ОСОБЕННОСТИ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ОРГАНИЗАЦИЙ В СФЕРЕ ТУРИЗМА

Журавель Мария Александровна
Самарский университет
магистрант

Аннотация
В статье рассматриваются теоретические аспекты повышения конкурентоспособности организации, функционирующей в сфере туризма.

Ключевые слова: , ,


Рубрика: 08.00.00 ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Журавель М.А. Особенности конкурентоспособности организаций в сфере туризма // Современные научные исследования и инновации. 2020. № 10 [Электронный ресурс]. URL: https://web.snauka.ru/issues/2020/10/93559 (дата обращения: 19.06.2024).

Рассматривая туристическую деятельность, как достаточно значимый социально-экономический феномен, вызванный развитием массового туризма в мире, проблемы оптимизации и эффективного регулирования данной сферы становятся особенно актуальными [1].

Проведение мировой туристской политики проходит во всемирной туристской организации на базе Международного союза официальных туристских организаций, занимающейся составлением туристских программ и прогнозов, организацией семинаров и конференций, проведением исследований по направлению туризма, написанием и публикацией статистической, аналитической и методической информации и материалов, а также участвует в подготовке персонала высокой квалификации в сфере туристской деятельности, с целью развития туризма.

Проводить учет специфики туристского предложения и спроса в стране можно за счет расширения международного сотрудничества в области туризма, за счет участия страны во всемирной политике, способствующее определению уровня развития туристской деятельности в различных регионах, областях и краях, в рамках общей национальной политики.

На сегодняшний день повышение уровня рентабельности туристской деятельности, увеличение прибыли организации и эффективное использование условий рынка представляются основными целями туристкой политики предприятия, которые реализуются за счет предоставления высокого качества услуг и постоянного его повышения, внедрения новшеств в процессы создания и продвижения своего продукта.

На повышение уровня конкурентоспособности уровня национального комплекса туризма особую роль играет государство, за счет косвенного воздействия на данную сферу. Таким образом, одним из важных направлений туристской деятельности становится развитие источников конкурентных преимуществ с целью повышения уровня конкурентоспособности [2].

Современными туристическими фирмами достаточно большое значение придается анализу сильных и слабых сторон для проведения оценки реальных возможностей в осуществлении процесса конкуренции и созданию различных мер и средств, способных повысить уровень конкурентоспособности и успеха организации.

Оценка конкурентоспособности организации проводится по определенным численным показателям, которые свидетельствуют об уровне устойчивого состояния на рынке туристических предприятий [3].

Конкурентоспособность – характеристика услуги или товара, позволяющая определить его способность в процессе сравнения с аналогичными услугами или товарами, производимыми другими фирмами поддерживать свой уровень при условии сохранения средней ценовой политики на рынке.

Факторы конкурентного преимущества фирмы и социально-экономическая среда – две группы, на которые можно разделить факторы, определяющие конкурентоспособность организации. Под факторами конкурентного преимущества понимаются различные направления рыночной деятельности туристической организации, а также параметры, которые отражают на сколько используются факторы предоставления услуг.

Ежегодно появляется достаточно большое количество новых организаций, имеющих в качестве преимуществ перед остальными определенные новшества, видения и методы обслуживания. Каждое предприятие занимает определенный уровень и место на рынке, однако, из-за большого разнообразия фирм потребители не обладают информацией об авторитете каждой компании. Однако, для того чтобы оставаться на занятом организацией уровне, ей необходимо быть достаточно осведомленным в развитии конкурирующих фирм и производить рациональную оценку перспектив, позволяющих улучшать и совершенствовать свою организацию [4].

В качестве фактора, способствующего повысить конкурентоспособность фирмы, можно выделить корпоративную культуру, позволяющую повысить эффективность производства продукта и управления. Корпоративная культура является сложной системой, характеризующей сложившиеся взаимоотношения между организацией и потребителем ее услуг. Она комбинирует в себе нормы и принципы поведения, ценности компании, процедуры управления и его стиль, а также концепции разрабатываемые для развития организации, которые свойственны для нее.

Организация, занимающаяся туристкой деятельностью, должна находиться в постоянном развитии, поиске и разработке новых неординарных решений, идей, методов ведения бизнеса и в элементах рекламного, различного художественно-эстетического и презентационного направления.

