Научный руководитель: Нуриманова Фания Касимовна, к.психол.н., доцент.
На сегодняшний день агрессия рассматривается как целенаправленное мотивированное деструктивное поведение, противоречащее общепринятым нормам сосуществования в социуме, причиняющее физический и моральный вред объектам нападения или вызывающее у них негативные переживания, состояние напряженности, ужаса, удрученности и т.д. [1, 16].
Если под агрессией мы рассматриваем некие отдельные акты, поступки с последующим ущербом для жертвы, то понятие агрессивность носит характер стабильного свойства психики, которое проявляется в нападении, а также в склонности воспринимать других с опаской и враждебностью.
Платонова Н.М. изучавшая агрессивность детей и подростков разграничивала агрессию и агрессивность таким образом: первое
определяла как процесс с характерным функционалом и организацией, второе охарактеризовала как некую структуру, входящую в более крупную и сложную организацию свойств психики индивида. Агрессивность как неизменная личностная черта имеет под собой заложенный фундамент еще в детском возрасте, ее проявление можно наблюдать уже в дошкольном возрасте [2, 156].
Проведя анализ научной литературы по вопросу этимологии феномена агрессивного поведения, мы не нашли однозначного ответа. Ряд ученых склонны к позиции, что агрессивное поведение — врожденное качество индивида, другие полагают, что средовой фактор играет роль спускового механизма в приобретении данного качества. Данные полученные в результате исследования детей, которые были оставлены их генетическими родителями, имеющими антисоциальные и криминальные направленности, но воспитывающиеся в адекватных условиях приемными родителями, показали, что их биологический код влияет на их уровень агрессии [3, 21]. Другое исследование показало, что агрессивное поведение — это влияние среды. С помощью подражания, ребенком приобретаются подобные образцы поведения, а далее они могут являться подспорьем для проявления агрессии. Но на текущий момент времени отклонить генетическую причину склонности к агрессивности и проявления агрессивного поведения научное сообщество не может [2, 38].
В случае, когда реакция на какое-либо событие носит единичный случай, то речь идет о таком ответном акте, как агрессивное действие. Действия подобного характера – проявление ситуативной реакцией. Их воспроизведение с определенной частотой, уже будет определяться как агрессивное поведение, а оно, в свою очередь, может свидетельствовать об агрессивности. Подобные действия для индивида могут быть: ресурсом для достижения значимой цели, методом удовлетворения каких-либо нужд и способ самоутвердиться в коллективе[2, 44].
Агрессивное поведение формируется из следующих сфер: эмоциональная, познавательная, волевая. Первая сфера — это высвобождение эмоций с негативным окрасом (отвращение, гнев, пренебрежение, озлобленность). Вторая – познавательная включает осознание обстановки, выделение объекта, на которого будет направлена реакция негативного посыла и аргументация мотива для акта агрессии. И последняя — целенаправленность и решительность для осуществления акта агрессии. Данная триада взаимосвязана с личностными характеристиками человека, темперамент, акцентуации характера, расстройства личности, поэтому соотношение выраженности этих сфер будет различной [4, 87].
Существуют разные особенности, которые могут сопутствовать агрессивному поведению: низкий уровень интеллектуальных способностей, небольшой уровень самоконтроля, низкая или неадекватно завышенная самооценка, замкнутость, антисоциальная направленность, несформированная морально-нравственная сфера [7, 76].
Единой позиции в определении феномена агрессивного поведения не существует. Психоаналитики, точнее выражаясь, представители классической его формы говорили о том, что корни агрессивности заложены в инстинктах. Представители поведенческой концепции придерживаются теории социального научения. В данной теории агрессия является интегрированным поведением, которое произошло во время усвоения социальных норм/ценностей/правил, по средствам наблюдения подобных деяний, осуществляемых и подкрепляемых значимым лицом. Другая теория возникновения агрессии базируется на принципе фрустрация-агрессия. Суть данной теории в том, что человек, переживает фрустрацию, а далее у него зарождается побуждение к агрессии. Фрустрация рассматривается как причина, которая обязательно приведет к такому следствию, как агрессия, а она в свою очередь обязательно возникнет благодаря фрустрации. Другие авторы рассматривают агрессию, как адаптационную функцию. Все эти теории имеют право на существование, так как объясняют ту или иную грань агрессивного поведения [8, 121].
