Так как в научной литературе нет единого подхода к определению понятия педагогического диагноза, проанализировав работы различных авторов, мы предлагаем следующее определение:
Педагогический диагноз – это сделанный на основе всестороннего изучения и тщательного наблюдения вывод о состоянии изучаемого объекта с целью принятия решения о направлении педагогического воздействия на его проявления.
В педагогическом диагнозе выделяют следующие его виды, по аналогии с типологией Л. С. Выготского[2]:
1. Диагноз предварительный – следствие предварительной диагностики в результате уточнения отдельной информации и содержащий предположения о состоянии объекта диагностирования, профилактические корректирующие меры.
2. Диагноз причин – результат конкретизирующей диагностики после повторного цикла диагностирования, которая проводится с целью установления причинно-следственных связей, раскрывающих конкретизированное состояние диагностируемого. Такой диагноз учитывает не только существование определенных особенностей личности, но и приводящие к ним причины.
3. Диагноз заключительный – заключение, содержащее подробную характеристику направлений развития диагностируемого объект. Он выступает как итоговый, получаемый по итогу прохождения полного диагностического цикла; содержит прогноз различных вариантов развития объекта и рекомендуемые коррекционные меры.
Функциями педагогического диагноза являются:
- функция определения состояния диагностируемого объекта и установления наличия отклонений от нормы;
- интегративная функция, то есть составление общего представления о развитии личности ранее известных и вновь полученных диагностических данных;
- прогностическая функция, то есть выработка предположений касательно тенденций развития личности, а также план проведения соответствующих коррекционных мер.
В постановке педагогического диагноза К. Ингенкамп выделяет следующие аспекты:
1) сравнение;
2) анализ;
3) прогнозирование;
4) интерпретация;
5) доведение до сведения обучающихся результатов диагностической деятельности;
6) контроль за воздействием на учащихся различных диагностических методов[1].
Сравнение является началом процесса постановки психолого-педагогического диагноза. На основании сравнения осуществляется сравнение характеристик поведения и поступков ученика с его прежним поведением и поступками или с поведением других учащихся как в настоящее время, так и в прошлом, либо с поведением другого известного лица. В психодиагностике сравнение осуществляется на основе сопоставления выбранных характеристик с психологическими нормами.
При проведении анализа определяется причина отклонений в поведении от установленной нормы.
В ходе прогнозирования данные, которые были получены в ходе осуществления сравнения и анализа распространяют на поведение в других ситуациях или в будущем.
Интерпретация – объяснение причин возникновения психических состояний.
Сообщение учащимся результатов диагностической деятельности является элементом, причем для педагогической диагностики имеет большее значение, чем для психологической, так как может быть полезно как для правильной организации учебной деятельности, так и для самовоспитания. Этот этап диагностической работы называется обратной связью. Информация, предоставляемая учащимся в ходе обратной связи, сама по себе несет эффект воздействия. Оценка воздействия на учащихся различных диагностических методов присуща прежде всего педагогической диагностике, так как имеет целью совершенствование педагогом диагностической деятельности. Кроме того, эффект воздействия диагностической деятельности на учащихся имеет мотивационное влияние, ориентирующее их на самосовершенствование.
Сообщение обучающимся итогов при проведении диагностической деятельности является более важным для педагогической диагностики, чем для психологической. Обратная связь необходима для того, чтобы добиться педагогического воздействия[1] . Актуальные средства обратной связи в форме оценок или рейтинговых баллов не смогут дать ожидаемого результата в плане оказания педагогической помощи, поскольку направлены на количественные показатели, а не на качественные. Иные средства пока не достаточно развиты (например, портфолио, диагностические тесты и др.).
Библиографический список
- Ингенкамп К. Указ. соч.
- Михайлычев Е. А. Словарь педагога-исследователя.