К важнейшему показателю успешности организации можно отнести готовность и желание выполнять свою работу сотрудником, достигая наилучших результатов с полной отдачей к своему делу. Совершенствование системы управления персоналом, основанное на изучении мотивов и целей персонала, вызывающих в сотруднике выполнение должностных обязанностей, способствует успешному развитию организации [5].

В современных организациях особое значение придается важным составляющим корпоративной культуры, одними из которых являются стандарты поведения, приятые в организации. Этические требования и нравственные принципы, позиционирующиеся в организации, отражаются в различной нормативной документации организации, к которой можно отнести правила внутреннего распорядка, контракты, договора и должностные инструкции. Корпоративная культура отражает правила поведения сотрудников организации, и является элементом, способствующим для объединения и координации персонала. Нормы и правила, транслируемые корпоративной культурой, несомненно, оказывают высокое воздействие на качество предоставляемых услуг организацией. Формирование эффективно работающей команды – один из решающих факторов повышения конкурентоспособности организаций, их адаптивности и эффективности производства турпродукта в условиях рынка.

Для оптимизации параметров внутреннего туристического спроса, являющегося одним из основных элементов, определяющих конкурентоспособность туристского комплекса, способствуют определенные направления туристической деятельности, некоторые из которых будут рассмотрены далее.

Гарантирование определенного качества туристских услуг, защита интересов потребителей и создание требуемых для реализации высокого уровня спроса условий происходит за счет внедрения системы стандартов и сертификации. Формирование в стране необходимых социально-экономических условий, осуществление активной пропаганды туристического направления и социальной рекламы, внедрения туристско-экскурсионных мероприятий в систему образования формирует стимулирование внутреннего движения туризма. Процесс развития социального туризма характеризуется возможностью вовлечения достаточно широкого слоя населения в сферу туристско-экскурсионного обслуживания, реализация задач улучшения социально туризма направлена на процесс восстановления массового использования внутреннего туристского направления, увеличения объема производства туристских услуг с целью минимизации вероятности возникновения рисков, связанных с сезонной платежеспособностью потребителей. Систематическое проведение рекламных, организационно-планировочных, информационных и других мероприятий, основным направлением которых является активное развитие приоритетных направлений внутреннего и внешнего туризма, например, сельского, экологического или экскурсионного, позволяет оптимизировать структуру внутреннего спроса на туристские услуги

Повышение предпринимательской активности происходит за счет упрощения процедуры получения лицензии и регистрации организаций. Рассматривая опыт международного развития туристского рынка можно сделать вывод о высокой значимости и важности роли, которую играют турфирмы в условиях, характеризующихся ограничением финансовых и административных возможностей, при этом, оказывающих определенное воздействие на построение благоприятного структурного развития туризма и сопутствующие этому процессы.

Производя оценку организации при выявлении сильных и слабых сторон особое внимание обращается на оценку возможностей фирмы в реальной конкурентной борьбе. После проведенной оценки организация уделяет внимание по разработке мер для совершенствования организации и повышению уровня конкурентоспособности на туристском рынке и обеспечить свой успех.

Уровень конкурентоспособности характеризуется качеством и уровнем его соответствия по сравнению с аналогичными продуктами конкурирующих организаций .

Преимущество производимого товара перед товарами-аналогами, представленными конкурирующими организациями может быть сформировано на основании совокупных характеристик стоимости и качества, выпускаемой продукции. Сформированные преимущества, позволяют повысить уровень удовлетворенности клиентов, что можно использовать для проведения оценки конкурентоспособности аналогичных товаров и услуг в компаниях-конкурентах .

Чаще всего, в качестве критериев, используемых для определения эффективности, выделяют определенные показатели, способствующие составлению прогноза ожидаемых целей, проведению оценки фактической достижимости цели и сравнению различных вариантов пути для ее достижения между собой. Выделение таких показателей влечет за собой определение «жестких» параметров, которыми характеризуются важнейшие функции и особенности производимых услуг и товаров, осуществление замены которых должна быть произведена только в определенных контролируемых пределах и принципах.

Для туристических фирм основными условиями являются те, которые характеризуют степень удовлетворенности клиентов. Таким образом, для начала требуется выявить параметры, которые имеют особое значение для потребителей, при этом уделяя внимание признакам, являющимися преимущественными по отношению к фирмам-конкурентам. Пользование услугой или приобретение товара основывается на оценке привлекательности, удовлетворенности от приобретения, а также готовности нести затраты на его покупку и использование.

