ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ТРАЕКТОРИЯ КУРСА «СОЦИАЛЬНЫЕ, ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ И ФИЛОСОФСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»: ЦЕЛИ, ЗАДАЧИ, МЕТОДЫ РЕАЛИЗАЦИИ

Пятилетова Людмила Владимировна1, Демина Кристина Рудольфовна2, Карпенко Вероника Михайловна3
1Уральский государственный университет путей сообщения, кандидат философских наук, кафедра УСЭС, ФиИ
2Уральский государственный университет путей сообщения, студент ФЭУ
3Уральский государственный университет путей сообщения, студент ФЭУ

Аннотация
В материалах конференции представлена образовательная траектория курса «Социальные, психологические и философские аспекты профессиональной деятельности» для магистрантов по направлению подготовки 09.04.02 Информационные системы и технологии (преподаваемого в УрГУПС (г. Екатеринбург) с 01.09.2020), цели, задачи и специфика реализации которой обусловлены дефицитом и несформированностью у будущих специалистов, получающих высшее техническое образование, социальных навыков, необходимых для эффективной работы в профессии.

Ключевые слова: , , , , , ,


Рубрика: 13.00.00 ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Пятилетова Л.В., Демина К.Р., Карпенко В.М. Образовательная траектория курса «Социальные, психологические и философские аспекты профессиональной деятельности»: цели, задачи, методы реализации // Современные научные исследования и инновации. 2020. № 9 [Электронный ресурс]. URL: https://web.snauka.ru/issues/2020/09/93528 (дата обращения: 26.12.2024).

УДК

 

 

Предметом изучения инженерных наук являются искусственно созданные объекты неживой природы: «превращение технического средства из модифицированного предмета природы в используемый в производстве природный процесс» [1].

Соответственно, ядро преподаваемых дисциплин на технических направлениях являются инженерные науки [2], им отдаётся приоритет при планировании учебного времени на изучение предметов.

Однако объекты инженерного творчества не существуют изолированно от человека: помимо включённой в сам объект социальной сущности вещей, существует ещё и мощный пласт человеческой деятельности «по поводу» создания и эксплуатации продуктов инженерного труда [3].

Это те моменты «стыковки», когда возникает настоятельная необходимость актуализации «синтетического» рода знания, а именно – изучение будущими специалистами инженерного дела дисциплин социально-гуманитарного цикла, получение достаточных для эффективного функционирования в процессе трудовой деятельности различных социальных навыков.

В данном случае у выпускника-бакалавра (в частности, в целях иллюстрации рассматриваемой проблемы, возьмём, для примера, такое направление подготовки в Уральском государственном университете путей сообщения (г. Екатеринбург), как «Информационные системы и технологии»), ощущается острый дефицит компетенций, связанный с работой в человекосоразмерных системах [4].

Таким образом, несмотря на факт, казалось бы, «однозначной» области познания инженера-информационщика, следует говорить о неудовлетворённых образовательных потребностях бакалавра – выпускника инженерно-технического вуза, а именно – потребностях в приобретении компетенций в области человековедческих дисциплин [5].

В целях восполнения недостающих социальных навыков на инженерных направлениях подготовки вводятся специальные дисциплины социально-гуманитарного цикла, предусматривающие обращение к мультидисциплинарному и междисциплинарному подходам, с помощью которых можно максимально эффективно использовать выделенное на изучение дисциплины время.

На наш взгляд, в условиях дефицита учебного времени, именно эти подходы показывают высокую результативность: их специфика позволяет в наибольшей степени и в наиболее короткое сформировать «человековедческую компетентность» [6].

Это касается и бакалавриата как базового уровня образования (например, выбранная в УрГУПС образовательная траектория специального курса «Человек и его потребности» строится на принципах мультидисциплинарного и междисциплинарного подходов [7]), и магистратуры как второй ступени высшего образования.

Так, образовательная траектория курса «Социальные, психологические и философские аспекты профессиональной деятельности», введённого новым образовательным стандартом для магистрантов направления подготовки 09.04.02 Информационные системы и технологии на базе УрГУПС [8, 9] с 1 сентября 2020 г., на наш взгляд, может быть реализована преимущественно методами междисциплинарного подхода [10], который в сочетании с принципами мультидисциплинарности даёт общий эффект трансдисциплинарного системного подхода, нацеленного на ускоренное  формирование ключевых социальных навыков (компетенций) для работы в профессии и дальнейшего (пролонгированного) профессионального роста.

