УДК 328.182

СОЦИАЛЬНЫЕ СЕТИ КАК СРЕДСТВО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С НАСЕЛЕНИЕМ В СИСТЕМЕ РЕГИОНАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВОЙ ЭКОНОМИКИ

Волкова Вероника Романовна
Санкт-Петербургский филиал Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики»

Аннотация
Данная статья посвящена эмпирическому обоснованию и внедрению в систему политической коммуникации Российской Федерации нового инструмента – социальные сети. Определена и проанализирована нынешняя ситуации с политической коммуникацией в регионах страны.
Представлен зарубежный опыт по использованию социальных сетей для взаимодействия правительственных структур и населения. Показано мнение жителей города Санкт-Петербург об уровне взаимодействия, который предоставляет правительство города. Проведен анализ состояния коммуникации между правительственными структурами города и его населением, представлены
рекомендации по улучшению качества политической коммуникации.

Ключевые слова: , , , ,


Рубрика: 23.00.00 ПОЛИТИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Волкова В.Р. Социальные сети как средство взаимодействия с населением в системе регионального управления в условиях цифровой экономики // Современные научные исследования и инновации. 2020. № 10 [Электронный ресурс]. URL: https://web.snauka.ru/issues/2020/10/93467 (дата обращения: 20.10.2021).

Введение. Появление интернета оказало значительное влияние на коммуникацию между людьми. Данная технология задела не только социальную сферу, но и политическую. Платформы социальных сетей все чаще используются правительством для улучшения взаимодействия с населением. Особенно в городах с развитой инфраструктурой ИКТ (т.е. информационными городами мира) и высоким уровнем доступа интернета платформы социальных сетей являются ценными инструментами для охвата большого числа граждан. Ведь с каждым годом численность пользователей в социальных сетях растет в быстром темпе. Данную тенденцию можно заметить не только среди граждан Российской Федерации, но и среди политиков, которые все больше понимают важность социальных сетей.

Данный инструмент открывает новые возможности для усовершенствования взаимодействия между населением города/страны и политическими деятелями. Серьезной проблемой в проектах электронного участия является вовлечение граждан – граждане не всегда становятся более заинтересованными в участии просто потому, что им предоставляются сетевые услуги. Данное исследование будет актуальным для применения в нашей стране, так как на данный момент правительственные структуры только начинают изучать и пробовать социальные сети для улучшения коммуникаций с населением.

Цель написания данной работы состоит в разработке рекомендаций по повышению уровня взаимодействия правительственных структур Санкт-Петербурга и населения данного города с помощью социальных сетей.

Раздел 1. Теоретические и практические основы использования социальных сетей в взаимодействии населения и государства. Открытая политическая система предоставляет множество возможностей для взаимодействия государства и общества и, таким образом, увеличивает вероятность того, что онлайн-мобилизация окажет влияние на результаты политики. Внутриэлитная конкуренция может также повлиять на реакцию государства на онлайн-мобилизацию, поскольку конкурирующие фракции в правящей коалиции могут присоединиться к онлайн-активистам для продвижения своей собственной программы действий в рамках режима. Отечественные или международные союзники могут предоставить активистам онлайн организационную поддержку и финансовые ресурсы, необходимые для организации эффективных коллективных действий в автономном режиме.

Количественные исследования подтверждают гипотезу о том, что структуры возможностей влияют на то, как онлайн-мобилизация проявляет себя в автономном режиме, показывая, как отношения между Интернетом и демократизацией являются нелинейными. Например, в более ранних исследованиях измерялась демократизация с использованием индекса «Freedom House» или показателей «Polity», и была обнаружена положительная корреляция между уровнем демократизации в стране и уровнем проникновения интернета. Эти исследования также показали, что сила этих отношений зависит от региона или уровня развития. В более недавнем анализе Мейер сосредоточил внимание на количестве политических протестов в 38 странах в период с 1990 по 2003 год и обнаружил, что Интернет положительно коррелирует с протестами только в странах с высоким уровнем использования мобильных телефонов.

Политическое общение является областью научных исследований. Специалисты в этой области изучают взаимосвязь между тремя процессами политической коммуникации: производством (как сообщения разрабатываются и передаются), контентом (что содержится в каждом сообщении) и эффектом (как сообщения принимаются и интерпретируются). Например, ученые, занимающиеся политическими коммуникациями, могут изучить, как правительства оправдывают доступ и запись личной информации частных лиц в Интернете (например, адресов интернет-провайдеров) в качестве формы мониторинга массовой коммуникации, или как социальные сети стирают границы частного и общественного общения в отношении политических убеждений и взглядов.

