ДИАГНОСТИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС

Седова Анастасия Сергеевна
Нижегородский государственный педагогический университет им. К. Минина

Аннотация
В данной работе рассмотрен диагностический процесс как процесс выявления причин возникших отклонений, их предпосылок и этапов проведения диагностических мер, необходимых для постановки диагноза и назначения наиболее целесообразного лечения.

Ключевые слова: , , , , , ,


Рубрика: 19.00.00 ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Седова А.С. Диагностический процесс // Современные научные исследования и инновации. 2020. № 1 [Электронный ресурс]. URL: https://web.snauka.ru/issues/2020/01/91212 (дата обращения: 25.09.2024).

Диагностическую деятельность можно представить в форме различных стадий процесса обработки данных, ведущих к принятию решения, – диагнозу и прогнозу. Основные стадии диагностического процесса сводятся к сбору информации согласно задачам исследования, их переработке, истолкованию и, в конечном итоге, на основе собранной информации ставится диагноз и дается прогноз[2]. В психолого-педагогической диагностике на основе диагноза и прогноза даются педагогические рекомендации.

Разные исследователи выделяют в системе диагностического процесса различные циклы, шаги, этапы, стадии[3].

Цикл диагностирования представляет собой  планомерное диагностирование со всеми соответствующими шагами, этапами, процедурами, оканчиваемое  постановкой диагноза, прогноза и коррекционных мер на каждом этапе диагностирования.

Стадия диагностирования – диагностический цикл с устремленной направленностью на поиск конкретной и соответствующей объему и характеру данных. Выделяются ориентировочная, углубленная и заключительная стадии.

Шаг диагностирования – это относительно самостоятельная деятельность психолога при выполнении процедур на конкретном этапе диагностики

Этапами диагностирования считается множество согласованных и объединенных общей целью процедур диагностирования. Можно выделить 8 значительных этапов диагностирования:

1) выделение объектов, цели и задач диагностики;

2) формулировка критериев, показателей диагностики объекта (явления);

3) выбор приемов для разрешения поставленных целей диагностики;

4) сбор необходимых данных с использованием диагностических приемов;

5) количественная и качественная обработка собранной информации;

6) определение и постановка диагноза как заключения о состоянии диагностируемого объекта;

7) определение прогноза направления развития диагностируемого объекта;

8) формирование плана проведения коррекционных мер, целью которого является приведение его в приемлемое состояние.

Затруднительность в проведении психодиагностического процесса выражается в следующих особенностях:

- данный процесс является достаточно изменчивым, с помощью чего представляется возможность достигать поставленных задач различными путями;

- связан с допущением диагностических ошибок, одной из причин которых может стать влияние социальных стереотипов;

- кроме того, данный процесс требует специальных компетенций и высокой культуры мыслительной деятельности педагога[1].

Диагностическое заключение представляет собой достаточно полно раскрытую и подробную версию диагноза, основанную на конкретных диагностических данных и включающая в себя результаты интерпретации выявленных симптомах, причинах или тенденциях, а также предопределенные ими прогнозы и коррекционные меры.


Библиографический список
  1. Ануфриев А. Ф. Практическая психодиагностика. Система основных понятий. Москва: Ось-89, 2012. С. 53.
  2. Бурлачук Л. Ф. Указ. соч. С. 139.
  3. Михайлычев Е. А. Словарь педагога-исследователя. Ростов н/Д: Изд-во Рост. ИПК и ПРО, 2010. 153 с. 101


Все статьи автора «Седова Анастасия Сергеевна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: