ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА СССР ПО ОТНОШЕНИЮ К СЕЛЬСКОЙ ШКОЛЕ В 20-Е – 40-Е ГГ. XX ВЕКА

Еретнова Евгения Павловна
Томский государственный педагогический университет
аспирант

Аннотация
В данной статье на основании анализа нормативных документов правительства РСФСР, СССР, Коммунистической партии выявлены основные направления государственной политики по отношению к сельской школе. Развитие образовательной системы в период существование СССР после восстановления народного хозяйства имело глобальный характер. Развитие образовательной системы в стране являлась основным приоритетом, на что была направлена государственная политика СССР. Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ в рамках научного проекта № 19-31-27001.

Ключевые слова: , , , , ,


Рубрика: 13.00.00 ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Еретнова Е.П. Государственная политика СССР по отношению к сельской школе в 20-е - 40-е гг. XX века // Современные научные исследования и инновации. 2020. № 10 [Электронный ресурс]. URL: https://web.snauka.ru/issues/2020/10/93331 (дата обращения: 23.09.2024).

Особенностью образовательной системы России является преобладание сельских школ. В соответствии с этим возникает вопрос, как осуществлялась их развитие в различные исторические периоды. Все изменения были связаны с государственной политикой. В настоящее время существуют различные трактовки понятия «государственная политика»:

1)  Государственная (публичная) политика – принципиальное руководство к действию для органов государственной власти, прежде всего органов исполнительной власти, касающееся определённых направлений их деятельности, соответствующее законам и социальным обычаям [9].

2)      Государственная политика – это совокупность целей, задач, приоритетов, принципов, стратегических программ и плановых мероприятий, которые разрабатываются и реализуются органами государственной или муниципальной власти с привлечением институтов гражданского общества [10].

С нашей точки зрения, государственная политика – это совокупность

стратегических планов и государственных программ, направленных на решение определенных задач и реализуемые органами государственной власти в соответствии с законами и социальными нормами.

Историко-педагогический анализ официальных документов позволяет описать основные направления государственной политики СССР в 20-х до 50-х гг. XX века и выделить тенденции развития сельской школы. Сельская школа всегда была селообразующим элементом и имела важное значение для сельского социума, его становления и развития. Охарактеризуем отдельные  задачи государственной политики в сфере сельского образования.

1.     Ориентация на достижение всеобщей грамотности населения, включая сельское.

После Великой Революции 1917 года новый политический уклад государственного управления предопределил новые цели и задачи образовательного процесса в стране [1].

После революционных событий 1917 г. борьба за всеобщую грамотность стала одной из решающих предпосылок для преобразований в сферах общественных отношений, хозяйства и культуры. 26 декабря 1919 г. Совет Народных Комиссаров (СНК) принял декрет «О ликвидации безграмотности среди населения РСФСР». Декрет предусматривал полную ликвидацию неграмотности по всей стране. Ликвидация неграмотности рассматривалась как непременное условие обеспечения сознательного участия всего населения в политической и хозяйственной жизни России. Наркомпросу и его местным органам предоставлялось право привлекать к обучению неграмотных все общественные организации, а также всё грамотное население страны в порядке трудовой повинности. В городе органам народного просвещения для организации занятий по обучению неграмотных позволялось использовать народные дома, церкви, клубы, частные дома, подходящие помещения на фабриках и заводах и в других учреждениях. В сельской местности пункты ликбеза обычно создавались при школах, занятия велись и в крестьянских избах [1].

Однако данный успешный процесс развития сельской школы был прерван Гражданской войной. В данный период процесс образования в стране  находился в состоянии упадка, так как деятельность государства была направлена, в первую очередь, на прекращение военных действий и налаживании мирных отношений внутри государства. После окончания Гражданской войны в стране началось восстановление социальной и экономической сферы. В первую очередь это коснулось  модернизации сельской школы. Поняв, что финансирование школ из местных бюджетов является недостаточным, государство было вынуждено взять финансирование образовательных учреждений на себя.

Помимо этого, в 20-х годах стали возникать школы с сельскохозяйственным уклоном – школы крестьянской молодежи с трехлетним сроком обучения. Государство стремилось развить экономический сектор и старалось подготовить культурных землевладельцев и общественников из сельской молодежи. Содержание образования было тесно связано с существующими проблемами сельской местности, реализовывалось «обучение в деятельности». Сельские школы являлись культурными центрами села [2].