Правительственные структуры стремятся использовать социальные сети для улучшения услуг и общения с гражданами, особенно с теми слоями населения, которые ранее были труднодоступными.  Тем не менее, огромный объем информации в социальных сетях генерирует существенный шум, который должен быть отфильтрован, чтобы быть полезным. Существует необходимость создать систему для выявления и реагирования на проблемы в режиме реального времени для более эффективного управления в чрезвычайных ситуациях, а также для повышения общественной безопасности и общего качества жизни. Например, критические события, представляющие интерес (например, землетрясение, вспышка массовых митингов, протесты и т. д.) могут быть определены как всплески в данные социальных сетей.

Раздел 2. Анализ тенденций развития социальных сетей как форм взаимодействия государства и населения на примере города Санкт-Петербург. Какова функция российского политического партийного веб-сайта в системе, которая не дает партиям возможности фактически объединять интересы избирателей? Через манипулирование правилами выборов, предвзятость СМИ и правительственную поддержку прокремлевских партий, похоже, у партийных сайтов мало возможностей для устранения дисбаланса власти между элитами и гражданами в Российской Федерации. В то же время сомнительно, можно ли импортировать западные представления о деятельности политических партий и интернетисследованиях в российское дело из-за отсутствия эффективных организаций. В частности, важно избегать предположений о том, что политические институты пойдут по западному пути, поскольку это было в значительной степени частью изучения постсоветской политической сферы в 1990-х годах. Тогда многие предполагали, что мир вступает в новую политическую эру и что изменение политической коммуникации может означать сближение как политических институтов, так и поведения по отношению к западным моделям.

К весне 2010 года Россия обогнала Великобританию по количеству людей в Интернете, хотя общее проникновение интернета оставалось намного ниже в постсоветском государстве (43% по сравнению с 83% в Соединенном Королевстве к июню 2010 года). К июню 2010 года в России было 59,7 миллиона пользователей онлайн, по сравнению с примерно 51,4 миллионами пользователей в Соединенном Королевстве. Из-за относительно низкого уровня проникновения интернета, учитывая его экономическое развитие, использование интернета в России в последние годы резко возросло. За исключением стран, которые начали с очень низкого уровня проникновения десять лет назад (например, Беларусь, Македония, Албания и Босния и Герцеговина), в России наблюдался самый высокий рост использования социальных сетей по сравнению с Европой с 2000 по 2010 год. К 2010 году единственная большая онлайнпопуляция в Европе в то время была в Германии с 65,1 миллионами онлайн-пользователей. Правительство России поддержало рост Интернета, отметив, что самое быстрое расширение в последнее время было за пределами основные города и это проникновение должно достичь почти 100% для лиц моложе 40 лет.

Большинство форм электронного взаимодействия в демократических странах зависят от социальных сетей. Это связано с тем, что демократические системы отстаивают интересы более широких групп граждан – чем больше голосов за политическое предложением, тем больше у него шансов на успех. Большая часть политической работы включает в себя мобилизацию интересов, общественную поддержку, совещательную дискуссию и другие формы деятельности, поддерживаемые социальными сетями. Участок электронного участия предоставляет механизм для объединения заинтересованных сторон. Однако стоит учесть то, что на данный момент большая часть не интересуется взаимодействием с правительственными структурами, тем более участием в политических действиях. Данную проблему можно решить, если ориентироваться на необходимость развиваться правительственным структурам в социальных сетях.

Стоит осветить несколько ключевых рекомендаций для правительств, стремящихся максимизировать преимущества социальных сетей, в том числе расставлять приоритеты визуального контента и иметь готовый план действий на случай неожиданности. Следующие советы стоит принять не только отдельным политическим деятелям (Александр Беглов), но и организациям (например, Администрация Санкт-Петербурга). Ключевые рекомендации включают в себя:

а) Использовать социальные сети для создания подлинных, запоминающихся связей, используя истории и видеопосты, так как на данный момент большинство людей не привлекает огромное количество текста, а с помощью данных инструментов внимание жителей повысится. Данная рекомендация поспособствует привлечению большего внимания населения к постам (информации), которые выкладывают правительственные структуры в социальных сетях.

б) Создать специальную социальную сеть, где будут возможны все функции: и просмотр новостей, и подача заявки на документы, и написание предложений или жалоб и т.д. Сделать ее доступной для всех возрастов. Данная рекомендация не только облегчит населению доступ к правительственным структурам, но и привлечет большее количество заинтересованных в взаимодействие с региональными органами власти.

в) Создать аккаунты, разместив интересный контент, с которым пользователи захотят взаимодействовать. Так, например, на данный момент в социальной сети ВКонтакте существуют доступные страницы глав региональной власти, однако информация, которую они выкладывают не привлекает внимание населения города. Следует сделать опор на публикации достоверной информации, связанной с любым нововведением в городе.

г) Установить отношения с влиятельными людьми, имеющими значительных последователей, чтобы максимизировать охват политических аккаунтов в социальных сетях. Это обозначает сотрудничество с блогерами, которые могут оставить положительный отзыв о том, как работает, например, аккаунт администрации города Санкт-Петербург в социальной сети Instagram. После данного сотрудничество стоит ожидать увеличение численности заинтересованных людей в политической коммуникации, они будут видеть, что правительство открыто для взаимодействия.

