Суть метода проекта – «стимулировать интерес учащихся к определенным проблемам, предполагающим владение определенной суммой знаний и через проектную деятельность, предусматривающей решение этих проблем, умение практически применять полученные знания, развитие рефлекторного (в терминологии Джона Дьюи) или критического мышления. Проблема устанавливает цель мысли, а цель контролирует процесс мышления» [1].
Для учителя, как и для обучающихся, необходимо соблюдать определенные этапы проектной деятельности:
1. Подготовка к проектной деятельности
Работу по организации проектной деятельности можно начать с проведения диагностики по изучению интересов, склонностей и проектных умений для самооценки учащихся. Знание особенностей учащихся поможет оптимально организовать занятия в НОУ, выбрать формы и методы работы. Анализ оценки учащихся уровня владения проектными умениями на начало выполнения проекта позволяет спланировать работу с учащимися при выполнении проекта, помогает в поиске и выборе направлений в проектной деятельности. С учетом интересов учащихся, можно составить банк с тематикой проектов.
При подготовке к проектной деятельности нужно учитывать следующие аспекты:
- Индивидуальные особенности обучающихся;
- Материально-техническое оснащение школы;
- Новизну и актуальность выбранного проекта;
- Сложность в зависимости от возраста обучающихся и поставленных целей;
- Возможность апробации проекта на конкурсах и НОУ.
Ведение проектной деятельности возможно лишь в том случае, если учащиеся будут владеть алгоритмом проектной деятельности. Можно составить портфолио документов по подготовке и проведению проектной работы.
2. Запуск проекта
Прежде чем осуществить запуск проекта, необходимо вспомнить его структуру:
Рисунок 1. Структура проекта
Для успешного запуска проекта учитель должен соблюдать следующие этапы:
I. Определение темы проекта («Учитель – советчик»). На организационном этапе работы учитель проводит вводную беседу, для того чтобы выяснить уровень подготовки учащихся по данному типу деятельности. В зависимости от того, насколько старшеклассники владеют теоретическим материалом о проектной технологии, будет зависеть сложность работы над проектом [2].
Учащимся предлагаются вопросы: Что такое проект? Какова структура проекта? Назовите этапы работы над проектом. Каковы основные требования к проектной деятельности? Учитель может подготовить наглядную – карточку «Структура проекта».
Для учителя важно постоянно следить за тем, какие темы для проектов выбирает ученик, так как излишняя трудность темы чаще всего бывает причиной невыполнения задания.
II. Выявление проблемы и цели проекта («Учитель – помощник»). На данном этапе работы над проектом учитель помогает грамотно составить вопросы для социологического опроса, который поможет определить потребность в данном проекте. Необходимо дать обучающимся возможность поразмышлять, какие вообще есть проблемы в предложенной области, почему они являются важными и как их можно решить.
III. Составление плана работы. Сбор информации. «Учитель – организатор действий». Выбрав методы работы, определившись с темой проекта и проблемой, которая будет решаться в ходе его выполнения, учащиеся определяются с планом работы. Для этого можно задать вопрос «Что нужно, для того, чтобы проект был полностью реализован? Какие действия для этого необходимы?». Учитель редактирует план действий, и учащиеся приступают к его реализации [3].
3. Выполнение проекта
IV. Осуществление проекта («Учитель – консультант»). На данном этапе работы учитель выступает в роли консультанта.
V. Презентация и защита проекта («Учитель – помощник»). Умение представить созданный продукт – одна из востребованных компетентностей в наше время. Для презентации желательно создать праздничную ситуацию, обязательно – наличие комиссии. На данном этапе работы учитель помогает учащимся в презентации итогового продукта. Чем более доброжелательной будет ситуация предъявления продукта, тем больше шансов у детей достойно выполнить роль отвечающего за результаты общей работы.
4. Оценивание проектных работ
VI. Оценка проекта. Рефлексия («Учитель – эксперт»). Работа над проектом завершается подведением итогов деятельности участников. Необходимо заранее познакомить учащихся со списком критериев оценивания.
Библиографический список
- Гудкова Т.В. Педагогические основы организации проектной деятельности школьников на уроках истории // Наука и школа. 2014. №1. [Электронный ресурс] URL: https://cyberleninka.ru/article/n/pedagogicheskie-osnovy-organizatsii-proektnoy-deyatelnosti-shkolnikov-na-urokah-istorii (дата обращения: 17.09.2019);
- Султанова М. С. Технология проектной деятельности (из опыта работы) // Инновационные педагогические технологии: материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Казань, май 2017 г.). – Казань: Бук, 2017. – С. 86-87. URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/214/12350/ (дата обращения: 17.09.2019);
- Татко Г.Н. Творческий проект по технологии (написание, оформление пояснительной записки и защита творческих проектных работ учащимися общеобразовательных организаций) (Культура дома и декоративно-прикладное творчество): методические рекомендации / Г.Н. Татрико, О.В. Будникова, Г.В. Пичугина. – М.: ИИУ МГОУ, 2017. – 50 с. ISBN 978-5-7017-2730-2.