Таким образом, целью дисциплины «Социальные, психологические и философские аспекты профессиональной деятельности» становится: использование мультидисциплинарного (преимущественно при чтении лекций) и междисциплинарного подхода (в большей степени при проведении практических занятий) для актуализации знания содержательного поля социологии, психологии и философии (философии культуры) с целью формирования базовых навыков работы в профессиональной среде, а также – повышение общей (мировоззренческой) и профессиональной (управленческой и психологической) культуры магистрантов.

Задачами же дисциплины является следующее: на основе понимания социологических, психологических и философско-культурологических аспектов будущей профессии сформировать у слушателей курса готовность к сотрудничеству и навыки работы в команде на общий результат, толерантное восприятие социально-культурных, этнических, конфессиональных различий; способность осуществлять руководство коллективом с использованием ключевых социально-психологических методов управления; способность осуществлять планирование своей профессиональной деятельности, карьеры и роста профессионального мастерства; готовность использовать приемы самоорганизации и методы самообразования; овладение навыками планирования, организации, самоконтроля и самооценки профессиональной деятельности.


Библиографический список
  1. Попов, Е. В. Технический объект и предмет технических наук [Электронный ресурс]. URL: https://gtmarket.ru/laboratory/expertize/6201 (дата обращения 09.07.2020).
  2. Украинцев, Б. С. Связь естественных и общественных наук в техническом знании // Синтез современного научного знания: Сборник статей. – Москва: Наука. – 1973. – 640 с.
  3. Шубас, М.Л. Инженерный стиль мышления и научная картина техносферы: Автореф. дис. … д-ра философ. наук. – Минск. – 1982.
  4. Зачиняева, Е. Ф., Македонская, О. А., Селихова, Т. Ю. Человекоразмерное образование: актуальные проблемы педагогических практик: материалы научно-практической конференции. – Владивосток: Изд-во Дальневост. федерал. ун-та. – 2018. – 315 с.
  5. Ашмарин, И. И., Юдин, Б. Г. Человеческий потенциал: опыт комплексного подхода. – М.: Российская академия наук. Институт человека. – 1999. – С. 39 – 54.
  6. Шепель, В. М. Человековедческая компетентность менеджера.
    Управленческая антропология для менеджеров [Электронный ресурс]. URL:  https://www.litmir.me/br/?b=242703&p=1 (дата обращения 11.07.2020).
  7. Пятилетова, Л.В. Реализация компетентностного подхода в профессиональной подготовке специалиста в сфере туризма: образовательная траектория преподавания учебной дисциплины «Человек и его потребности» // Современное образование. – 2020. – № 2. DOI: 10.25136/2409-8736.2020.2.33211 URL: https://nbpublish.com/library_read_article.php?id=33211
  8. Приказ об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования – магистратура по направлению подготовки 09.04.02 Информационные системы и технологии [Электронный ресурс]. URL: https://docviewer.yandex.ru/view/220978158/?*=D6ofeij2w4CfDl%2BRqD9eTneTMz17InVybCI6InlhLW1haWw6Ly8xNzI4MjU2MzU3MDAzNjQ5NDAvMS40IiwidGl0bGUiOiLQpNCT0J7QoSAzICAgMDkuMDQuMDJf0JjQoi5wZGYiLCJub2lmcmFtZSI6ZmFsc2UsInVpZCI6IjIyMDk3ODE1OCIsInRzIjoxNTk0MzYyNzI4NjE5LCJ5dSI6IjI1NzY5MDQwMjE1OTI5MTM4ODAifQ%3D%3D(дата обращения 12.07.2020).
  9. Примерная основная образовательная программа направления подготовки 09.04.02 Информационные системы и технологии [Электронный ресурс]. URL:  https://docviewer.yandex.ru/view/220978158/?page=1&*=X2PZw83eGRMDPntJiIuASU%2F%2BWs97InVybCI6InlhLW1haWw6Ly8xNzI4MjU2MzU3MDAzNjQ5NDAvMS4zIiwidGl0bGUiOiLQv9GA0L7QtdC60YIg0J%2FQntCe0J8gMDkuMDQuMDJfMy5wZGYiLCJub2lmcmFtZSI6ZmFsc2UsInVpZCI6IjIyMDk3ODE1OCIsInRzIjoxNTk0MzYzMDg2Mzg1LCJ5dSI6IjI1NzY5MDQwMjE1OTI5MTM4ODAifQ%3D%3D(дата обращения 12.07.2020).
  10. Поршнева, О. С. Междисциплинарные методы в историко-антропологических исследованиях: Учеб. пособие. – Екатеринбург: Изд-во Урал, ун-та. – 2005. – 136 с.


Все статьи автора «Пятилетова Людмила Владимировна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: