ТРАВЛЯ С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ ОБЩЕСТВЕННОГО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ, ПУТИ РЕШЕНИЯ

Диваков Дмитрий Сергеевич1, Лукошкова Анастасия Сергеевна1, Цыбульский Кирилл Константинович1
1Северный государственный медицинский университет, студент 6 курса лечебного факультета.

Аннотация
Травля (буллинг) - серьезная проблема общественного здравоохранения, от которой страдают тысячи молодых людей, их семьи, общество; одна из главных причин смертности и травматизма в молодом возрасте. Наиболее остро вопрос стоит в коллективах, средний возраст членов которых колеблется от 10 до 24 лет [1, c 130]. Исходя из определения, травля - намеренное использование физической силы или положения в обществе для причинения телесных повреждений различной степени тяжести или психологического дискомфорта жертве.

Ключевые слова: , , ,


Рубрика: 22.00.00 СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Диваков Д.С., Лукошкова А.С., Цыбульский К.К. Травля с точки зрения общественного здравоохранения, пути решения // Современные научные исследования и инновации. 2020. № 9 [Электронный ресурс]. URL: https://web.snauka.ru/issues/2020/09/93381 (дата обращения: 20.04.2024).

Для выявления масштабов проблемы буллинга в Архангельской области нами был проведен анонимный опрос среди 152 выпускников школ Архангельска, по результатам которого было определено, что каждый пятый респондент хотя бы раз подвергался издевательствам в школе. При этом большинство жертв травли (18 из 30 человек) отмечали серьезные последствия агрессивных действий со стороны сверстников для своего физического и психического здоровья – побои, напряжение психологической обстановки, способствующей трудностям в учебе, курению, употреблению алкоголя, снижению самооценки, депрессии и проблемам в семье.

Стоит отметить, последствия травли приносят ущерб не только жертве, но и всему обществу. Это связанно с необходимостью затрат государства на оказание медицинских услуг при причинении вреда здоровью жертве буллинга, расходами на систему уголовного права для защиты прав и свобод пострадавших граждан, а также оплату услуг специалистов социальных служб, деятельность которых направлена на устранение психологических и социальных последствий травли.

Актуальность и широкая распространенность проблемы диктуют необходимость определения и воплощения в жизнь стратегий, основанных на доказанных научных знаниях, которые будут сосредоточены на профилактических мероприятиях с высоким потенциалом предотвращения травли и её последствий среди молодежи.

Склонность к применению насилия, агрессии по отношению к окружающим выражена в той или иной степени у всех детей раннего возраста. Однако по мере взросления ребенок учится решать проблемы и выражать свои эмоции по нормам и правилам, принятым в окружающем его обществе. Однако часть детей продолжает вести себя агрессивно в силу различных факторов, при этом отсутствии какой-либо коррекции поведения не только сохраняет девиацию, но и усиливает ее [2, c 33].

Склонность к агрессивному поведению, травле формируется под влиянием и взаимодействием множества факторов, наиболее часто в литературе к ним относят: жестокое обращение с ребенком, обделение вниманием детей на протяжении их роста и развития, злоупотребление психоактивными веществами со стороны родителей. Не малую роль отводится и чертам характера ребенка [3, c 124].

Одни из важных факторов риска является хронический стресс, который могут испытывать сами дети и подростки или  мама, когда вынашивает ребенка, тем самым влияя на развитие дородового мозга. Он может быть связан с такими проблемами, как бедность, голод, неблагоприятные условия быта и жилья, частые переезды, ограниченный доступ к медицинским услугам, проблемы с психическим здоровьем, употребление алкоголя, психоактивных веществ, курение. Хронический стресс негативно влияет на развитие ребенка, а именно на внимание, импульсивность, принятие решений, способность к обучению, эмоциональный контроль, реакцию на стресс.

Но важно сказать, что есть защитные факторы, которые препятствуют развитию агрессии. К ним можно отнести, например, здоровые и теплые отношения между родителями и детьми, в которых родители проявляют интерес к детям, устанавливают приемлемые ограничения, учат решать проблемы и регулировать свои эмоции, хорошая успеваемость в школе, доверительные отношения с учителями, общение со сверстниками, проживание в благополучном районе [4, c 97].

