В практике работы учреждений дополнительного образования сложились следующие типы технических кружков: подготовительные, предметные, спортивно-технические, производственно-технические, художественно-прикладного творчества.
Подготовительные кружки создаются для самого младшего звена и по большей части являются первыми кружками в жизни ребенка. Здесь происходит закрепление знаний, полученных детьми на уроках по технологии: различные виды работы с бумагой, соломкой; выполнение несложных моделей разнообразных механизмов и машин.
Предметные кружки расширяют кругозор обучающихся. Программа кружка выходит за рамки школьной. Практика показывает, что предметные кружки часто распадаются из-за отсутствия достаточного уровня компетенции педагога. Среди межпредметных кружков наиболее положительно зарекомендовали себя физико-технические кружки. Объектами труда учащихся в этих кружках обычно являются различные модели, позволяющие проиллюстрировать определенные закономерности, изучаемые в курсе физики и других общеобразовательных предметов [1].
Спортивно-технические кружки создаются для обучающихся, проявляющих интерес к спорту. Во время обучения дети учатся создавать специальную технику с возможностью участия в соревнованиях.
В производственно-технических кружках учащиеся занимаются изучением устройства и работы каких-либо широко распространенных машин, аппаратов или иных технических объектов (автомобилей, мотоциклов, комбайнов, киноаппаратов и пр.), приобретают умения и навыки управления ими, ухода и обслуживания.
В кружках художственно-прикладного творчества обучающиеся занимаются определенным видом работы: обработкой древесины, глины, металла, вышивкой, изготовлением игрушек из различных материалов. Особенно важным в данном кружке является формирование эстетического вкуса и проявление творческих способностей.
Таблица 1 – Сравнение типов кружков
Особенности/тип кружка | Подготовительные | Предметные | Спортивно-технические | Производственно-технические | Художественно-прикладного творчества |
Возраст | Младшие школьники | Средне или старшее звено общеобразовательных учреждений или учреждений начального профессионального образования | С 4-го класса | Среднее и старшее звено (как и предметные) | В зависимости от направления(начиная с 6 лет) |
Возможные направления | Кружки начального технического моделирования (НТМ), кружки механической
игрушки, кружки начального технического моделирования с элементами художественного конструирования (оригами, бумажная пластика и т.п.). |
Физико-технические, химико-технологические, агротехнические, астрономические, электро- и радиотехнические и другие кружки. | Авиамодельные, судомодельные, автомодельные, ракетно-космического моделирования, картингистов и другие кружки | кружки юных дизайнеров, столяров-конструкторов, технологов, электротехники, радиотехники и т.п. | Кружки художественной обработки древесины (резьба по дереву, инкрустация и т.п.), металла (чеканка, филигрань, ковка и т.п.), ткани и нетканых материалов (вязание, вышивка, макраме, лоскутное шитье, гильоширование и т.п.). |
Таким образом, существует большое количество типов технических кружков, которые имеют свои особенности и подойдут не каждому ребенку. Особенно важно определить, какой кружок подойдет тому или иному ребенку с учетом его индивидуальных возможностей и интересов.
Библиографический список
- Абраухова, В.В. Педагогика в системе дополнительного образования детей и взрослых : учебное пособие : [12+] / В.В. Абраухова. – Москва ; Берлин : Директ-Медиа, 2020. – 52 с.
- Брутова, М.А Педагогика дополнительного образования : учебное пособие / М.А Брутова ; Северный (Арктический) федеральный университет им. М.В. Ломоносова. – Архангельск : Северный (Арктический) федеральный университет (САФУ), 2014. – 218 с.
- Организация проектной деятельности в школе в свете требований ФГОС: метод. пособие / А. В. Роготнева, Л. Н. Тарасова и др. – М.: Гуманитарный изд. центр ВЛАДОС, 2015. – 120 с.