Субъект административного права – это участник административных правоотношений, в которые он вступает либо по желанию, либо в силу должностных обязанностей. Например, гражданин оспаривает в суде постановление, принятое органом исполнительной власти, если оно нарушает права и свободы гражданина. Он вправе не оспаривать это постановление. Традиционно среди субъектов административного права выделяют физическое или юридическое лицо (организация), последние осуществляют функции исполнительной власти, выполняют координирующие, контрольно-надзорные, распорядительные полномочия в области государственного управления и местного самоуправления, а также они рассматривают правонарушения, совершаемые физическими и юридическими лицами в хозяйственной, налоговой, финансовой, таможенной сфере, в сфере общественного порядка и т. д. [2].
Различаются индивидуальные и коллективные субъекты административного права. К индивидуальным субъектам относятся граждане РФ, иностранные граждане и лица без гражданства. Они не состоят в устойчивых организационных отношениях с органами исполнительной власти. Субъектами административно-правовых отношений граждане становятся в силу совершения действия, выполнения обязанности, получения разрешения (лицензии) государственного органа, оспаривания в суде действий (бездействия) или решения органов исполнительной власти и т. д. Индивидуальным субъектом административного права также является государственный служащий или должностное лицо. Эти лица занимают должности в государственных органах, находятся в устойчивых и непрерывных организационных отношениях с государственными органами; их статус регламентирован законодательством; они выполняют компетенцию государственных органов и имеют государственно-властные полномочия; действуют и принимают решения от имени государственных органов.
Коллективный субъект административного права представляет собой группу людей – организацию, которая выступает самостоятельным субъектом права; деятельность и их порядок создания регламентированы законом. Коллективные субъекты административного права действуют от своего имени, нормативные правовые акты наделяют их правами и возлагают на них обязанности [2].
В стабильном гражданском обществе и правовом государстве регулирование правового положения гражданина как субъекта административного права занимает центральное место, где государство в виде государственных органов и должностных лиц призваны служить обществу. Основной задачей государства и права, как средство выполнения государственных функций является обеспечение развития гражданского общества, защиты порядка и безопасности граждан.
Основной характеристикой граждан как участников административных отношений является то, что они действуют как частные лица, то есть осуществляют личные гражданские права и обязанности в сфере исполнительной власти, а не права должностных лиц.
Административно-правовое положение граждан определяется административной правосубъектностью, образуемой административной правоспособностью и дееспособностью. Гражданин как участник административных правоотношений и субъект административного права, должен обладать административной правоспособностью. Она подразумевает возможность иметь субъективные права и исполнять юридические обязанности административно-правового характера, обеспеченную государством. Административная правоспособность возникает с рождения и прекращается со смертью [3].
Дееспособные граждане осуществляют права и обязанности, вступив в административные правоотношения и являются стороной, выполняющие требования органов исполнительной власти, или стороной, которая реализует свои права. Правоспособность является условием возникновения правоотношений, предпосылкой приобретения прав и обязанностей. Реализация прав и обязанностей субъекта административного права сопровождается наступлением юридических фактов, которые образуют правоотношения. Правоспособность субъекта права создает возможность применения к нему административной ответственности. Участник административно-правовых отношений, наделенный законодательством правами и обязанностями, рассматривается как субъект административного права.
Так административная правоспособность гражданина отличается от административной правоспособности других субъектов административного права. Реализация правоспособности физических и юридических лиц невозможна без волеизъявления физического лица или должностного лица, представляющего государственный орган [2].
Субъекты административного права разделяются на две группы: физические лица и организации. Основой этого разделения являются различия в выражении воли, интереса, и совокупности полномочий субъектов – физические лица имеют полномочия, которые несвойственны организациям и наоборот, например, право жалобы, право и обязанность иметь Устав организации.
Физические лица, как субъекты административного права, включают четыре вида субъектов: личность, гражданин, иностранный гражданин, лицо без гражданства (апатрид). За основу выделения этих видов взята степень связи лица с государством и образуемый от этого правовой статус лица. Организации разделены на государственные и не государственные. Государственные организации выполняют задачи, функции и полномочия, порученные им государством, базируются на государственной собственности и управляются государством. Негосударственные организации не выполняют задачи и функции государства [3].
Обобщая вышеизложенное охарактеризуем субъект административного права как физическое лицо, организация или социальная общность, участвующие в административно-правовых отношениях, и, наделённые определенными правами и обязательствами, исполняемые субъектами добровольно или по воле других субъектов. Данное понятие предусматривает все без исключения главные свойства субъекта административного права: это физическое лицо, организация или социальная общность; субъект имеет права и обязанности, установленные нормами административного права; эти права и обязанности реализуются по желанию субъекта или вопреки его воли; субъекты административного права могут являться субъектами административно-правовых отношений [4].
Библиографический список
- «Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» от 30.12.2001 N 195-ФЗ (ред. от 27.12.2019) (с изм. и доп., вступ. в силу с 13.01.2020).
- Бахрах Д. Н., Российский Б. В., Старилов Ю. Н. Административное право: Учебник для вузов. – 2-е изд., изм. и доп. – М.: Норма, 2005. – 800 с.
- Субъекты административного права [Электронный источник] – URL: https://zinref.ru/000_uchebniki/04000pravo/150_lekcii_gos_regulir_22/097.htm (дата обращения: 06.01.19).
- Соболева Юлия Викторовна К вопросу о понятии субъекта административного права // Вестник СГЮА. 2015. №4 (105). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/k-voprosu-o-ponyatii-subekta-administrativnogo-prava (дата обращения: 06.01.2020).