СИСТЕМА ПРИНЦИПОВ ОБУЧЕНИЯ И ИХ ХАРАКТЕРИСТИКА

Плотникова Елена Юрьевна
Поволжский государственный технологический университет
студент

Аннотация
Данная статья посвящена обзору принципов обучения преподавательской деятельности в современном образовании.

Ключевые слова: , , , , , ,


Рубрика: 13.00.00 ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Плотникова Е.Ю. Система принципов обучения и их характеристика // Современные научные исследования и инновации. 2020. № 10 [Электронный ресурс]. URL: https://web.snauka.ru/issues/2020/10/93590 (дата обращения: 18.04.2024).

В процессе развития обучения были выработаны общие нормы организации учебного процесса, которые называют принципами обучения и определяют, каким образом достигаются цели обучения. Важнейшие принципы, присущие учебному процессу встречаются чаще при преподавании общетехнических и специальных дисциплин, так как процесс профессионального обучения имеет свою конкретную специфику.

Под понятием принципы обучения понимаются идеи и способы организации и проведения дидактического процесса. Они носят характер самых общих указаний, правил, норм, регулирующих процесс обучения.

Ученые по-разному подходят к трактовке понятия «принцип». Одни считают их основными, определяющими методы работы преподавателя, другие утверждают, что в разных системах могут действовать различные принципы обучения.

В соответствии с нацеленностью всех принципов преподавательской деятельности на развитие и становление личности, индивидуальности каждого учащегося, выделяют следующие принципы обучения:

1) принцип развивающего и воспитывающего обучения;

Данный принцип подразумевает, что обучение является инструментом для всестороннего развития студента как личности, но и формирования нравственных и этетических качеств, а не только для формирования у него знаний и умений.

2) принцип культуро-природосообразности;

Принцип объединяет в себе два принципа: кулътуросообразности и природосообразности. Они предусматривают необходимость строить процесс обучения, опираясь на природу, внутреннюю организацию и задатки обучающегося, а также в соответствии с законами окружающей их природной и социальной среды.

3) принцип научности и связи теории с практикой;

В процессе преподавательской деятельности принцип научности выражается в том, что процесс обучения должен происходит не только изучением теоретических материалов, но и непосредственно быть закреплен практической деятельностью для того, чтобы обучающиеся смогли применить полученные знания и опыт в трудовой деятельности и в жизни. При этом следует помнить, что исторические и философские научные знания не имеют непосредственный выход в практику, однако оно может выражаться в понимании и оценке суждений, фактов обучающимся.

4) принцип систематичности и системности;

Принцип систематичности и системности предполагает преподавание и усвоение знаний в определенном порядке, системе. Для этого преподаваемый материал делится на темы, устанавливается методика и методы подачи материала. Каждая последующая тема представляет собой продолжение предыдущей, позволяющая обучающемуся понять внешние и внутренние связи между теориями, законами, фактами, как сочетаются элементы и система, часть и целое, отдельное и общее. Закрепление материала происходит после изучения теории в виде тестов, опросов и т.д.

5) принцип сознательности и активности учащихся в обучении;

Одним из важных принципов в процессе обучения является сознательность и активность учащегося. Согласно данному принципу обучение эффективно только тогда, когда ученики по своему желанию проявляют интерес к учебной деятельности, а также стремятся изучить дополнительные материалы в процессе обучения. Это выражается в том, что учащиеся осознают цели учения, планируют и организуют свою работу, умеют себя проверить, проявляют интерес к знаниям, ставят проблемы и умеют искать их решения. Если же учащемуся не интересен процесс учебы, то его невозможно ничему научить. Таким образом, одной из важных задач преподавателя является пробудить интерес студентов, используя познавательные истории и факты, а также различные методы преподавания: игры, дискуссии, работа в команде.

