Сегодня жизнь стремительна. Люди совершенно не обращают своего внимания на такие простые повседневные вещи как питание, занятие физическими нагрузками и пр. Это, в конечном итоге, может привести к тяжелым последствиям для работы и функционирования организма человека. Доказано, что только на 15 – 20% здоровье зависит от уровня здравоохранения, генетической предрасположенности к тем или иным заболеваниям, экологии. Всё остальное – это физические нагрузки, отсутствие вредных привычек, полноценное питание. Именно они являются основными составляющими здорового образа жизни и напрямую зависят от человека.
Следует отметить, что процесс формирования культуры здоровья в современных педагогических исследованиях наиболее активно изучается применительно к наиболее массовой категории – учащимся общеобразовательных школ и студентам [3].
Существует множество классификаций здорового образа жизни (ЗОЖ). Мы остановились на этом. ЗОЖ состоит из правильного питания, спорта, личной гигиены, различных видов закаливания, отказа или сведения к минимуму вредных привычек.
Сохранение здоровья предполагает поддержание его достигнутого уровня, а укрепление – увеличение его резервных возможностей.
Питание – основной источник энергии для человека. Питание является одним из важнейших компонентов здорового образа жизни. Гигиена питания – наука о рациональном питании, соответствующем потребностям организма человека, а также о санитарной охране и обеспечении безвредности продуктов питания и готовой пищи. Последние нормы рационального питания изложены в Приказе Министерства Здравоохранения и социального развития РФ № 593 от 02.08.2010 года. Статистика медицинских осмотров свидетельствует о том, что 80-85% студентов отмечают нарушения в состоянии здоровья. Лидирующие позиции занимают заболевания опорно-двигательного аппарата, заболевания зрения, нарушения пищеварения и заболевания желудочно-кишечного тракта. У большинства студентов не сформирована потребность и мотивация к организации здорового рационального питания [2,4]. Соблюдение основ рационального питания способствует сопротивляемости организма развитию заболеваний, предпосылками к которым является нарушение обменных процессов, нерегулярность питания, низкое качество продуктов питания, энергетический дисбаланс.
Рациональное питание – это физиологически полноценное питание здоровых людей, которое обеспечивает постоянство внутренней среды организма (гомеостаз) и поддерживает его жизненные проявления (рост, развитие, деятельность различных органов и систем) на высоком уровне при различных условиях труда и быта.
Требования к рациональному питанию:
-
Рациональное питание должно быть полноценным:
а) соответствовать энергетическим затратам организма, т.е. человек должен получать с пищей столько энергии, сколько потратил её за определённый отрезок времени (сутки);
б) каждый человек должен получать в день достаточное количество белков, жиров, углеводов, витаминов, минеральных веществ, т.е. столько, сколько требуется именно для него, в зависимости от его пола, веса, роста, возраста, физиологического состояния, состояния здоровья, от рода его трудовой деятельности, количества выполняемой физической нагрузки, климатического района, в котором проживает данный человек.
-
Питание должно быть сбалансированным. Одним из критериев сбалансированности рационов питания является соотношение в рационе основных питательных веществ – белков, жиров и углеводов. В соответствии с концепцией сбалансированного питания их соотношение для разных людей может быть различным. Для работников умственного труда 1:1:4, для мужчин и женщин молодого возраста, занятых умственным трудом 1:1,1:4,5, при тяжёлом физическом труде 1:1,3:5. Для средней полосы России считается оптимальным, если в суточном рационе на каждый грамм белков приходится 1,2 г жиров и 4,6 г углеводов (1: 1,2: 4,6). Сбалансированность между белками, жирами и углеводами по энергетической ценности (калорийности) составляет 1: 2,7: 4,6 [1,4,5]. По минеральным веществам наиболее полно изучено взаимодействие кальция, фосфора и магния. Соотношение между ними в пищевом рационе при адекватном питании должно составлять 1: 1,5: 0,7.
-
Питание должно быть разнообразным. Разнообразная пища даёт организму возможность отобрать необходимые для жизнедеятельности биологически активные вещества.
-
Режим питания. Режим питания – это правильное распределение приёма пищи в течение дня по времени, калорийности и объёму (кратность приёма пищи и интервалов между ними). Правильное распределение пищи в течение дня по объёму и энергетической ценности создаёт равномерную нагрузку на пищеварительный аппарат и обеспечивает потребности организма в необходимой энергии.
-
Питание должно быть доброкачественным (профилактика пищевых отравлений).
-
Для лучшего усвоения пищи человеком должны быть созданы оптимальные условия, т.е. пища должна иметь приятные органолептические показатели, должна быть определённого объёма и температуры, красиво оформленной, возбуждающей аппетит [1,3].
