Современное состояние развития гражданского общества в России характеризуется наличием различных формальных возможностей для человека использовать потенциал своей гражданской активности, в том числе общественного участия. Социально-политические изменения последних двух десятилетий предоставили «право на жизнь» различным институтам гражданского общества – различным объединениям и общественным организациям, партиям практически всех идеологических платформ (кроме экстремистов), церквям и т. д. местные власти и др.
Существует много определений понятия «молодежь», данных социологами. Одно из самых ранних и распространенных определений (1962 г.) представил В.Т. Лисовский. Согласно его определению, «молодежь – поколение людей, проходящих стадию социализации, усваивающих, а в более зрелом возрасте уже усвоивших, образовательные, профессиональные, культурные и другие социальные функции, в зависимости от конкретных исторических условий возрастные критерии молодежи могут колебаться от 16 до 30 лет» [4].
И.С. Кон отмечал, что «молодежь – «это социально-демографическая группа, которая отличается возрастными характеристиками, характеристиками социального статуса и социально-психологическими характеристиками» [3]. «Молодёжь как определённая фаза, этап жизненного цикла биологически универсальна, но её конкретные возрастные рамки, связанный с ней социальный статус и социально-психологические особенности имеют социально-историческую природу и зависят от общественного строя, культур и свойственных данному обществу закономерностей социализации» [3].
Проблема социальной активности молодежи достаточно неоднозначна и сложна, как и содержание понятия социальной активности. В современных условиях существуют представления о цели проявления социальной активности молодежи, в том числе студентов.
Отметим, что сегодня выстраивание личного жизненного пути для молодежи гораздо важнее коллективных, социальных, а также государственных интересов и задач. Соответственно, «социальная активность – это возможность для самореализации, самопрезентации, саморазвития в тех областях, которые вызывают наибольшую личную и профессиональную мотивацию, интерес» [5]. Об этом аспекте в понимании социальной активности студенчества обращает внимание Л.Ф. Шаламова. Социальная активность, по их мнению, выражается в стремлении к творчеству, раскрытию своих способностей, конструированию и созданию новой реальности.
В различных формах проявления жизнедеятельности молодежи социальная активность служит мерой взаимодействия человека с обществом и соответствия его деятельности различным социальным потребностям.
Начиная разговор о социальных проблемах студенческой молодежи, следует отметить, что за последние два десятилетия профессиональное высшее образование прошло путь значительных преобразований. В результате изменилась не только среда обучения, но и весь образ жизни студентов.
Так, например:
– «изменились условия приема в высшие учебные заведения;
– вместе с обучением на бюджетной основе допускается обучение на платной основе;
– сократились возможности проживания в студенческом общежитии;
– систематически увеличивается стоимость обучения и проживания, растут цены на продукты питания и промышленные товары, меняется отношение к материальным и духовным ценностям и т. д.» [1].
Все это привело к тому, что группа традиционных социальных проблем, присущих студенческой молодежи, пополнилась рядом возникших новых проблем. Кроме того, они сталкиваются с общими социальными проблемами всех категорий молодежи, возникшими под влиянием социально-экономических и политических изменений в российском обществе.
Следовательно, в настоящее время существует острая необходимость в изучении существующей социальной ситуации студенческой молодежи. При этом сами проблемы должны подвергаться исследованию и анализу, который необходимо рассматривать с точки зрения их актуальности, приоритетности, важности, приоритетности решения и т. д. [2].
В результате проведенного исследования удалось получить обширный информационный материал, который позволил определить общественной жизни студенческой молодежи, их взгляды на перспективы общественного развития и свое место в нем, а также оценку современных реалий нашей жизни.
Путем тщательного анализа полученных данных и их интерпретации в соответствии с вышеуказанными исследовательскими задачами были сделаны следующие выводы:
1. Наиболее актуальными проблемами, определяющими современную жизнь российской студенческой молодежи, являются: финансы, образование, здоровье, досуг, преступность, наркотики, право и демографическая ситуация.