6) принцип наглядности;

Принцип наглядности означает, что эффективность обучения зависит от получения и переработки информации через органы чувств. В процессе обучения необходимо дать возможность студентам наблюдать, измерять, проводить опыты, работать практически. Если нет возможности дать реальные предметы на всех этапах педагогического процесса, используются наглядные средства:

  • естественные (реальные предметы);
  • экспериментальные (эксперименты, опыты);
  • объемные (макеты, фигуры и т.п.);
  • изобразительные (фотографии, рисунки);
  • звуковые (аудио- видеоматериалы);
  • символические и графические (карты, схемы, графики, формулы);
  • внутренние (образы, создаваемые речью учителя).

Однако использование наглядности должно быть в той мере, в какой она способствует формированию знаний и умений, развитию мышления. Демонстрация и работа с предметами должны вести к очередной ступени развития.

7) принцип доступности;

Во время учебной деятельности преподавателем должен преподноситься материал в соответствии с уровнем подготовки студентов, иначе у обучающихся наступит быстрое утомление и снизится работоспособность. С другой стороны, подача учебного материала и заданий в упрощенной форме может привести к потере интереса со стороны обучающего, что, в свою очередь, будет тормозить его развитие.

8) принцип прочности результатов обучения и развития познавательных сил учащихся;

Суть принципа заключается в том, что процесс обучения требует закрепления полученных знания и их дальнейшего использования в профессиональной деятельности. Для этого в процессе обучения необходимо соблюдаться несколько правил:

  • подбор материала в соответствии с тематикой обучения;
  • количество и объем информации;
  • умение выделять основные сведения и логические связи;
  • систематический контроль и повтор изученного материала;
  • позитивное отношение и интерес к изучению материала.

Проверка внедрения принципа прочности обучения в реальной педагогической деятельности осуществляется через упражнения, обсуждения и дискуссии, публичные выступления и т.д., позволяющих узнать уровень усвоенных учащимися знаний, навыков и умений.

9) принцип положительной мотивации и благоприятного климата обучения;

Для успешного освоения учебной программы характер обучения следует строить на основе сотрудничества преподавателя и студента, а это возможно при сохранении мотивации для продолжения обучения, т.е. учащийся не теряет интерес и стремление к изучению новых материалов. Чтобы такие мотивы успешно формировались у учащихся, этот принцип предусматривает коммуникативную сторону обучения, характер отношений в учебном коллективе, доброжелательный тон общения и оптимистического настроя педагога, доверительную атмосферу в коллективе, уважительное отношение товарищей, взаимопомощь и здоровую конкуренцию между учащимися.

10) принцип сочетания коллективных и индивидуальных форм обучения.

В процессе обучения чрезмерная индивидуализация лишает опыта общения с различными группами людей, ограничивает навыки совместной работы в коллективе. Коллективные формы усредняют человека, в силу чего “теряется” личность. Принцип объединения этих форм подразумевает применение в учебном процессе коллективной работы с сохранением индивидуальных особенностей каждого учащегося, а также стремится к их самостоятельной познавательной деятельности. В данном принципе делается упор на индивидуальные особенности учащегося, которые позволяют определять способы, методы и средства обучения, но с включением работы в коллективе: работа в парах, группах и по интересам.

Таким образом, в преподавательской деятельности исключено использование одного конкретного принципа, так как реализация одного из представленных принципов связана, прежде всего, с реализацией других. Все вместе они отражают основные особенности процесса обучения и помогают организовать учебный процесс.


Библиографический список
  1. Педагогика профессионального образования: Учеб. Пособие для студентов/ Е.П.Белозерцев, А.Д.Гонеев, А.Г.Пашков и др.; Под ред. В.А.Сластёнина. – М.: Изд.центр «Академия», 2006. – 368 с.
  2. Подласый И.П. Педагогика: Новый курс: Учеб. для студ. Высш. учеб. заведений: в 2 кн. М.: ВЛАДОС, 2002.
  3. Смирнов С.Д. Педагогика и психология высшего образования: От деятельности к личности. М., 2003.
  4. Сластенин В.А. и др. Педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов; Под ред. В.А. Сластенина. — М.: Издательский центр “Академия”, 2002. – 576 с.


Количество просмотров публикации: Please wait

Все статьи автора «Плотникова Елена Юрьевна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:
  • Регистрация