История тестов началась в России в конце XIX— начала ХХ века. В этот период тесты широко применялись сторонниками экспериментальной педагогики [1].
В 1936 году вышло постановление Всесоюзной коммунистической партии большевиков «О педологических извращениях в системе Народного комиссариата просвещения РСФСР», в котором тесты были директивно закрыты.
Уже к началу 60-х годов ХХ века многие преподаватели, заботясь о качестве учебного процесса, стали использовать при контроле наборы заданий в тестовой форме [2].
С 60-х годов до начала 80-х годов ХХ века предпринимались попытки изучения процесса тестирования, появлялись исследовательские работы педагогов, в которых тест использовался как инструментарий для подтверждения эффективности нововведений.
К середине 80-х годов ХХ века в нашей стране в научных и методических работах преподавателей стали утверждаться основные положения теории педагогических измерений.
К середине 90-х годов ХХ века педагоги вернулись к тестам в период прекращения массовых политических репрессий. В этот период появляются научные издания по тестовой проблематике, учебные пособия и статьи, как поддерживающие, таки осуждающие тесты в образовании [3].
В 90-е годы ХХ века развиваются структуры, занимающиеся практической работой по созданию и применению тестов, появляются работы по тестовой проблематике в образовании, защищаются кандидатские и докторские диссертации, издаются журналы, монографии, учебные пособия, проводятся симпозиумы и конференции.
Коренные изменения по отношению органов управления образованием, образовательных учреждений к тестированию произошли в 2001 году в связи с началом эксперимента по введению ЕГЭ, благодаря которому тесты получили официальное признание в Российской Федерации.
На сегодняшний день в нашей стране сформировалось сообщество профессионалов по разработке и применению тестов, а также большими тиражами издаются специальные журналы по психолого-педагогическим проблемам тестирования и измерений [2].
Появление педагогических тестов за рубежом нередко связывают с работой по диагностике интеллектуальных способностей французского психолога и врача А. Вине.
Британским исследователям Ф. Гальтону и Дж. Кэттеллу принадлежит заслуга введения в научный оборот специальной характеристики качества теста, указывающей на его способность дифференцировать испытуемых по измеряемой переменной.
Немецкий психолог и философ В. Штерн предложил специальный коэффициент для оценивания интеллекта — коэффициент IQ.
В 1904 году англичанином Ч. Снирменом были заложены основы научных подходов к обоснованию качества тестов, которые соединили в себе корреляционные методы, теорию физических измерений и накопленный предшественниками опыт оценивания способностей детей.
Исследовательская работа Н.Р. Кэмпбелла стала прообразом научных положений теории педагогических измерений, благодаря которой был разработан теоретический аппарат для анализа качества измерений [1].
На основе классической теории тестов в 30 — 40-е годы XX века интенсивно разрабатывались количественные методы для анализа качества тестовых заданий, строились стандартизованные тесты учебных достижений и осваивались методы шкалирования результатов выполнения тестов.
В конце 40-х годов XX века были созданы тестовые батареи, обеспечивающие соизмеримость и сопоставимость результатов по разным школьным предметам. В этот период в теории педагогических измерений получили широкое развитие методы формирования репрезентативных выборок, необходимых для стандартизации тестов, стали разрабатываться методы корреляционного, дисперсионного и факторного анализа данных, активизировался поиск эффективных методов повышения надежности результатов тестирования [3].
С конца 80-х годов XX века стали широко применяться на практике методы прогнозирования надежности измерений, увеличения эффективности тестирования и получения оценки параметров подготовленности учащихся.
Современный период в истории развития тестов за рубежом характеризуется созданием новых моделей педагогического измерения и методик применения, внедрением различных инноваций, технологий в области разработки и использования тестов.
Библиографический список
- Рубцова Е.В. Пути совершенствования тестового контроля сформированности компетенций студентов ВУЗа // КНЖ. 2017. № 4 (21). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/puti-sovershenstvovaniya-testovogo-kontrolya-sformirovannosti-kompetentsiy-studentov-vuza (дата обращения: 12.12.2019).
- Сеногноева Н.А. Из истории развития понятия “педагогический тест” // БГЖ. 2018. № 3 (24). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/iz-istorii-razvitiya-ponyatiya-pedagogicheskiy-test (дата обращения: 12.12.2019).
- Сеногноева Н.А. Тесты учебной деятельности как средство изучения нового материала // Интерактивная наука. 2017. № 19. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/testy-uchebnoy-deyatelnosti-kak-sredstvo-izucheniya-novogo-materiala (дата обращения: 12.12.2019).