Введение
Для промышленного рыболовства, при добыче атлантического криля использует два основных способа лова, адаптированных к его миграциям, особенностям и поведению. Технология вылова криля также основывается на определённом способе лова при помощи определенных орудий лова.
Российской Федерацией и другими странами, являющимися членами Продовольственной и сельскохозяйственной организации Объединённых Наций (ФАО) используется Международная стандартная статистическая классификация рыболовных орудий (ISSCFG) [2], которая насчитывает 13 видов основных орудий лова, а также принятой и одобренной участниками Координационной рабочей группы по рыболовной статистике на 25-й Сессии ФАО в г. Рим 23–26 февраля 2016 г.
На протяжении многих веков человечество усовершенствовало орудия лова, повышая их эффективность, отрицательно воздействуя на окружающую среду, в том числе и на эксплуатируемую биоту.
Рассматривая современные технологии добычи атлантического криля, необходимо учитывать не только эффективность и высокую рентабельность вылова, но и отвечать экологическим требованиям по уменьшению негативного влияния промысла на популяции криля и на окружающую среду в целом.
Поэтому при совершенствовании современных требований технологий добычи атлантического криля необходимо:
- для оптимального ресурсосбережения повышать внутривидовой и межвидовой селективности вылова;
- для уменьшения негативного воздействия на окружающую среду и повышения эффективности промысла усовершенствовать конструкции орудий лова и их оснастки;
- преимущественно применять в изготовлении современных орудий прочные и нетоксичные материалы и др. [3, с. 48].
Основная часть
Промысел криля ведется, как и другие виды промышленного рыболовства, ориентируясь на скопления этих видов. Как и другие виды пелагических рыб, обитающих на мелководье, криль совершает суточную вертикальную миграцию. Большую часть криля облавливают не только в верхнем слое толщи воды (5-50 м), но и на глубинах от 100 м до 300 м.
Из всего многообразия способов лова, испытанных на промысле криля, наиболее эффективными и универсальными при облове поверхностных и заглубленных скоплений оказались два: традиционный и способ непрерывной откачки.
Для ловли криля обычно используют траулеры [2], снабженные орудиями лова – тралами. Основной конструктивной особенностью крилевых тралов можно считать только наличие мелкоячейного сетного полотна в удерживающей части и мешке. Сам трал состоит из: собственно трала, траловой доски, ваера, троса, верхней подборы, нижней подборы, шаровых бобинцев, цепей, траловых эхозондов и других приборов контроля над процессом тралового лова (рис.1).
Рисунок 1. Устройство трала. 1 – промысловое судно (траулер); 2 – ваера;
3 – траловые доски; 4 – кабели; 5 – верхняя подбора трала с гидродинамическими щитками; 6 – разноглубинный трал.
При движении судно тянет ваера – длинные буксировочные стальные канаты, идущие от распорных досок к судну, трал раскрывается, движется, расправляется и начинается улов.
В течение последних десятилетий промысел антарктического криля Euphasia superba Dana осуществляется тралами разных конфигураций, в том числе бим–тралами, ориентированными на разную глубину траления. Используются три варианта вылова [4, с.16]:
- дискретный лов (отдельные траления) с подъёмом орудия лова с уловом на борт судна;
- дискретный лов с гидротранспортированием улова на борт судна с помощью рыбонасоса;
- непрерывный лов с гидротранспортированием улова на борт судна насосом
[1, с.16].
Вылов криля большинством судов осуществляется традиционным способом, но норвежские суда используют способ непрерывного траления. При такой технологии воздух закачивается в конец кутка, поднимая воду с крилем на поверхность судна, затем на конвейер, который ведет на переработку сырья (рис. 2).
Рисунок 2. Схема буксировки трала с использованием беспрерывного лова криля:
1 – судно-траулер; 2 – трос- ваер: 3 – траловая доска: 4 – сетная селективная оболочка; 5 – траловый мешок; 6 шланг для транспортировки криля; 7 – инжектор.
В 2009 году норвежская кампания Aker Biomarine, запатентовала непрерывный способ траления и таким способом добывала до 800 тонн / сутки, что в 2 раза превосходит улов, проведенный традиционным способом (рис. 3).