Подростковый возраст — является рубежом между детством и зрелостью, которая связанна с возрастом непременного участия человека в социальной жизнедеятельности. С одной стороны, для этого сложного этапа показательны негативные проявления ребенка, дисгармоничность строения личности, свертывание прежде установившейся системы интересов, протестующий характер поведения по отношению к взрослым. С другой стороны, подростковый возраст отличается массой положительных факторов — возрастает самостоятельность ребенка, значительно более многообразными содержательными становятся его отношения с другими детьми и взрослыми, значительно расширяется и качественно изменяется сфера его деятельности, развивается ответственное отношение к себе, другим людям и т.д [2, 118].
Агрессивность в личностных характеристиках подростков формируется в основном как разновидность некого протеста против недопонимания со стороны взрослых, из-за того, что свой статус в социуме их не удовлетворяет, это наблюдается в демонстрирующем поведении. Учитывая более глубокие основы данного поведения, можно разглядеть нарушение сферы эмоций и личностный кризис у таких подростков. Данный кризис проявляется в том, что их собственное «Я» воспринимается нездорово, они чувствуют себя одинокими, недопонятыми[9, 156].
Модели агрессивного поведения формируются из трех главенствующих оснований. Семейство может наряду с этим показывать модели агрессивного поведения и снабжать его подкрепление. Возможность агрессивного поведения подростков зависит от того, встречают ли они с проявлениями агрессии в собственном доме. На становление агрессивного поведения, как показали различные исследования, влияют уровень слитности семьи, близости детско-родительских взаимоотношений, стиль воспитания, характер отношений между родственниками. Подростки из конфликтных, отчужденных или авторитарных семей сравнительно более склонны к агрессивному поведению. Строгие наказания, жесткий контроль, малая свобода действий формируют условия для вырабатывания у подростка агрессивности [8, 134].
Вторым основанием является поле взаимодействия «подросток – сверстники», так агрессивность может закрепиться благодаря тому, что такая стратегия в играх или иных деятельностях воспринимается, как выигрышная [8, 141].
Третьим источником модели агрессивного поведения является информационное поле, виртуальные примеры данного поведения. К их числу относятся: фильмы с агрессивным контекстом, видеоролики, социальные сети с их специфическими группами и беседами, форумы с агрессивным посылом [9, 155].
Итак, основными факторами формирования агрессивного поведение является семья (её стиль воспитания, детско-родительские отношения), взаимоотношения со сверстниками, и возрастание агрессивного посыла в информационном пространстве. Это обусловлено тем, что подросток при помощи данного поведения преодолевает психологический барьер, это его специфический способ выражения несогласия с образовавшимся статусно-ролевым распределением в семье, классе и т.п.
Библиографический список
- Батуева, С. В. Проявление форм агрессивного поведения младших подростков, связанных с половой самоидентификацией / С. В. Батуева // Вестник Совета молодых ученых и специалистов Челябинской области. – 2017. Т. 2, № 1 (16). – С. 16–18.
- Бреслав, Г. Э. Психологическая коррекция детской и подростковой агрессивности: Учебное пособие для специалистов и дилетантов / Г. Э. Бреслав. СПб.: Речь, 2016. – 144 с.
- Гилинский Я.И. Девиантность подростков: теория, методология, эмпирическая реальность / Я.И. Гилинский. – СПб.: Питер, 2015. – 196 с.
- Дубинко Н.А. К проблеме условий и движущих факторов агрессии // Социально-педагогическая работа. М.: 2017, №4. С. 85–92.
- Ениколопов С.Н. Понятие агрессии в современной психологии / С.Н. Ениколопов // Прикладная психология. – 2016. – №1. – С. 60 –71.
- Зубова, Л.В. Индивидуально-личностные особенности агрессивности подростков различных типов направленности личности: монография / Л.В. Зубова, А.А. Кириенко. – ФГБОУ ВО «ОГУ», Экспресс-печать, Оренбург, 2016. – 136 с.
- Коннор Д. Агрессия и антисоциальное поведение детей и подростков. – СПб.: Прайм. ЕВРОЗНАК, 2015. – 288 с.
- Семенюк Л.М. Психологические особенности агрессивного поведения подростков и условия его коррекции / Л.М. Семенюк. М.: ИНФРА-М 2015. – 245с.
- Сурова, Е.В. Особенности проявления агрессии у современных подростков: опыт изучения // Молодой ученый / Е.В. Сурова. – 2018. №6. – С. 154-157.
Количество просмотров публикации: Please wait