УДК 657.1

ОСНОВЫ ПОСТРОЕНИЯ УЧЕТА ФИНАНСОВЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ В ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОЙ ОТРАСЛИ

Семенова Александра Юрьевна
Уральский государственный экономический университет

Аннотация
На сегодняшний день в системе бухгалтерского учета одной из наиболее важных проблем являются вопросы учета финансовых результатов. На организацию процесса учета доходов и расходов в железнодорожной отрасли влияют некоторые особенности образования финансовых ресурсов железных дорог. В связи с этим, учет финансовых результатов в этой отрасли имеет свои особенности построения.
Основное внимание в работе авторы акцентируют на сущности формирования финансовых результатов, определении задач учета доходов и расходов в железнодорожной отрасли, а также основ его построения. По результатам проведенного исследования определена роль учета финансовых результатов железнодорожных компаний.

Ключевые слова: , , , ,


Рубрика: 08.00.00 ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Семенова А.Ю. Основы построения учета финансовых результатов в железнодорожной отрасли // Современные научные исследования и инновации. 2020. № 10 [Электронный ресурс]. URL: https://web.snauka.ru/issues/2020/10/93529 (дата обращения: 15.04.2021).

Все хозяйственный операции, связанные тем или иным образом с финансовыми результатами деятельности организации, требуют особого внимания со стороны бухгалтерии. Финансовый результат важен не только с точки зрения организации внутреннего учета взаимосвязанных финансово-экономических показателей компании, но и с точки зрения конечной оценки эффективности осуществляемой деятельности.

Ключевая цель бухгалтерского учета заключается в формировании полной и достоверной информации о финансовой деятельности организации. Именно на основе проведенного анализа руководитель организации принимает различные управленческие решения, направленные на повышение эффективности деятельности. В случае предоставления недостоверной информации о финансовых результатах, может существенного ухудшиться работе компании [2].

Соответственно, рациональный учет результатов деятельности достаточно важен во всей системе учета, так как непосредственно на основе этих данных, как правило, формируется информация, предназначенная как для внутренних, так и для внешних пользователей, и необходимая для принятия своевременных управленческих решений, которые позволят улучшить экономическое состояние организации, его платежеспособность и финансовую устойчивость.

Целью учета результатов деятельности является резюмирование данных о формировании итогового показателя в отчетном периоде с помощью достоверного, своевременного и полного отражения полученных доходов и понесенных расходов в ходе совершения хозяйственных операций согласно законодательству Российской Федерации.

В соответствии с этим, задачи этого участка учетной работы в железнодорожной отрасли напрямую взаимосвязаны с контролем за достоверностью и формализацией совершаемых операций. Основные отраслевые задачи учета финансовых результатов можно представить схематически (рисунок 1).

Рисунок 1 – Задачи учета финансовых результатов в железнодорожной отрасли

 

Что касается бухгалтерского учета финансовых результатов в железнодорожной отрасли, то он тоже занимает важное место во всей учетной системе. Это, прежде всего, связано с тем, что формируемая информация влияет на оценку результативности деятельности как отдельной железнодорожной компании за отчетный период, так и на эффективность функционирования всей отрасли.

Помимо этого, к задачам бухгалтерского учета итоговых результатов компаний железнодорожного транспорта можно отнести:

-      расчет налогооблагаемой прибыли и непосредственного самого налога на прибыль железнодорожной компании, своевременное перечисление в местный и государственный бюджеты;

-      правильное определение неиспользованной прибыли (непокрытого убытка) в конце отчетного периода при закрытии счетов.

Результаты хозяйственной деятельности предприятий железнодорожной отрасли характеризуются суммой полученной прибыли. Чем больше прибыль, тем эффективнее функционирует предприятие, а значит тем устойчивее его финансовое положение. Именно поэтому, поиск резервов увеличения прибыли считается одной из важнейших задач. Стоит отметить, что рост прибыли создает базу для самофинансирования расширенного производства организации, решение социальных и материальных проблем персонала. Кроме того, прибыль любой организации служит важным источником формирования доходов государственного бюджета [3].

Особую роль в регулировании системы учета финансовых результатов в железнодорожной отрасли занимают юридические документы компаний. Ключевым документом является учетная политика, где каждое юридическое лицо закрепляет порядок ведения учета доходов и расходов, составление внутренней и внешней отчетности, определяет методы оценки активов и способы признания расходов. В конечном итоге, все эти взаимосвязанные элементы находят свое отражение при формировании итогового результата, исчислении его величины и отражении в бухгалтерской (финансовой) отчетности организации.

В учетной политике железнодорожной компании должно быть отражено то, что финансовым результатом деятельности является получаемая прибыль или убыток, которые учитываются на соответствующем счете 99 «Прибыли и убытки». При этом дебетовые обороты отражают убытки, а кредитовые, наоборот, прибыль.

В процессе осуществления своей деятельности железнодорожные компании отражают на счете 99 «Прибыли и убытки» в течение отчетного периода:

-      прибыль (убыток) от обычных видов деятельности, т.е., например, от пассажирских перевозок, грузоперевозок и иных перевозок в пределах одной дороги или в пределах нескольких субъектов РФ;

-      сальдо доходов и расходов по прочей деятельности;

-      суммы налога на прибыль, других обязательств компании, суммы причитающихся налоговых штрафов [5].

В конце периода перед составлением отчетности этот счет закрывается и списывается на счет 84 «Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)». Затем предприятие может использовать полученную прибыль согласно порядку, определенному в учредительных документах. По решению учредителей компании, чистая прибыль может быть направлена на:

-      выплату причитающихся дивидендов;

-      покрытие убытков прошлых лет;

-      увеличение собственного капитала;

-      финансирование капитальных вложений или создание фонда финансирования НИОКР;

-      другие цели по решению руководства железнодорожной компании [1, С. 100].