Следующих этапом стало открытие на базе четырехлетней школы I ступени (начальной) в сельской местности школ крестьянской молодежи – ШКМ (1923 – 1934) с агроиндустриальным уклоном, в которых ставилась задача соединения общего образования с изучением сельского хозяйства в данной местности. В городах  создавались фабрично-заводские семилетки – ФЗС (1925 – 1934)  и были призвана давать общее и политехническое образование, а создавались такие школы при каком-либо предприятии. Школы служили главными площадками для агитации и пропаганды власти Советов на всей территории страны. К началу 30-х годов Советское государство добилась огромных успехов в развитии народного образования: расширилась сеть школ, повысился уровень общего образования населения, были осуществлены важнейшие шаги по политехнизации школы, изменился социальный состав учащихся [3]. В «Постановлении ЦК ВКП(б) о начальной и средней школе» от 25 августа 1931 года Центральный комитет предложил в основу всех дальнейших действий по работе школы положить Ленинские указания о связи школы с задачами социализма, признал необходимость пересмотреть учебные программы и сделать их стабильными, точно определить в них круг знаний, которые должна давать школа [4].

С 1930/1931 г.  ЦК ввёл повсеместное всеобщее обязательное начальное обучение детей в возрасте 8-10 лет с последующим распространением начального обучения для детей 11 лет в 1931-1932 годах.  Более того, ЦK постановило ввести всеобщее семилетнее обучение в промышленных городах, фабрично-заводских районах и рабочих поселках. В связи с особыми условиями и организационными трудностями были допущены некоторые отступления для сельских школ отдаленных поселений, отдельных национальных республик и областей. Было решено ввести с 1930-1931 годов обязательное обучение переростков от 11 до 15 лет на основе ускоренных форм обучения: 2-годичных и 1-годичных школ курсов. Необходимо было усилить развертывание школ колхозной молодёжи. Для достижения данной цели открываются как дневные, так и вечерние школы с расчетом  охватить основную молодёжь села [4].

В начальной и средней школах возросло количество учащихся с 7800 тысяч в 1914 году до 20 млн в 1931 году. Основным контингентом школы являлись дети рабочих и трудящихся деревень, которые ранее не имели возможности обучать своих детей. Возможность обучения на родном языке охватила самые отсталые в культурном отношении народы Советского Союза. В результате обучение проводилось уже на 70 языках [5].

В 1941 году началась Великая Отечественная война, которая продлись до 1945 года. Военный режим поставил образовательный процесс в тяжелые условия: был приняты изменения в продолжительности и структуре учебного плана, скорректированы рабочие программы, сокращены каникулы, а также введены новые формы организации обучения. Так, стали создаваться консультационные пункты для организации самостоятельной работы учащихся старших классов. Еще одним важным изменением было введение предмета «Военное дело». Программа включала в себя элементы военного дела: строевая, лыжная, огневая, противохимическая подготовка, изучение стрелкового и санитарного дела, рукопашного дела.  В связи с этим было принято решение о раздельном обучении в соответствии с постановление Совнаркома от 16.07.1943 г.. В 1943 г. были открыты школы рабочей молодежи, для тех, кто занят на промышленном производстве. В 1944 г. с целью охвата всей молодежи и предотвращения безграмотности были открыты вечерние школы для сельской молодежи. В этом же году были возобновлены заочные школы, для учеников с 5 по 10 класс. Учащиеся по окончанию учебных заведений получали одинаковые права и документы об образовании. Несмотря на все трудности военных лет, была подтверждено, что объединение обучения с трудовой деятельностью вполне возможно и может функционировать [6].   

21 июня 1944 года  ЦК выпустило «Постановление о мероприятиях по улучшению качества обучения в школе». Данное постановление установило обязательное выпускные экзамены для тех, кто оканчивал начальную семилетнюю школу, а для учащихся, заканчивающих среднюю школу, установить сдачу экзаменов на аттестат зрелости. Было решено установить золотую и серебряную медаль за успехи и отличное поведение. Данные меры способствовали улучшению работы общеобразовательной школы, повышению успеваемости и укреплению отличной дисциплиной среди учащихся [6].

К 1936 году было обучено около 40 миллионов неграмотных. По данным переписи 1939 года, грамотность лиц в возрасте от 16 до 50 лет приближалась к 90 %.

2. Направленность на организацию трудового обучения и реализацию принципа политехнизма.

Организация образовательного процесса в сельской школе проходила в соответствии с принципами политехнизма и трудового обучения.

Трудовое обучение – это одна из форм воспитания, основой которого является обучение трудовым навыкам и совершенствование мастерства. В 1918 г. на I Всероссийском съезде по народному просвещению были приняты проекты документов, во многом определивших облик новой школы: «Положение о единой трудовой школе» и «Основные принципы единой трудовой школы» [1].

Одной из главных особенностей системы образования была идея о введении трудового образования. Трудовая деятельность школьников делилась на несколько групп, отвечая вопросам необходимости и в зависимости от сложности деятельности. Идея о трудовой практике рассматривалась как средство всестороннего развития личности каждого ученика, способ развития практических навыков и творческих способностей, как стимул для приобретения новых навыков и умений. Сельские школьники участвовали в ремонте мостов и дорог, проводили древонасаждения, очистку и уборку улиц, составляли бюджет, принимали участие в составлении списков налогоплательщиков, помогали крестьянам в измерении земельных площадей, оказывали помощь беднейшим семьям, а также делали кормушки для скота и птиц, закладывали опытные участки, организовывали вечерние сельскохозяйственные курсы для взрослых [2].