Сетка может быть оставлена в воде на несколько недель за один раз, а промысел при этом продолжается непрерывно, что приводит к меньшему количеству отходов и может снизить побочную смертность криля, а также позволяет получить точные оценки вылова тоннажа.
Рисунок 3. Суточный вылов (в тоннах) рыболовных судов при промысле криля. Примечание: черным цветом выделен вылов обычным способом; серым цветом – непрерывным способом. (График и данные предоставлены Секретариатом АНТКОМа) [5].
За промысловый сезон 2004/2005 норвежское судно «Атлантик Навигатор» добыло 48 тысяч тонн криля. Для сравнения, остальные 8 судов, участвующих в том же промысле криля (традиционным способом) вместе выловили около 80 тысяч тонн.
Существует ряд проблем, которые касаются промысловых технологий такие, как: большая смертность молоди криля и попадание морских животных и рыб в траловые сети [https://www.ccamlr.org/ru/publications]; траулеры с устаревшими промысловыми технологиями, орудиями лова и оснасткой и др., поэтому необходимо усовершенствовать технологии орудий лова, ориентируясь на экосистемный подход (табл. 1).
Таблица 1. Проблемы и пути совершенствования технологии промысла
Проблема |
Пути совершенствования технологии промысла |
Большой процент вылова молоди | Для снижения/исключения вылова молоди сконструировать и использовать в тралах усовершенствованные селективные системы |
Высокий процент вылова нецелевых видов | Для снижения/исключения вылова нецелевых видов сконструировать и использовать в тралах межвидовые селективные системы, а также использовать конструкции, позволяющие осуществлять облов целевого вида. |
Большое количество траулеров с устаревшими промысловыми орудиями | При строительстве новых судов использовать безслиповые промысловые системы, с траловыми барабанами и дистанционной выливкой улова. |
Несовершенная гидродинамическая оснастка раскрытия устья трала | Для снижения расходов на буксировку траловой системы разработать гидродинамическую оснастку нового поколения. |
Выводы
Промысел криля находится в периоде изменений, влияющих на отрасль, его управление и запас. Современное технически развитое рыболовство должно принимать целый ряд дополнительных мер предосторожности, которые обеспечивают сохранность Антарктической экосистемы. Совершенствуя орудия лова – тралы, необходимо учитывать ряд серьезных проблем: новый трал должен быть не только уловистым, но и наносить наименьший ущерб выловленному крилю, а также окружающей среде, необходимо тщательно из набора возможных конструкций выбирать оптимальную и пр. Кроме того, необходимо учитывать то, что запасы криля уменьшаются и, поэтому необходимо предусматривать: ограничения на вылов; предоставленную адекватную информацию о работе промысла; потребности хищников океана; мониторинг и разработку процедуры управления, с адекватными отзывами экосистемы и др. [6, с.36].
Библиографический список
- Петров А.Ф., Шуст К.В., Пьянова С.В., Урюпова Е.Ф., Гордеев И.И., Сытов А.М., Демина Н.С. Методические рекомендации по сбору и обработке промысловых и биологических данных по водным биоресурсам Антарктики для российских научных наблюдателей в зоне действия Конвенции АНТКОМ. — М.: Изд-во ВНИРО, 2014. — 108 с.
- Продовольственная и сельскохозяйственная организация Объединенных Наций ФАО. URL: http://www.fao.org/fishery/geartype/309/en
- Татарников В.А. Перспективы рыболовства и аквакультуры в современном мире. материалы III научной школы молодых учёных и специалистов по рыбному хозяйству и экологии, посвященной 140-летию со дня рождения К.М. Дерюгина. Под ред. А.М. Орлова, И.И. Гордеева, А.А. Сергеева. 2018. С. 48.
- Akishin V.V, Istomin I.G., Tatarnikov V.A., Lebedev R.O., Petrov A.F. 2012. Method for collecting of data on traumatic death of krill passed through the trawl meshes // WG-EMM 12/43. CCAMLR: Santa Cruz de Tenerife. 16 p.
- Комиссия по сохранению морских живых ресурсов Антарктики – АНТКОМ. URL: https://www.ccamlr.org/ru/organisation/secretariat
- Nicol, S. and de la Mare, W.K. (1993) Ecosystem management and the Antarctic krill. American Scientist 81, 36–47 pp.
Количество просмотров публикации: Please wait