СПОСОБЫ УСТРАНЕНИЯ ДЕФЕКТОВ НОРМАТИВНЫХ ПРАВОВЫХ АКТОВ

Муртузалиева Марьям Ахмедовна1, Гитинов Хаджимурад Халилулаевич2
1Дагестанский государственный аграрный университет, кандидат педагогических наук, доцент кафедры права и бжд
2Дагестанский государственный аграрный университет, преподаватель

Аннотация
В статье авторами рассмотрены основные способы устранения дефектов нормативных актов. Рассмотрены ключевые направления борьбы с дефектами в нормативно-правовых документах. Сформулированы выводы и предложения юридического характера.

Ключевые слова: ,


Рубрика: 12.00.00 ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Муртузалиева М.А., Гитинов Х.Х. Способы устранения дефектов нормативных правовых актов // Современные научные исследования и инновации. 2020. № 10 [Электронный ресурс]. URL: https://web.snauka.ru/issues/2020/10/93463 (дата обращения: 18.04.2024).

Рассмотрим более подробно деятельность по выявлению и устранению недостатков законодательства, связанных с нарушением принципа законности. Отдельные аспекты выявления данного вида дефектов законодательства подробно обозначены в рамках российского законодательства. Таковые институты получили развитие из самой практики, в частности в рамках правовых позиций высший судебных инстанций, а также в дальнейшем были закреплены в правовом поле законодательства [1].

Стоит обратить особое внимание на тот факт, что выявление нарушений принципа законности в качестве дефекта нормативно-правового документа не влечет никаких императивных обязательств для законодателя по незамедлительному устранению таковых несовершенств законодательства.

Так, в данном контексте следует указать одну из важнейших процедур по выявлению таких недостатков законодательства – признание нормативно-правовых актов недействующими. Данный правовой механизм закрепляется главой двадцать первой Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации [2].

Также стоит отметить, что существует порядок признания нормативно-правового документа неконституционным – несоответствующим Конституции Российской Федерации. Таковой механизм борьбы с несовершенством законодательства установлен в рамках положений ФКЗ от 1994 г. №1-ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации» [3].

Согласно Конституции Российской Федерации, Россия является федеративным государством, а значит законотворческий процесс осуществляется также и на уровне субъектов. Так, стоит обратить внимание на тот факт, что конституционно-правовой контроль за качеством законодательства реализуется и ан региональном уровне. При этом, уставные и конституционные суды на современном этапе сформированы только в некоторых субъектах Российской Федерации. В остальных регионах государства конституционно-правовой контроль в принципе не осуществляется в виду отсутствия соответствующих судебных подразделений [4].

На основании этого, многими исследователями особо отмечается необходимость формирования всеобщей системы регионального конституционно-правового контроля путем создания в каждом субъекте конституционного или уставного суда. Нельзя не отметить обоснованность и целесообразность таких рекомендаций по совершенствованию правовой системы Российской Федерации.

Для осуществления таковых преобразований следует, прежде всего, внести коррективы в часть первую статьи 27 ФКЗ от 1996 г. №1-ФКЗ «О судебной системе РФ» [5], установив императивный порядок формирования уставных и конституционных судов в субъектах Российской Федерации.

Так, М. А. Митюков указывает на необходимость формирования системы уставных судов, что направлено на укрепление конституционного строя Российской Федерации, обеспечение сбалансированной системы законодательства субъектов [6]. Соответственно необходимо принять федеральный закон «Об общих принципах организации и деятельности конституционных (уставных) судов субъекта РФ».

На стадии законотворчества огромную роль играет процедура предупреждения недостатков законодательства [7]. При этом, в отличие от стадии правоообразования в данном контексте акцент смещается к оценке качества текста проекта нормативно-правового документа.

Основой процесса предупреждения недостатков нормативно-правовых документов выступает обеспечение соблюдения требования юридической техники путем интеграции соответствующих процедур в правотворческий процесс.

К таковым следует отнести:

1) проведение комплексных экспертиз на основе научных организаций;

2) осуществление оценки воздействия регулятивного характера.

Деятельность по выявлению недостатков законодательства осуществляется в качестве основной, так в качестве текущей деятельности.

К основным институтам, направленным на устранение недостатков законодательства, относятся:

1. институт признания нормативно-правового акта недействующим;

2. институт признания нормативно-правового акта несоответствующим Конституции Российской Федерации [8].

Подводя итоги проведенного в данном подразделе исследования, можно сделать ряд выводов.

Устранение дефектов нормативно-правовых актов — это специализированный вид деятельности субъектов права, который направлен на исправление дефектов правовых документов, в том числе законов, обнаруженных в рамках деятельности по выявлению недостатков действующего законодательства.

Деятельность по устранению дефектов правовых документов, как правило, осуществляется тем субъектом, который его разработал и сформировал. И таковой процесс устранения недостатков может длиться крайне длительный период времени. По нашему мнению, целесообразным было бы установить четкий срок устранения недостатков нормативного правового акта в рамках специального федерального закона.

Одним из важнейших направлений в рамках выявления и устранения дефектов правовых актов выступает проведение юридических экспертиз, в том числе проводимые подразделениями Прокуратуры Российской Федерации.


Библиографический список
  1. Судебная практика в современной правовой системе России: монография / под ред. Т.Я. Хабриевой, В.В. Лазарева. М.: Институт законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве РФ: Норма, 2017. С. 89.
  2. Кодекс административного судопроизводства РФ от 08.03.2015 № 21-ФЗ (ред. от 28.12.2017) // Российская газета. № 49. 11.03.2015.
  3. Федеральный конституционный закон от 21.07.1994 №1-ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации» // Российская газета. № 138-139. 23.07.1994.
  4. Лапина И.А. Дефекты законодательных актов субъектов Российской Федерации // Конституционное и муниципальное право. 2008. № 21. С. 13-17.
  5. Федеральный конституционный закон от 31.12.1996 № 1-ФКЗ (ред. от 30.10.2018) «О судебной системе Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 06.01.1997. № 1. Ст. 1.
  6. Шуберт Т.Э. Проблемы образования конституционных (уставных) судов субъектов Российской Федерации // Режим доступа [Электронный ресурс] URL: http://library.by/portalus/ modules/internationallaw/referat_readme (Дата обращения: 31.05.2020)
  7. Матейкович М.С. Дефекты конституционно-правового регулирования в Российской Федерации // Государство и право. 2007. № 12. С. 15-21.
  8. Марзак Г.А., Мачинская Д.А. Проблемы устранения дефектов нормативных правовых актов // Контуры глобальных трансформаций: политика, экономика, право. 2015. №3 (41). С. 146-151.


Количество просмотров публикации: Please wait

Все статьи автора «Tagir»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:
  • Регистрация