В эти годы работа сельских школ строилась на приобщении школьников к практическим делам в сельском хозяйстве. Главная цель была помощь фронту и нуждающемуся тылу. Образовательный процесс строился таким образом, что школьники одновременно пытались получить качественные знания, воспитать дисциплину личности и патриотизм.

Политехнизация – это процесс ознакомления учащихся в теории и на практике с основными отраслями и процессами производства [8].

Школа значительно продвинулась вперёд по пути соединения обучения с производительным трудом и общественной работой, благодаря чему были заложены основы перестройки школы на базе политехнизации.  ЦК считал, что коренной недостаток школы на тот период заключался в том, что обучение в школе не дает достаточного объема знаний и неудовлетворительно решает задачи политехнизации. ЦК обязал организовать и поставить на высокий уровень научно-исследовательскую работу, а соединение обучения с производительным трудом необходимо было проводить на такое основе, чтобы весь процесс был подчинен учебным и воспитательным целям школы. Для содействия политехнизации в школах были организованы небольшие политехнические музеи, а также специальные политехнические отделения при существующих краеведческих музеях, политехнические библиотеки для учащихся и педагогов на родном языке. Для расширения фонда школьных помещений было решено вернуть школам бывшие школьные помещения и использовать для школ конфискованные кулацкие дома. Для улучшения материально-технической базы учебных кабинетов было решено передавать в школы неисправные для предприятий станки инструменты и различные остатки производства (лом различных металлов,  лоскуты тканей) [4].

Педагоги-марксисты Н.К. Крупская, А.В. Луначарский, М.Н. Покровский, А.П. Пинкевич, В.М. Познер и др. рассматривали школу как орудие духовного освобождения народа и лучший способ воспитать коммунаров, связывая ее с политикой, проводимой государством, партией большевиков. Государство стремилось развить экономический сектор и старалось подготовить образованных землевладельцев и общественников из сельской молодежи. Содержание образования было тесно связано с существующими проблемами сельской местности, реализовывалось «обучение в деятельности». Сельские школы являлись культурными центрами села.

Таким образом, итогами интенсивной работы государства, Наркомпроса, местных органов и сельских школ стало приобщение к грамоте сотен тысяч безграмотных, а процесс политехнизации позволил решить вопрос с подготовкой квалифицированных кадров для сельскохозяйственной отрасли при работе в совхозах и колхозах. Модернизация сельской школы стала крупным мероприятием общегосударственного масштаба, событием большой социальной и политической значимости.


Библиографический список
  1. Коммунистическая партия Советского Союза в резолюциях и решениях съездов, конференций и пленумов ЦК (1898-1986) / Ин-т марксизма-ленинизма при ЦК КПСС, Т. 2: 1917-1922. . М.: Политиздат, 1983.  606 с.
  2. Коммунистическая партия Советского Союза в резолюциях и решениях съездов, конференций и пленумов ЦК (1898-1986) / Ин-т марксизма-ленинизма при ЦК КПСС, Т. 3: 1922-1925. М.: Политиздат, 1984. 494 с.
  3. Коммунистическая партия Советского Союза в резолюциях и решениях съездов, конференций и пленумов ЦК (1898-1986) / Ин-т марксизма-ленинизма при ЦК КПСС, Т. 4: 1926-1929. М.: Политиздат, 1984. 575 с.
  4. Коммунистическая партия Советского Союза в резолюциях и решениях съездов, конференций и пленумов ЦК (1898-1986) / Ин-т марксизма-ленинизма при ЦК КПСС, Т. 5: 1929-1932. М.: Политиздат, 1984.  446 с.
  5. Коммунистическая партия Советского Союза в резолюциях и решениях съездов, конференций и пленумов ЦК (1898-1986) / Ин-т марксизма-ленинизма при ЦК КПСС, Т. 6: 1933-1937.  М.: Политиздат 1985. 431 с.
  6. Коммунистическая партия Советского Союза в резолюциях и решениях съездов, конференций и пленумов ЦК (1898-1986) / Ин-т марксизма-ленинизма при ЦК КПСС, Т. 7: 1938-1945. М.: Политиздат, 1985. 574 с.
  7. Латышина Д. И. История педагогики и образования: учебник для академического бакалавриата. М.: Издательство Юрайт, 2016. 314 с.
  8. Словарь иностранных выражений. URL:  https://slovar.cc/rus/inostr/1412802.html (дата обращения: 01.07.2020 г.).
  9. Свободная энциклопедия «Википедия». URL:  https://ru.wikipedia.org/wiki (дата обращения: 30.06.2020 г.).
  10. Справочник.  URL: https://spravochnick.ru/gosudarstvennoe_i_municipalnoe_upravlenie/gosudarstvennaya_politika_i_upravlenie/ (дата обращения: 29.06.2020 г.).


Все статьи автора «Сартакова Елена Евгеньевна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: