Диагностическую деятельность можно представить в форме различных стадий процесса обработки данных, ведущих к принятию решения, – диагнозу и прогнозу. Основные стадии диагностического процесса сводятся к сбору информации согласно задачам исследования, их переработке, истолкованию и, в конечном итоге, на основе собранной информации ставится диагноз и дается прогноз[2]. В психолого-педагогической диагностике на основе диагноза и прогноза даются педагогические рекомендации.
Разные исследователи выделяют в системе диагностического процесса различные циклы, шаги, этапы, стадии[3].
Цикл диагностирования представляет собой планомерное диагностирование со всеми соответствующими шагами, этапами, процедурами, оканчиваемое постановкой диагноза, прогноза и коррекционных мер на каждом этапе диагностирования.
Стадия диагностирования – диагностический цикл с устремленной направленностью на поиск конкретной и соответствующей объему и характеру данных. Выделяются ориентировочная, углубленная и заключительная стадии.
Шаг диагностирования – это относительно самостоятельная деятельность психолога при выполнении процедур на конкретном этапе диагностики
Этапами диагностирования считается множество согласованных и объединенных общей целью процедур диагностирования. Можно выделить 8 значительных этапов диагностирования:
1) выделение объектов, цели и задач диагностики;
2) формулировка критериев, показателей диагностики объекта (явления);
3) выбор приемов для разрешения поставленных целей диагностики;
4) сбор необходимых данных с использованием диагностических приемов;
5) количественная и качественная обработка собранной информации;
6) определение и постановка диагноза как заключения о состоянии диагностируемого объекта;
7) определение прогноза направления развития диагностируемого объекта;
8) формирование плана проведения коррекционных мер, целью которого является приведение его в приемлемое состояние.
Затруднительность в проведении психодиагностического процесса выражается в следующих особенностях:
- данный процесс является достаточно изменчивым, с помощью чего представляется возможность достигать поставленных задач различными путями;
- связан с допущением диагностических ошибок, одной из причин которых может стать влияние социальных стереотипов;
- кроме того, данный процесс требует специальных компетенций и высокой культуры мыслительной деятельности педагога[1].
Диагностическое заключение представляет собой достаточно полно раскрытую и подробную версию диагноза, основанную на конкретных диагностических данных и включающая в себя результаты интерпретации выявленных симптомах, причинах или тенденциях, а также предопределенные ими прогнозы и коррекционные меры.
Библиографический список
- Ануфриев А. Ф. Практическая психодиагностика. Система основных понятий. Москва: Ось-89, 2012. С. 53.
- Бурлачук Л. Ф. Указ. соч. С. 139.
- Михайлычев Е. А. Словарь педагога-исследователя. Ростов н/Д: Изд-во Рост. ИПК и ПРО, 2010. 153 с. 101