Под эффективностью маркетинговой деятельности понимается совокупность использования деятельности в области маркетинга, возможностей и средств организации. В денежном эквиваленте данная характеристика выражается в отношении затрат на маркетинговую деятельность и результатов, полученных по итогам ее реализации.

Репутация туристской организации – направленность на формирование положительного образа об организации, заполучение выгодного положения на рынке, удовлетворение потребностей и соответствие предпочтениям покупателей. Благодаря хорошей репутации организация способна создать максимально простой процесс информирования потребителей об изменениях и сложностях при выполнении изготовления продукции. Формирование имиджа или репутации происходит за счет активной рекламной и маркетинговой деятельности, направленной на распространение информации о качестве предлагаемой продукции и создание положительного мнения о производимом продукте. На сегодняшний день, в условиях постоянного роста конкуренции на рынке потребители в получении достаточного количества информации о качестве продукта до его приобретения.

Рассмотрим исследования В.А, Абчука эффективность менеджмента состоит в высоком уровне удовлетворенности потребностей пользователей услуг или товаров с использованием таких механизмов воздействия, как предложение, спрос, прибыль. По мнению автора эффективность менеджмента является показателем уровнем качества, способного обеспечить достижение выработанных организацией целей.

Не менее важным критерием конкурентоспособности, выделяемым среди потребителей, является местоположение офиса, а также его внутреннее и внешнее состояние. Наиболее выгодным местоположением для создания туристской организации являются места в географическом или культурном центре города, где достаточно большое скопление торговых и развлекательных центров, а также офисных зданий и имеется хорошо развитая транспортная развязка. При таком расположении клиентам будет достаточно удобно добираться до места оформления тура и организация будет достаточно привлекательна для них. Рассматривая внутреннюю среду офиса, основное внимание уделяется именно квалификации и компетентности персонала, а также доброжелательное отношение к клиентам способствует развитию желания приобрести тур в данной организации

Таким образом, к характерным и неотделимым мерам, способствующим повышению уровня конкурентоспособности организации в сфере туризма можно отнести: поддержание высокого уровня качественных показателей, определяющих приоритет продукции турфирмы на рынке; анализ товаров-аналогов с целью определения их недостатков и преимуществ, а также применение полученных данных при производстве своих товаров и услуг; выработка мероприятий, способствующих совершенствованию своих товаров, повышению преимущественных характеристик турпродукции фирмы и анализ подобных мероприятий у конкурирующих организаций; выявление возможных способов изменения турпродукта за счет повышения его качественных особенностей и показателей; определение и использование преимуществ, на основе ценовой политики в виде скидок, акций и другого. Для проведения мероприятий, позволяющих проводить необходимые изменения достаточными условиями, являются устойчивое внимание, оказываемое со стороны органов государственной власти, к проблемам в области развития туристского комплекса, а также достаточно высокий статус, которым обладает национальная туристская администрация.

Необходимым условием обеспечения успеха в реализации туристской политики и формирования высокого уровня конкурентоспособности организации можно назвать создание комплекса приоритетных направлений национальной туристской политики, обеспечивающего повышение конкурентоспособности туркомплекса с помощью расширения возможностей в финансировании и статуса организации. Процесс реализации выделенных мер в комплексе требует значительной государственной поддержки.


Библиографический список
  1. Боголюбов, В. С. Менеджмент в туризме и гостиничном хозяйстве [Текст]: учебник для академического бакалавриата / В. С. Боголюбов. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Издательство Юрайт, 2019. – 293 с.
  2. Березовая, Л. Г. История туризма и гостеприимства [Текст]: учебник для СПО / Л. Г. Березовая. – М.: Издательство Юрайт, 2019. – 477 с.
  3. Бугорский, В. П. Организация туристской индустрии. Правовые основы [Текст]: учеб. пособие для СПО / В. П. Бугорский. – М.: Издательство Юрайт, 2019. – 165 с.
  4. Восколович, Н. А. Маркетинг туристских услуг [Текст]: учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры / Н. А. Восколович. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательство Юрайт, 2019. – 191 с.
  5. Ветитнев, А. М. Информационные технологии в туристской индустрии [Текст]: учебник для академического бакалавриата / А. М. Ветитнев, В. В. Коваленко, В. В. Коваленко. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Издательство


Все статьи автора «Журавель Мария Александровна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:
  • Регистрация