В общем смысле менеджмент определяется, как искусство выполнять задачи бизнеса посредством организации действий других людей. Менеджер должен просчитывать события на несколько шагов вперед, ведь планирование – это главное для хорошего управления. Менеджер должен плодотворно вести дела с людьми, давая позитивную обратную связь для эффективного выполнения ими его поручений, помогать им с проблемами в ходе работы и время от времени ограничивать тех, кто не в состоянии работать лучше. Менеджер должен вести рассмотрение финансовых вопросов и заниматься сферой обслуживания заказчиков. Все это основные функции менеджера, определяющие его профессиональную успешность. Профессиональный менеджер, как и профессионал в любой другой области, понимает определенные принципы, выполняет определенные задачи и поддерживает определенные планки стандартов. Совокупность этих элементов и делает менеджера профессионалом. Как любой профессионал, менеджер должен обладать рядом личностных и профессиональных качеств, соответствующих его деятельности. Лишь при условии присутствия у него определенных личностных черт, качеств, способствующих успешности его социальных взаимодействий, менеджер может соответствовать стандартам профессиональной деятельности.
Для того чтобы оценить значение личностных качеств в деятельности нужно разобрать само понятие личности. Под личностью понимается система взаимосвязанных, устойчивых социально-значимых качеств человека, позволяющих ему активно познавать и преобразовывать мир. Часть из них являются врожденными (природными), часть – приобретенными (социальными).
Качества личности:
- Общие качества. К ним относятся ум, наблюдательность, внимание, трудоспособность, организованность, общительность и прочее. Каждое из этих качеств в большей или меньшей степени присуще любому человеку.
- Способности к тому или иному виду деятельности. Примером служит руководство подчиненными, конструирование машин, обучение детей и т.д.
- Подготовленность. Она предполагает обладание знаниями, навыками и привычками необходимыми для участия в деятельности.
- Направленность поступков человека. Возникает под действием интересов, идеалов и убеждений.
- Склад характера (совокупность наиболее важных психологических свойств данного лица): биологические особенности – (темперамент, быстрота реакции, выносливость, сила и т.д.); психологические особенности (способность к деятельности, стиль работы и др.); пол носителя личности [1].
Личностные и профессиональные качества наряду с навыками и способностью менеджера являются факторами, влияющими на эффективность их работы. Личностные и деловые качества менеджера – это те средства, которые применяются им каждодневно в процессе анализа и принятия управленческих решений. В первую очередь, следует отметить следующие качества:
- энергичность;
- жизнерадостность;
- хорошее здоровье;
- чувство юмора;
- уважение к окружающим;
- любознательность;
- открытость всему новому.
Также отметим, что хороший менеджер должен уметь находить общий язык со всеми и каждым, быть неконфликтным, уметь ощущать, что хотят другие, и т. д. Многие личностные качества способствуют осуществлению менеджерских функций, следовательно, и успешной работе.
Профессиональные качества руководителя – индивидуально-личностные и социально-психологические особенности человека, в комплексе обеспечивающие успешность его работы на конкретной управленческой должности. Эти качества изучаются с помощью метода экспертных оценок и специально разработанных психологических тестов. При изучении профессиональных качеств руководителей наиболее продуктивным оказывается функционально-деятельностный подход, т. е. выявление искомых качеств на основе анализа структуры деятельности менеджеров определенного ранга. Сравнение уровней развития выявленных качеств в группах успешных и неуспешных менеджеров позволяет составить эталонный профиль для каждой должностной позиции. Основные профессиональные качества руководителя:
- практический интеллект – способность человека мыслить критически и логично; способность быстро, гибко и эффективно использовать свои знания и опыт в решении практических задач. Это необходимое качество, но не достаточное. Эффективность управленческой работы в равной мере зависит, как от умения работать с информацией, так и от умения общаться с людьми.
- социальный интеллект – способность понимать и правильно интерпретировать чувства других людей, ставить себя на место другого, знать, что можно требовать от конкретного человека, а что нет. Это умение вести себя согласно ситуации, создавать при помощи общения атмосферу, наиболее благоприятствующую успеху дела.
- адекватная самооценка – выражается в способности к самонаблюдению, самоконтролю, критичности и коррекции своего поведения. Завышенная самооценка, неумение правильно оценить свои возможности и профессиональную компетентность приводят к тому, что менеджер берется выполнять непосильные задачи. В свою очередь, заниженная самооценка порождает неуверенность в себе и отрицательно влияет на отношения с коллегами или подчиненными.
- профессиональные знания – по мере приближения к вершине управленческой пирамиды объем необходимых узкоспециальных знаний уменьшается. Так, директору завода или президенту фирмы не обязательно настолько досконально знать технологию производства, насколько с ней знаком главный технолог. Однако топ-менеджер должен знать, соответствуют ли производственные процессы мировым стандартам, каковы технологические и экономические связи между предприятиями отрасли, каковы наиболее перспективные виды продукции и т. п. [2]
Несмотря на всю схожесть понятий «менеджер» и «руководителей», в них есть некоторые различия, а именно:
Менеджер – это сотрудник какой-либо организации, который занимается управлением какой-то одной определённой сферой деятельности организации (финансовый менеджер, менеджер по персоналу и т.д.), т.е. он ставит задачи и цели для работы организации и контролирует работу доверенных ему сотрудников. Руководитель – это официальное лицо, который занимается управлением деятельности всей организации или какого-либо отдела. В его функции входить управление сотрудниками и обеспечение организации работы данных сотрудников.
Библиографический список
- Холопова Л.А., Толстова М.С., Кононыхина А.Д. Менеджер и его качества // Концепт. 2014. №S9. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/menedzher-i-ego-kachestva (дата обращения: 29.12.2019);
- Жданов Д.А. Эффективность руководителя: какие качества ее определяют? // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. 2014. №36. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/effektivnost-rukovoditelya-kakie-kachestva-ee-opredelyayut (дата обращения: 29.12.2019).