Стоит отметить, что для определения финансового результата в железнодорожных компаниях признание выручки в бухгалтерском и налоговом учете осуществляется по методу начисления на основании билетов, документов, подтверждающих осуществление грузоперевозок, и иная документация. При этом расходами признаются также обоснованные и документально подтвержденные затраты, связанные с осуществлением основной деятельности. В железнодорожных компаниях учет доходов (расходов) организуется в соответствии с действующими положениями ПБУ 9/99 «Доходы организации» и ПБУ 10/99 «Расходы организации», где отражены основополагающие принципы признания доходов и расходов организации и раскрытия этой информации в отчетности.

Вместе с этим, в учетной политике предприятия должен быть закреплен принцип разделения основных и прочих доходов и расходов. Происходит распределение доходов и расходов в естественно-монопольном и нерегулируемом секторах при осуществлении пассажирских перевозок в дальнем следовании, а также при осуществлении пассажирских перевозок в пригородном сообщении по субъектам РФ [2].

Так, при ведении раздельного учета доходов и расходов следует обращать внимание на положения, изложенные в Приказе Министерства транспорта РФ № 373 «Об утверждении Порядка ведения раздельного учета доходов и расходов субъектами естественных монополий в сфере железнодорожных перевозок». На сегодняшний день наиболее рациональным является ведение раздельного учета по видам деятельности. При таком разделении следует различать пассажирские перевозки в дальнем следовании и в пригородном сообщении, грузовые перевозки, услуги локомотивной тяги, ремонт железнодорожного подвижного состава и др.

Помимо этого, довольно важно вести раздельный учет по филиалам или подразделениям железнодорожной компании, так как они способны оказывать значительное влияние на финансовые результаты компании в целом. При этом формируются места возникновения затрат с целью дальнейшего анализа деятельности каждого подразделения компании и выявления причин тех или иных отклонений от нормы. Это также позволяет контролировать обоснованность и рациональность производимых ресурсов, иными слова, контролируются затраты в местах их возникновения.

В целом, при раздельном ведении учета обеспечивается соответствие полученных доходов от оказанных услуг или выполненных работ понесенным расходам по видам деятельности.

Не менее важно правильно распределять доходы и расходы при ведении учета. Так, если доходы учитываются в постатейной детализации, то распределение расходов железнодорожных компаний осуществляется в несколько этапов, т.е. распределение:

-      общепроизводственных и общехозяйственных расходов;

-      расходов между видами железнодорожного пути;

-      расходов по видам деятельности с выделением видов осуществляемого движения.

Исходя из этого следует, что на построение бухгалтерского учета финансовых результатов влияют некоторые особенности образования финансовых ресурсов железнодорожных дорог.

Стоит также отметить, что предприятия железнодорожной отрасли оказывают услуги населению и выполняют соответствующие работы, однако выручку зачисляют не на свои расчетные счета, а на счета Министерства путей сообщения. Это связано с тем, что почти все перевозки совершаются в границах не одной дороги, а на двух и более. В связи с этим выручку распределяют между участвующими в перевозках дорогами.

Следовательно, основной источник поступления средств железных дорог – это доходы, которые формируются за счет выручки от осуществленных перевозок, и за счет части централизованной выручки, которую называют доходными поступлениями сети железных дорог. Размер оказанных услуг при этом определяется весом погруженного и выгруженного груза, численностью отправленных пассажиров и иными показателями деятельности [4].

Построение бухгалтерского учета финансовых результатов в компаниях железнодорожного транспорта должно соответствовать действующему нормативному регулированию РФ. Организация полного и достоверного учета финансовых результатов направлена на повышение детализации и полезности информации, используемой руководством предприятия в рамках оценки результативности работы предприятия и итогов его хозяйственной деятельности за отчетный период. Следовательно, этот участок бухгалтерского учета является достаточно важным в рамках учетного процесса и осуществления эффективного управления деятельностью предприятия в целом.

Из всего вышесказанного следует, что своевременный и полный учет финансовых результатов предприятий железнодорожной отрасли важен с экономической точки, так как позволяет получить достоверные данные об их экономическом положении. Изучение этих данных позволяет контролировать достоверность и целесообразность совершаемых хозяйственных операций, выявлять слабые и сильные стороны предприятия и находить более рациональное применение имеющимся ресурсам. Кроме того, итоговые показатели деятельности железнодорожной компании могут быть использованы для текущего и стратегического планирования как на уровне отдельной компании, так и на уровне отрасли в целом.

 

Список использованных источников


Библиографический список
  1. Дедова, О. В. Принципы формирования и учета финансовых результатов // Вестник БГУ.  – 2009. – №3. – С. 97-102.
  2. Задачи и основы организации бухгалтерского учета на железнодорожном транспорте [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://center-yf.ru/data/Buhgalteru/Zadachi-i-osnovy-organizacii-buhgalterskogo-ucheta-na-zheleznodorozhnom-transporte.php#1
  3. Значение и задачи учета финансовых результатов деятельности организации [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://studbooks.net/1659470/finansy/znachenie_zadachi_ucheta_finansovyh_rezultatov_deyatelnosti_organizatsii
  4. Согласнова, А. С. Особенность управленческого учета на предприятиях железнодорожного транспорта / А. С. Согласнова // Молодой ученый. – 2016. – № 4 (108). – С. 499-501.
  5. Убытки [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://center-yf.ru/data/Buhgalteru/ubytki.php


Количество просмотров публикации: Please wait

Все статьи автора «lenka_118»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:
  • Регистрация