В настоящее время психологии нет четкого определения понятию психологического диагноза. В практике этот термин понимается как констатация количественной и качественной характеристики того или иного признака, – что является не совсем определенным и очень широким. Попытки определить содержание данного определения были осуществлены Л. С. Выготским.
По его мнению, диагноз является главной целью диагностики и может устанавливаться на разных уровнях.
Первый уровень – симптоматический, или эмпирический. Здесь диагноз представляет собой установление особенностей или симптомов, которые служат основой для практических выводов.
Второй уровень – этилогический, он учитывает не только сам факт существования особенностей, но и источник их формирования.
Третий уровень – уровень типологический, он состоит в определении места и значения обнаруженных особенностей в динамической картине личности[1].
Педагог или психолог в основном останавливаются на диагнозе первого уровня, поскольку постановкой диагноза занимаются психотерапевты и психиатры, которые изучают причины и исправление отклонений в развитии личности.
Психологические диагнозы формулируются в форме заключений, которые бывает двух видов: первичное и итоговое.
Первичное заключение представляет собой первичные выводы о психическом состоянии или личностных особенностях обследуемого на основе предварительного диагностирования. Итоговое психологическое заключение является или конечным в диагностическом процессе, или составной частью общего заключения «диагноза».
Однако при любом повторном обследовании или обращении клиента итоговое психологическое заключение может перейти в форму первичного.
Психологический диагноз должен даваться в кратком, но наиболее полном виде:
● в клинической практике главной задачей выступает объективизация психологической структуры психопатологического состояния для его квалификации или дифференциальной диагностики;
● при проверке результативности лечебного или учебного процесса – фиксация состояния обследуемого на данный момент;
● в школьной практике – выявление главных элементов психологической структуры нарушения развития применительно к учебному процессу.
Психологическое заключение может быть дано в свободной форме, однако на практике оказывается, что применение различных схем заключения делает работу психолога объективной и стандартизированной. Разновидности схем психологического диагноза создавались различными авторами. Ниже приведена схема, предложенная М. М. Семаго и Н. Я. Семаго:
I. Общая часть заключения:
1. Основные паспортные данные ребенка.
2. Основные жалобы родителей, педагогов, других лиц, сопровождавших ребенка на консультацию.
3. Сведения о развитии болезни ребенка.
4. Особенности внешности и поведения ребенка в процессе диагностики, отношение к обследованию.
5. Развитость регуляторных функций.
6. Характеристика межличностных отношений.
II. Специальная часть:
1. Психологический диагноз.
2. Вероятностный прогноз развития.
3. Рекомендации по дальнейшему сопровождению ребенка[2].
Целевая направленность общей части заключения – не только специалисты, но и педагоги, которые контактируют с ребенком. В рассматриваемой части обнаруживаются не только отклонения в развитии ребенка, но и методы, способствующие успешному обучению: специальные формы работы, донесения материала и т. д. Важной необходимостью является выявление в ходе обследования «сильных» сторон ребенка, которые могут компенсировать имеющиеся особенности.
Диагноз неразрывно связан с прогнозом. Согласно мнению Л. С. Выготского, содержание прогноза и диагноза совпадает, но прогноз «основывается на умении настолько понять внутреннюю логику самодвижения процесса развития, что на основе прошлого и настоящего намечает путь развития»[3].
Библиографический список
- Бурлачук Л. Ф., Морозов С. М. Указ. соч. С. 86.
- Семаго М. М., Семаго Н. Я. Проблемные дети: основы диагностической и коррекционной работы психолога. М.: АРКТИ, 2000. 208 с. (Б-ка психолога-практика).
- Цит. по: Бурлачук Л. Ф. Указ. соч. С. 86.