УДК
Предметом изучения инженерных наук являются искусственно созданные объекты неживой природы: «превращение технического средства из модифицированного предмета природы в используемый в производстве природный процесс» [1].
Соответственно, ядро преподаваемых дисциплин на технических направлениях являются инженерные науки [2], им отдаётся приоритет при планировании учебного времени на изучение предметов.
Однако объекты инженерного творчества не существуют изолированно от человека: помимо включённой в сам объект социальной сущности вещей, существует ещё и мощный пласт человеческой деятельности «по поводу» создания и эксплуатации продуктов инженерного труда [3].
Это те моменты «стыковки», когда возникает настоятельная необходимость актуализации «синтетического» рода знания, а именно – изучение будущими специалистами инженерного дела дисциплин социально-гуманитарного цикла, получение достаточных для эффективного функционирования в процессе трудовой деятельности различных социальных навыков.
В данном случае у выпускника-бакалавра (в частности, в целях иллюстрации рассматриваемой проблемы, возьмём, для примера, такое направление подготовки в Уральском государственном университете путей сообщения (г. Екатеринбург), как «Информационные системы и технологии»), ощущается острый дефицит компетенций, связанный с работой в человекосоразмерных системах [4].
Таким образом, несмотря на факт, казалось бы, «однозначной» области познания инженера-информационщика, следует говорить о неудовлетворённых образовательных потребностях бакалавра – выпускника инженерно-технического вуза, а именно – потребностях в приобретении компетенций в области человековедческих дисциплин [5].
В целях восполнения недостающих социальных навыков на инженерных направлениях подготовки вводятся специальные дисциплины социально-гуманитарного цикла, предусматривающие обращение к мультидисциплинарному и междисциплинарному подходам, с помощью которых можно максимально эффективно использовать выделенное на изучение дисциплины время.
На наш взгляд, в условиях дефицита учебного времени, именно эти подходы показывают высокую результативность: их специфика позволяет в наибольшей степени и в наиболее короткое сформировать «человековедческую компетентность» [6].
Это касается и бакалавриата как базового уровня образования (например, выбранная в УрГУПС образовательная траектория специального курса «Человек и его потребности» строится на принципах мультидисциплинарного и междисциплинарного подходов [7]), и магистратуры как второй ступени высшего образования.
Так, образовательная траектория курса «Социальные, психологические и философские аспекты профессиональной деятельности», введённого новым образовательным стандартом для магистрантов направления подготовки 09.04.02 Информационные системы и технологии на базе УрГУПС [8, 9] с 1 сентября 2020 г., на наш взгляд, может быть реализована преимущественно методами междисциплинарного подхода [10], который в сочетании с принципами мультидисциплинарности даёт общий эффект трансдисциплинарного системного подхода, нацеленного на ускоренное формирование ключевых социальных навыков (компетенций) для работы в профессии и дальнейшего (пролонгированного) профессионального роста.
Таким образом, целью дисциплины «Социальные, психологические и философские аспекты профессиональной деятельности» становится: использование мультидисциплинарного (преимущественно при чтении лекций) и междисциплинарного подхода (в большей степени при проведении практических занятий) для актуализации знания содержательного поля социологии, психологии и философии (философии культуры) с целью формирования базовых навыков работы в профессиональной среде, а также – повышение общей (мировоззренческой) и профессиональной (управленческой и психологической) культуры магистрантов.
Задачами же дисциплины является следующее: на основе понимания социологических, психологических и философско-культурологических аспектов будущей профессии сформировать у слушателей курса готовность к сотрудничеству и навыки работы в команде на общий результат, толерантное восприятие социально-культурных, этнических, конфессиональных различий; способность осуществлять руководство коллективом с использованием ключевых социально-психологических методов управления; способность осуществлять планирование своей профессиональной деятельности, карьеры и роста профессионального мастерства; готовность использовать приемы самоорганизации и методы самообразования; овладение навыками планирования, организации, самоконтроля и самооценки профессиональной деятельности.
Библиографический список
- Попов, Е. В. Технический объект и предмет технических наук [Электронный ресурс]. URL: https://gtmarket.ru/laboratory/expertize/6201 (дата обращения 09.07.2020).
- Украинцев, Б. С. Связь естественных и общественных наук в техническом знании // Синтез современного научного знания: Сборник статей. – Москва: Наука. – 1973. – 640 с.
- Шубас, М.Л. Инженерный стиль мышления и научная картина техносферы: Автореф. дис. … д-ра философ. наук. – Минск. – 1982.
- Зачиняева, Е. Ф., Македонская, О. А., Селихова, Т. Ю. Человекоразмерное образование: актуальные проблемы педагогических практик: материалы научно-практической конференции. – Владивосток: Изд-во Дальневост. федерал. ун-та. – 2018. – 315 с.
- Ашмарин, И. И., Юдин, Б. Г. Человеческий потенциал: опыт комплексного подхода. – М.: Российская академия наук. Институт человека. – 1999. – С. 39 – 54.
- Шепель, В. М. Человековедческая компетентность менеджера.
Управленческая антропология для менеджеров [Электронный ресурс]. URL: https://www.litmir.me/br/?b=242703&p=1 (дата обращения 11.07.2020). - Пятилетова, Л.В. Реализация компетентностного подхода в профессиональной подготовке специалиста в сфере туризма: образовательная траектория преподавания учебной дисциплины «Человек и его потребности» // Современное образование. – 2020. – № 2. DOI: 10.25136/2409-8736.2020.2.33211 URL: https://nbpublish.com/library_read_article.php?id=33211
- Приказ об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования – магистратура по направлению подготовки 09.04.02 Информационные системы и технологии [Электронный ресурс]. URL: https://docviewer.yandex.ru/view/220978158/?*=D6ofeij2w4CfDl%2BRqD9eTneTMz17InVybCI6InlhLW1haWw6Ly8xNzI4MjU2MzU3MDAzNjQ5NDAvMS40IiwidGl0bGUiOiLQpNCT0J7QoSAzICAgMDkuMDQuMDJf0JjQoi5wZGYiLCJub2lmcmFtZSI6ZmFsc2UsInVpZCI6IjIyMDk3ODE1OCIsInRzIjoxNTk0MzYyNzI4NjE5LCJ5dSI6IjI1NzY5MDQwMjE1OTI5MTM4ODAifQ%3D%3D(дата обращения 12.07.2020).
- Примерная основная образовательная программа направления подготовки 09.04.02 Информационные системы и технологии [Электронный ресурс]. URL: https://docviewer.yandex.ru/view/220978158/?page=1&*=X2PZw83eGRMDPntJiIuASU%2F%2BWs97InVybCI6InlhLW1haWw6Ly8xNzI4MjU2MzU3MDAzNjQ5NDAvMS4zIiwidGl0bGUiOiLQv9GA0L7QtdC60YIg0J%2FQntCe0J8gMDkuMDQuMDJfMy5wZGYiLCJub2lmcmFtZSI6ZmFsc2UsInVpZCI6IjIyMDk3ODE1OCIsInRzIjoxNTk0MzYzMDg2Mzg1LCJ5dSI6IjI1NzY5MDQwMjE1OTI5MTM4ODAifQ%3D%3D(дата обращения 12.07.2020).
- Поршнева, О. С. Междисциплинарные методы в историко-антропологических исследованиях: Учеб. пособие. – Екатеринбург: Изд-во Урал, ун-та. – 2005. – 136 с.