2. Приоритетными проблемами являются деньги и возможность их заработать. Следовательно, эти потребности могут быть удовлетворены за счет образования, повышения квалификации и развития карьеры.
3. Вторая по значимости проблема для этого контингента – это проблема здоровья и семьи.
4. Установленные в числе социальных проблем современной студенческой молодежи приоритеты должны стать ориентиром для корректировки текущей государственной политики и учета, планирования и организации социальной работы с ней.
В этой связи государственная молодежная политика должна способствовать развитию осознанной и творческой активности молодежи, реализации их инициатив во всех сферах жизни, формированию потребности служить обществу, осознанию своей ответственности. на сегодня и на будущее, для себя и для общества в целом.
В силу известных обстоятельств молодые студенты столкнулись со многими социальными проблемами (образование, работа, семья, финансы, а также наркомания, алкоголизм, курение, проституция и т. д.). В то же время не следует думать, что современный студенческий коллектив не думает о будущем, что оно коррумпировано, развращено, пошло. Большое количество молодых людей хотят быть полезными обществу, заниматься любимым делом, иметь финансовую безопасность за счет своей работы, хотят создать семью и иметь детей, они не боятся ближайшего и отдаленного будущего. Но для ее реализации необходима помощь государства и, прежде всего, в решении возникших социальных проблем, актуальность и приоритетность которых определяется в этой работе путем научных исследований.
На основании полученных данных можно сделать вывод, что сегодня организация социальной работы с студенческой молодежью должна строиться как радикально инновационная деятельность, обусловленная процессом изменений, происходящих во всех сферах жизни, и в то же время быть ускоренное развитие молодежи, помогающее решать насущные проблемы. Это должен быть новый тип социальной работы, который не может адаптироваться к существующим организационным структурам, не согласуется с предыдущими формами и методами работы и требует их радикальной трансформации, изменений в жизни и социальных условиях, которые интерес студенческой молодежи.
Социально значимая черта студенческого коллектива – поиск смысла жизни, стремление к прогрессивным изменениям в обществе и созданию новых идей. У ученика много задач – найти себя в этом мире, понять, кто он, где его место в жизни. Другими словами, он должен выбрать путь, которым будет следовать всю свою жизнь.
Основное решение при построении собственной биографии – это выбор карьеры, выбор образования. Для студента наука является основным видом деятельности, поэтому в классификации явлений духовного мира студенческой молодежи ключевым блоком является образование. Образование – в зависимости от содержания и терминов – способствует хотя бы малейшему процессу понимания собственных способностей и самореализации.
По мнению российских исследователей проблем молодежи, когда речь идет о студенческой культуре, социокультурный подход является важнейшим фактором будущего уклада жизни.
Выводы. Студенчество – это социокультурное сообщество, которое сохраняет в своем составе несколько элементов. Для небольшого числа студентов толерантность не является устойчивым жизненным подходом.
В формировании духовного мира студенческого коллектива одним из основных противоречий является субъективная ориентация многих субкультурных групп на современные ценности и, в то же время, внутренняя готовность значительной части студенческого коллектива отказаться от них во имя определенности диктата.
Библиографический список
- Курганская М. Я. Патриотические ценностные ориентации студенческой молодежи: дис… канд. соц. наук. М., 2015. С. 4.
- Котова О.И. Проблемы молодежи и механизмы реализации молодежной политики в регионе // Известия ПГУ им. В.Г. Белинского. – 2016. -№28. – С.393.
- Кон И.С. Социология молодежи. В кн.: Краткий словарь по социологии М., 1988.
- Лисовский В. Т. Духовный мир и ценностные ориентации молодежи России: учеб. пособие. СПб.: СПбГУП, 2016.
- Шаламова Л.Ф. Социальная активность молодежи: принципы управления // Высшее образование в России. 2016. № 7. С. 96-99.