Елабужский институт (филиал) федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Казанский (Приволжский) федеральный университет», г. Елабуга, Россия
Научный руководитель : Петров Р. Е. Заведующий кафедрой К.п.н., доцент
Плавание – жизненно важный навык, который является уникальным видом физических упражнений и относится к наиболее массовым видам спорта, как в нашей стране, так и за рубежом. Специфическая особенность плавания связана с двигательной активностью в водной среде, чем объясняется его гигиенически – оздоровительная, прикладная и спортивная ценность.
Касаясь необходимости обучения плаванию, классик русской педагогики П.Ф. Лесгафт (1952) точно подметил, что ребенок научится этому искусству тем быстрее, чем он более совершенно владеет собой и ловчее производит все свои действия[1, С. 17]. Навык плавания намного труднее и дольше осваивается взрослыми, чем детьми или подростками. Этот пространственный навык следует прививать с детства, так как он контролируется разными уровнями построения движений.
В Древней Греции о человеке недостойном называться гражданином говорили: «Он не умеет ни читать, ни плавать». С тех пор умение читать и плавать рассматривается, как символ разностороннего развития человека. Особенно благоприятное влияние занятия плаванием оказывают на развитие сердечно – сосудистой и дыхательной систем организма.
Раскрывая возрастные особенности физического развития детей младшего школьного возраста, мы отмечаем, что этот возраст с 6 – 7 до 11 лет (1-4 классы), характеризуется относительно равномерным развитием опорно-двигательного аппарата, но интенсивность роста отдельных размерных признаков его различна. С переходом от дошкольного воспитания к систематическому обучению в школе у детей 6 – 7 лет объем двигательной активности сокращается на 50%.
Однако, по мнению Д.А. Раевского, раннее освоение спортивного способа плавания уже с 4-5 занятия, когда дети еще не адаптировались к водной среде и не держатся на поверхности воды, приводит к тому, что 50% младших школьников не овладевают спортивным способом вообще и не умеют держаться на воде. По его мнению, у детей необходимо сформировать двигательную готовность к освоению спортивного способа, а затем приступать к его изучению[5, С. 98].
Также о важности обучения плаванию именно в школьном возрасте говорят следующие данные: в возрасте 7-8 лет не умеют плавать 80 %, в 9-10 лет 48 % школьников. Согласно другим авторам, не умеющих плавать в 7-8 – летнем возрасте – 68%, 9-10 – 46%, 11-12 – 29%, 15 лет – 16%. Авторы указывают, что в пионерских лагерях научились плавать 41,5% с помощью родителей или самостоятельно – 39,3%, в детских садах – 5,4%, в средних, школах – 13,8%.[2, С. 10]
В научной литературе не существует определенного мнения с какого способа лучше начинать обучение плаванию начальной подготовки.
Как отмечает В.А Быков (1968), С.М. Вайцеховский (1979), О.И. Логунова (1988) и др., выбор первого способа плавания зависит от возраста, цели и условий обучения, от быстроты освоения, от спортивного и прикладного значения способа плавания, от переноса двигательного навыка на другие способы[3, 4].
По мнению Л.В. Геркана (1971) целесообразно обучать людей спортивным способам плавания, а именно кролю на груди и на спине одновременно. Двигательные навыки этих способов плавания лучше переносятся на другие способы, чем наоборот [6, С. 57]. Хотя Г.И. Попов (1997) считает, что обучение всем способам одновременно имеет некоторые преимущества, но требует больших временных затрат [1, С. 197].
Поэтому крайне важно обеспечить детям в соответствии с их возрастом и состоянием здоровье достаточный объем суточной двигательной деятельности. Одним из самых полезных и эффективных средств обучения двигательным действиям для детей младшего школьного возраста является плавание. Специфические особенности воздействия плавания на детский организм связаны с активными движениями в водной среде. При этом организм ребенка подвергается двойному воздействию: с одной стороны – физических упражнений, с другой – уникальных свойств водной среды, в которой выполняются эти упражнения.
Благодаря обзору источников и материалов можнопредположить, что физическое воспитание пловцов на начальном этапе, станет более эффективным и будет способствовать сохранению и укреплению их здоровья, если разработать и реализовать в процессе физического воспитания оздоровительную методику обучения плаванию, включающую: современные физические упражнения; систему современных физических упражнений, направленных на приобретение знаний, умений плаванию, проведение самостоятельных занятий. Также думаю, что данная методика обучения плаванию детей младшего школьного возраста улучшит структуру тренировочного процесса, приведет к более быстрому освоению ими навыков спортивных способов плавания, а также к повышению у них функциональных возможностей организма в более короткий период.
Таким образом, можно сказать, что тренировочный процесс на этапе начальной подготовки, не только предупреждает заболевания, но и способствует улучшению структуры тренировки. В отличие от других систем плавание развивает в организме симметрию, координацию и выносливость. А главное стимулирует внутренние органы и обусловливает их гармоничное функционирование.
Библиографический список
- Ашмарин, Б.А. Теория и методика физического воспитания: учебник для институтов физической культуры / Б.А. Ашмарин. – М.: Просвещение, 2011. – 287 с.
- Булгакова, Н.Ж. Отбор и подготовка юных пловцов / Н.Ж. Булгакова. – М.: Физкультура и спорт, 2014. – 191 с.
- Вайцеховский, Сергей Михайлович.Книга тренера. – Москва: Физкультура и спорт, 1971. – 311 с.
- Логунова, О.И. Основы спортивного плавания / О. И. Логунова, А. А. Ваньков. – Москва: Физкультура и спорт, 1971. – 175 с.
- Соломатин В.Р., Булгакова Н.Ж.Учет возрастных закономерностей развития морфологических, функциональных и силовых показателей в спортивном отборе и многолетней подготовке юных пловцов // Ученые записки университета Лесгафта. – 2010. – №4 (62). – С. 97-102.
- Хрущев, С.В. Тренеру о юном спортсмене / С.В. Хрущев, М.М. Круглый. – М.: Физкультура и спорт, 2015. – 157 с.
- Уилмор Дж. Х., Костиль Д. Л. Физиология спорта и физических упражнений.- Шампейн; Иллинойс: ЧеловекКинетика, 2012. – 549 с.