д) Подумать об использовании таких инструментов, как Facebook Live, чтобы дополнить пресс-релизы. Это касается, проведения прямых эфиров, соответственно, можно организовывать прямые эфиры с главами города, в которых люди смогут задавать свои вопросы и получать на них ответы.

е) Отвечать с профессионализмом и пониманием во всех взаимодействиях в социальных сетях.

ж) Разработать стратегию по привлечению молодого поколения в политическую сферу. Это является необходимым, так как правительство должно понимать, что будущее в руках нынешней молодежи, если же оно будет негативно относиться к своей власти и не будет принимать активное участие в принятии политических решениях, то не удастся развить города и страну.

Правительственные структуры должны принять во внимание, что большинство молодежи не принимает участия в взаимодействии, так как им не интересно или же им не удобно. На самом деле жители молодого поколения не видят действий со стороны правительства города по улучшению жизни населения. Если же более взрослое поколение пытается следить за проведенными программами развития и пытается своими предложениями и жалобами изменить ситуацию в городе, то молодое поколение считает, что это бесполезно, так как обратная связь приходит спустя недели, а то и месяцы.

Заключение. Социальные сети играют важную роль в формировании заинтересованности населения в взаимодействии с правительственными структурами. Сервисы социальных сетей – это не только технологическое развитие, но также и социальная эволюция. Они характеризуются принципами свободного доступа к информации, самоорганизации, массового сотрудничества, неисключительных услуг и участия пользователей – также отражаются другими движениями, такими как разработка с открытым исходным кодом. Быстрый рост социальных сетей обусловлен техническими, социальными, экономическими и институциональными силами.

Политические деятели постепенно начинают пользоваться социальными сетями, чтобы перенести коммуникацию с населением на новый уровень, также некоторые власти нуждаются в повышении заинтересованности граждан в политике, так как с каждым годом присутствие граждан на выборах, например, лишь снижается. Региональным властям необходимо улучшить взаимодействие с населением с использованием социальных сетей, так как это наилучший инструмент на данный момент развития человечества.

Большинство жителей города Санкт-Петербург не устраивает способы, которые предлагает власть, для общения с ними. На данный момент люди все больше и больше погружаются в социальные сети и проводят там, много времени. По результатам опроса стало понятно, что населению не хватает специальной сети, в которой будет проработан более легкий и быстрый способ коммуникации с региональными властями. Так как на данный момент такой социальной сети нет, то опрошенные отдают предпочтение социальной сети «ВКонтакте». Во время распространения опроса возникла проблема, которая подтверждает то, что правительственные структуры должны поднять уровень взаимодействия с населением через социальные сети. В феврале была найден страница губернатора Санкт-Петербурга, для связи с данной персоной необходимо было написать личное сообщение, что и было сделано. Однако ответ пришел лишь спустя полторы недели, и то отрицательный. Данный пример говорит о том, что власти не торопятся отвечать гражданам, или же им приходит единоразово большое количество сообщений, на которые он долго не может ответить.

Тем самым стоит отметить, что по мнению жителей города Санкт-Петербург уровень взаимодействия жителей и региональных органов власти находится на низком уровне. Данную проблему можно решить, если ориентироваться на рекомендации, которые представлены в данной работе.


Библиографический список
  1. Викторова А.С., Свертков И.А. Социальные сети и молодежь // Территория науки. 2013..№3. С. 5-8.
  2. В России каждый второй является пользователем социальных сетей. Подробнее см.: Сергеева Ю. Социальные сети в 2018 году: глобальное исследование. Март, 2018. [Электронный ресурс] // WebCanape. URL: https://www.web-canape.ru/business/socialnyeseti-v-2018-godu-globalnoe-issledovanie/ (дата обращения 29.02.2020).
  3. Токарева В. Зачем российские чиновники и политики повально пошли в соцсети. Январь, 2017. [Электронный ресурс] // Лента.ру. URL: https://lenta.ru/articles/2017/01/09/instaministra/ (дата обращения 29.02.2020).
  4. Groshek, J. The Democratic Effects of the Internet, Communication Gazette, Vol. 71, No. 3, April 2009, pp. 115–136.
  5. Meier, M. Knowledge Management in Strategic Alliances: A Review of Empirical Evidence, International journal of management reviews, Vol.13, No.1, 2011, pp. 1-23.
  6. What is political communication? URL: https://www.mastersincommunications.com/faqs/whatis-political-communication (дата обращение: 17.01.2020).
  7. Bertot, J. Jaeger, P. Hansen, D. The Impact of Polices on Government Social Media Usage: Issues, Challenges, and Recommendations, Government Information Quarterly, Vol. 29, No. 1, 2012.


Количество просмотров публикации: Please wait

Все статьи автора «Волкова Вероника Романовна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:
  • Регистрация