Отдельного внимания заслуживает тот факт, что буллинг в подростковом возрасте может быть связан с другими формами насилия, которое произошло в детстве или может случиться в будущем. К таким формам можно отнести жестокое обращение с детьми, насилие со стороны интимного партнера, сексуальное насилие, а так же самоубийство. Так же некоторые виды агрессии могут увеличить риск других. Например, если ребенок испытывал жесткое обращение со стороны родителей, то он с большей вероятностью будет участвовать в драках, вступать в банды, иметь склонность к суициду. Поэтому подходы, снижающие риск, и факторы защиты, общие для нескольких форм, могут эффективно и действенно предотвратить любой вид насилия.

Травлю среди молодежи можно профилактировать.  В ходе анализа различных исследований, нами будут приведены ряд стратегий и подходов, которые можно использовать для предотвращения развития данной проблемы [5, c 92].

Предлагаемы стратегии

1. Создание здоровой семейной атмосферы

  • Программы для формирования родительских навыков и здоровых семейных отношений

2. Обеспечение качественного образования в раннем возрасте

  • Дошкольное образование с привлечение семьи

3.  Обучение молодежи

  • Универсальные школьные программы

4.  Создание защитной окружающей среды

  • Изменение социальной среды
  • Снижение подверженности рискам на уровне общества
  • Работа с населением и изменение норм сообщества

5. Медицинская помощь, направленная на уменьшение вреда и предотвращение дальнейшего риска

  • Лечение для уменьшения вреда от агрессии
  • Психологическая и психиатрическая помощь для предотвращения проблемного поведения и дальнейшего вовлечения в насилие
  • Доступность различных медицинских услуг

Буллинг является результатом взаимодействия нескольких индивидуальных, семейных и средовых факторов, поэтому важно использовать комплексных подход, оказывая одновременное влияние, как на снижение факторов риска, так и создание факторов защиты.

Также при выборе подхода важно ориентироваться на культурные особенности и конкретные нюансы каждого общества [6, c 205].

Остановить агрессивное поведение нужно до того как оно произойдет, что можно осуществить с помощью данных стратегий.

Выводы. Стратегии и подходы, приведенные в данной статье, представляют разные уровни воздействия на молодежь и направлены на индивидуальное поведение, а также на отношения в семье, школе, обществе в целом. Они влияют и на факторы риска, и на факторы защиты молодежи от травли. Стратегии и подходы следует использовать комплексно, чтобы усилить действие их для эффективного предотвращения буллинга. Кроме того они оказывают влияние на предотвращение множественных форм насилия. Реализация данных стратегий имеет долгосрочное положительное влияние на здоровье подростков, общество, экономику. Общественное здравоохранение несет четкую ответственность за снижение бремени насилия среди молодежи.


Библиографический список
  1. Воронцов Д. Б. Особенности буллинга в школе // Вестник Череповецкого государственного университета. – 2020. – №2 (95). – С. 129-137. https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-bullinga-v-shkole
  2. Миронова М. Ю. Феноменология буллинга как психологического явления // Academy. – 2020. – С.33-34. https://cyberleninka.ru/article/n/fenomologiya-bullinga-kak-psihologicheskogo-yavleniya
  3. Камракова Н. Ю. Исследование самоотношения подростков – жертв буллинга // Гуманитарные науки. – 2020. – №1. – С. 122-126. https://cyberleninka.ru/article/n/issledovanie-samootnosheniya-podrostkov-zhertv-bullinga
  4. Тельминова А.В. К постановке проблемы школьного буллинга в ситуации социального развития // Мир науки, культуры, образования. – 2020. – №3  (82). – С. 96-98. https://cyberleninka.ru/article/n/k-postanovke-problemy-shkolnogo-bullinga-v-situatsii-sotsialnogo-razvitiya
  5. Сидоренко А. Р., Легенчук Д. В. Социально-педагогическая диагностика буллинга в городской гимназии // Форум молодежной науки. – 2020. – Выпуск 1, №1. – С. 90-95. https://cyberleninka.ru/article/n/sotsialno-pedagogicheskaya-diagnostika-bullinga-v-gorodskoy-gimnazii
  6. Гуляницкая Д. А., Карандашов И. И. Противодействие буллингу в Российских школах: правовые и организационные механизмы // Образование и право. – 2020. – №2. – С. 201-210. https://cyberleninka.ru/article/n/protivodeystvie-bullingu-v-rossiyskih-shkolah-pravovye-i-organizatsionnye-mehanizmy


Количество просмотров публикации: Please wait

Все статьи автора «Lenglelli»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:
  • Регистрация