УДК 80

СПЕЦИФИКА ВЕРБАЛИЗАЦИИ КОНЦЕПТУАЛЬНОЙ ДОМИНАНТЫ «ПЛОТЬ» В ПОЭМЕ В.В. МАЯКОВСКОГО “ОБЛАКО В ШТАНАХ”

Мхоян Инеса Геворговна
Северо-Кавказский федеральный университет

Аннотация
В данной статье нами была изучена концептуальная доминанта «плоть» с точки зрения трех компонентов: понятийного, образного и ценностного.

Ключевые слова: , , , , ,


Рубрика: 10.00.00 ФИЛОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Мхоян И.Г. Специфика вербализации концептуальной доминанты «плоть» в поэме В.В. Маяковского "Облако в штанах" // Современные научные исследования и инновации. 2020. № 9 [Электронный ресурс]. URL: https://web.snauka.ru/issues/2020/09/92405 (дата обращения: 07.12.2021).

Поэма «Облако в штанах» является своего рода манифестом авторской трактовки концепции футуризма. Это реакция поэта на события революционных, переломных лет в стране. Рождение данной поэмы стало закономерным и очевидным этапом творческого пути В. В. Маяковского. Поэт в начале 1914 г. чувствует себя готовым к созданию нового произведения: «Чувствую мастерство. Могу овладеть темой. Вплотную. Ставлю вопрос о теме. О революционной. Думаю над «Облаком в штанах» [Дядичев 2013: 25].

Для понимания смысла поэмы В. Маяковского «Облако в штанах» важной становится концептуальная доминанта «плоть»: «В. Маяковский рисует картину космической мегаплоти, которая восходит к общепринятому концепту «небесное тело». Рефлексирующая плоть планеты и неба — повторяющиеся образы «Облака в штанах». Человек в поэтическом сознании Маяковского — ключевой феномен мироздания, основной критерий в представлениях о бытии» [Чун 2018: 67].

Обратимся к «Толковому словарю русского языка» С.И. Ожегова и Н.Ю. Шведовой и посмотрим определение слова «плоть»:

Плоть, -и, ж. (устар.). То же, что тело (во 2 знач.). * Плоть и кровьчья или плоть от плоти кого (высок.) – чье-н. родное дитя, детище. В плоть икровь облечь или облечься (высок.) – придать чему-н. или принять ту или иную материальную форму. В плоть и кровь войти (высок.) – укорениться, стать неотъемлемой частью чего-н. Во плоти – воплощенный в телесный образ, в реальность. Она ангел во плоти [Ожегов, Шведова 2006: 525].

Дефиниция слова «плоть» отсылает нас к словарной статье «тело».

Тело, -а, мн. тела, тел, телам, ср. 1. Отдельный предмет впространстве, а также часть пространства, заполненная материей, каким-н. веществом или ограниченная замкнутой поверхностью. Твердые, жидкие игазообразные тела. Геометрическое т. 2. Организм человека или животного в его внешних, физических формах. Части тела. Войти в т. (пополнеть; прост.).Спасть с тела (похудеть; прост.). В теле (полный, тучный; прост.). Голое тело (без одежды), мертвое т. (труп). 3. Часть этого организма, исключая голову и конечности, туловище, массаж тела. 4. Основная часть, корпус чего-н. (спец.). Т. орудия (ствол). Т. мины. Т. поршня. Т. плотины (ее основная часть). Вегетативное т. гриба (грибница). Рудное т. (скопление руды). Т. дерева (ствол) [Ожегов, Шведова 2006: 792-793].

Ключевыми словами концепта «плоть» являются следующие лексемы: глаза, лицо, тело, сердце.

Обратимся к следующему приёму работы с концептуальной доминантой – изучению культуронагруженной информации в концепте. Для определения значения лексемы «тело», репрезентующей данный концепт, мы обратились к тексту поэмы и выявили, что она встречается 4 раза:

      1. Откуда большая у тела такого…

      2. Я, златоустейший, чье каждое слово <…> именинит тело…

      3. Тело твое просто прошу.

      4. Тело твое я буду беречь и любить.

Кроме того, в значении слова «тело» Владимир Маяковский употребляет слово «мясо». Данная лексема репрезентируется в тексте поэмы 2 раза:

      1. Вся земля поляжет женщиной, заерзает мясами, хотя отдаться…

      2. а я – весь из мяса, человек весь…

Рассмотрим три компонента концепта – понятийный, образный и ценностный, для выделения которых обратимся к словарной дефиниции слова «тело», приведенной выше. Итак, «тело» – это организм человека или животного в его внешних, физических формах. В тексте поэмы понятийный компонент вербализуется словосочетанием организм человека во внешних и физических проявлениях. К понятийному компоненту мы также можем отнести лексемы губы, зубы, спина, голова, рот, ноги, руки, брови.

В тексте поэмы используется следующие тропы, которые вербализуют образный компонент концептуальной доминанты «плоть»: неологизм «именинит тело», олицетворение «тело твое просто прошу», а также многочисленные метафоры, вербализованныелексемой «сердце»: «у церковки сердца», «сердце возьму», «пожар сердца», «в тине сердца», «не выскочишь из сердца», «сердце охвачено пламенем».

Ценностный компонент. В тексте поэмы «Облако в штанах» есть герой – Вселенная. В восприятии автора она антропоморфна. К.Э. Циолковский писал: «Отзывчивы все тела космоса», «отзывчива всякая частица Вселенной» [Русский космизм 1993: 265]. Маяковский чувствует плоть планеты и неба, описывает их взаимодействие: «Вся земля поляжет женщиной, / заерзает мясами, хотя отдаться», «громадные ноздри задорно высморкал», «небье лицо секунду кривилось», земля «обжиревшая», «вздрагивал, околевая, закат», «небо опять иудит».

В тексте поэмы мы видим изменчивость чувства: переживание – страдание – отчаяние – страдание. Автор описал не любовь, а страсть. В образе главной героини нет одухотворенности, нет женственности. Героиня – женщина – всего лишь мясо (вербализация концепта «плоть»), поэтому очень важно описание телесности Марии: «Тело твое / я буду беречь и любить», «Мария, ближе! / В раздетом бесстыдстве», «но дай твоих губ неисцветшую прелесть», «у меня на шее воловьей / потноживотые женщины мокрой горою сидят».

Таким образом, ценностный компонент представлен отношением автора к «плоти» человека, неба, Вселенной, а также женского тела.


Библиографический список
  1. Дядичев В.Н. Жизнь Маяковского. Верить в революцию. М.: Алгоритм, 2013. – 448 с.
  2. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка: 80000 слов и фразеологических выражений / Российская академия наук. Институт русского языка им. В.В. Виноградова. 4-е изд., дополненное. – М.: ООО «ИТИ Технологии», 2006. – 944 с.
  3. Русский космизм: Антология философской мысли / Сост. С.Г. Семёнова, А.Г. Гачева. М.: Педагогика-Прогресс, 1993. 366 с.
  4. Чун Чжиин. Концепт «плоть» в поэме В. Маяковского «Облако в штанах» // Филологические науки. Научные доклады высшей школы. № 3. – М.: АЛМАВЕСТ, 2018. – С. 67-71.


Количество просмотров публикации: Please wait

Все статьи автора «Мхоян Инеса Геворговна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:
  • Регистрация