В процессе развития науки административного управления вышеперечисленные методы детализуются, превращаясь в более частные, формирующиеся по объему соотношения применительно к сфере дорожного хозяйства.
Рассмотрим каждый из них в отдельности.
Так, дозволение – форма непосредственного правового воздействия, заключающаяся в предоставлении управомоченному субъекту общепризнанной юридической возможности совершить определенные действия либо воздержаться от них по своему усмотрению.
Обязывание (предписание) – форма правового воздействия, выражающаяся в юридическом предписании участнику правоотношения совершать действия на условиях и в порядке, определенных правовой нормой.
Запрет – форма правового воздействия, представляющая собой требование воздержаться от указанных в правовой норме действий, совершение которых влечет негативные для общества последствия [11]
На основе перечисленных методов наука административного права сформировала более частные методы регулирования дорожного хозяйства:
- Выработка и правовое закрепление основных направлений деятельности государственных органов исполнительной власти в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности.
- Установление порядка осуществления государственного надзора за обеспечением сохранности автомобильных дорог.
- Принятие решений об использовании на платной основе автомобильных дорог общего пользования федерального значения, участков указанных автомобильных дорог и о прекращении такого использования.
- Определение методики расчета и максимального размера платы за проезд транспортных средств по платным автомобильным дорогам общего пользования.
- Утверждение перечня автомобильных дорог общего и необщего пользования федерального значения.
Таким образом, наука административного права в процессе управления дорожным хозяйством применяет как обще – юридические методы, так и разработанные на их основе частно – юридические методы.
Библиографический список
- Шевченко Д.А. Административно – правовое регулирование банковской деятельности Центральным банком Российской Федерации. Дис. .канд. юрид. наук. М., 2008. С. 51.
- Административное право / Под ред. Л.Л. Попова. М.: Юристъ, 2005. С. 33 – 34.
- Иванов А.В. Административная юрисдикция налоговых органов Российской Федерации: Автореф. дис. канд. юрид. наук. Н. Новгород, 1999. С. 38.
- Шашкина А.Н. Административно – правовое регулирование таможенного контроля после выпуска товаров в Российской Федерации // Административное и муниципальное право. 2014. N 12. С. 1296 – 1300.
- Щербаков С.Б. Меры административного пресечения в деятельности милиции. Дис. канд. юрид. наук. М., 2006. С. 18.
- Кобзарь – Фролова М.Н. Административно – правовое регулирование экономической деятельности таможенных органов // Административное и муниципальное право. 2013. N 12. С. 1114 – 1121.
- Павлюк А.В. Проблемы административно – правового регулирования деятельности акционерных обществ в зарубежных государствах // Административное и муниципальное право. 2014. N 5. С. 478 – 489.
- Аврутин Ю.Е. К вопросу о понятиях и дефинициях в административно – правовой теории и практике // Административное право и процесс. 2013. N 9. С. 4 – 8.
- Кутафин О.Е. Предмет конституционного права. М., 2001. С. 35.
- Пешков А.Б. Проблемы административно – правового метода регулирования советских общественных отношений. Иркутск, 1974. С. 56 – 57.
- Евстифеев Д.М. Метод конституционно – правового регулирования общественных отношений // Российский юридический журнал. 2014. N 1. С. 15 – 25.
- Саидов З.А. Методы административно – правового регулирования экономических отношений // Административное право и процесс. 2015. N 10. С. 44 – 46.
- Белых В.С. Предпринимательское право России. М., 2008. С. 41.
- Осинцев Д.В. Методы административно – правового воздействия. СПб., 2005. С. 135.
- Федеральный закон от 08.11.2007 N 257 – ФЗ (ред. от 30.12.2015) “Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации” // Справочно – правовая система «Консультант » (дата обращения – 30.01. 2016 г.).