Нами было проведено анкетирование студентов СГМУ первого, второго, третьего и пятого курсов в количестве 302 человек. Им было предложено ответить на 15 вопросов, связанных с режимом дня, в том числе и вопросы, касающиеся режима питания. Результаты анкетирования представлены в таблице 1.
Таблица 1. Режим питания обучающихся, результаты анкетирования
Вопрос |
1 курс |
2 курс |
3 курс |
5 курс |
1.Регулярно ли вы питаетесь в течение суток |
Да – 23% Нет – 56% Затрудняюсь ответить – 21% |
Да – 28% Нет – 49% Затрудняюсь ответить – 23% |
Да – 46% Нет – 38% Затрудняюсь ответить – 16% |
Да – 54% Нет – 36% Затрудняюсь ответить – 10% |
2.Какая пища преобладает в Вашем рационе: | ||||
Хлебобулочные изделия |
13% |
22% |
20% |
21% |
Овощи и фрукты |
10% |
14% |
17% |
23% |
Молочнокислые продукты |
17% |
17% |
23% |
15% |
Мясо |
19% |
24% |
20% |
25% |
Рыба |
6% |
8% |
6% |
10% |
Затрудняюсь ответить |
35% |
15% |
14% |
6% |
Приведенные выше результаты свидетельствуют о преобладании не регулярного режима питания или его отсутствии среди студентов 1-2 курсов и обратной картине у студентов старших курсов. Также обращает на себя внимание тенденция к росту респондентов с регулярным режимом питания (график 1.).
График 1. Режим питания студентов, результаты анкетирования
Высокий процент на 1 и 2 курсах, вероятно, связан с новым режимом труда бывших школьников. Процент регулярно питающихся студентов увеличивается от курса к курсу и достигает 54% на 5 курсе. Это может указывать на адаптацию к режиму обучения в вузе. Нужно отметить, что на вопрос «Какая пища преобладает в Вашем рационе?» на 1 курсе затруднились ответить 35% студентов, что может говорить о том, что студенты на 1 курсе питаются нерегулярно, не отдавая предпочтений здоровому питанию. Увеличение в рационе хлебобулочных изделий наблюдается на 2 курсе до 22% и остаётся примерно на одном уровне на 3 и 5 курсах (20 – 21%). Следует отметить, на всех курсах низкий процент употребления рыбы (от 6% до 10%). Возможно, это связано с высокой ценой на данный продукт питания. Употребление мяса в течение учёбы в университете колеблется от 19% на 1 курсе до 25% на 5 курсе. Употребление в пищу овощей и фруктов имеет тенденцию к увеличению с 10% на 1 курсе до 23% на 5 курсе.
Таким образом, было установлено, что более половины первокурсников питаются не регулярно и в их рационе преобладают продукты питания с высоким содержанием легкоусваиваемых углеводов, что в дальнейшем может приводить к серьезным органическим заболеванием желудочно-кишечного тракта и сердечно-сосудистой системы в целом. Кроме того, на 1 и 2 курсах студенты мало употребляют в пищу овощей и фруктов. Это косвенно может влиять на снижение сопротивляемости организма к заболеваниям.
Для улучшения гигиены питания рекомендуется вести просветительскую работу по рациональному питанию: выпуск санбюллетеней по питанию, выступление с докладами о влиянии питания на организм человека, написание рефератов о здоровой пище и т.д.
Библиографический список
- Анциферова О.А., Теддер Ю.Р., Дёгтева Г.Н. Гигиенические принципы рационального питания/под общей редакцией засл. деятеля науки РФ, проф. Ю.Р. Теддер. – Архангельск, Изд. Центр СГМУ, 2015. – 52 с.
- Варламова С.Н. Здоровый образ жизни – шаг вперёд, два назад.//Социс: Социологические исследования. – М.,2016. – № 4. – С.75-88.
- Оляшев Н.В., Вахрамеев А.А., Баранов С.В. Здоровьесберегающее и самосохранительное поведение молодёжи: учебно-методическое пособие. – Архангельск, Изд-во САФУ, 2017. – 118 с.
- Страхова И.Б. Рациональное питание как фактор здорового образа жизни студенческой молодёжи.// Гео-Сибирь. – Изд-во: Интерэкспо,- Новосибирск, 2015. – С.168-172.
- Яковлева Н.В. Традиционное питание жителей Севера. Монография. – ИЦ «Поморский Университет». - Архангельск. – 2005. – 242 с.
- Приказ Министерства Здравоохранения и социального развития РФ № 593 от 02.08.2010 года.