Введение. Особая злободневность и значение проблемы предупреждения получения военнослужащими травм, ранений, контузий, увечий, а также гибели личного состава, создания и обеспечения безопасных условий прохождения военной службы определена рядом причин.
В Федеральном законе от 27. 05. 1998 года “О статусе военнослужащих” подчеркивается: “на военнослужащих возлагаются обязанности по подготовке к вооруженной защите и вооруженная защита Российской Федерации, которые связаны с необходимостью беспрекословного выполнения поставленных задач в любых условиях, в том числе с риском для жизни”. Логично, что в федеральном законодательстве для военнослужащих, по сравнению с другими категориями граждан, определено большое количество льгот, гарантий и компенсаций, предусмотрено пенсионное обеспечение на особых условиях. При этом нужно отметить, что даже в повседневной деятельности, при исполнении обязанностей военной службы в мирное время, не говоря уж о военном или чрезвычайном положениях, участии в контртеррористических операциях, привлечении военных к выполнению задач по наведению конституционного правопорядка, и другим особым правовым режимам жизнедеятельности страны, в период прохождения военной службы военнослужащие в повседневной деятельности войск часто подвергают угрозе свою жизнь и здоровье.
Связано это, в первую очередь, с тем, что в войсках (силах) имеется большое количество сложного по устройству, с элементами повышенного риска при эксплуатации, вооружения и военной техники.
При этом повседневная деятельность соединений и воинских частей отличается повышенным динамизмом, насыщенностью трудовых будней. Заключается это, главным образом, в регулярном несении личным составом внутренней, гарнизонной и караульной служб, боевого дежурства, в привлечении военнослужащих к стрельбам, командным тренировкам, учениям и другим мероприятиям боевой подготовки. Доступ к оружию, боеприпасам и другим взрывчатым веществам, имеет каждый военнослужащий, периодически выполняющий служебные задачи (упражнения, работы), связанные с применением вооружения. В целом, добросовестное исполнение обязанностей военной службы требует очень высоких физических и психических нагрузок, зачастую их перенапряжения.
Кроме того, (что касается военнослужащих, проходящих военную службу по призыву) служба в армии и на флоте, в подавляющем большинстве, связана с отрывом молодых парней, не имеющих за спиной житейского опыта, от родных и близких, друзей, привычного круга общения. Это является причиной их депрессии, морально-психологических срывов на начальных этапах прохождения службы. А также, в большом молодежном мужском коллективе, каким является большинство воинских подразделений, огромная вероятность появления так называемых «неуставных взаимоотношений» насаждают которые, проявленные личности с аморальными и криминальными наклонностями.
Эти обстоятельства и целый ряд других факторов, делают военную службу сферой повышенного риска. Военная служба – особый вид федеральной государственной службы, а значит, действующая в России система охраны труда (Трудовой кодекс Российской Федерации и иные нормативные, правовые акты Правительства Российской Федерации по вопросам охраны труда) не способна решать проблемы обеспечения безопасности, учитывая особенности повседневной и служебной деятельности военнослужащих. Следовательно, для решения задачи сохранения жизни и здоровья военнослужащих при прохождении военной службы требуется отдельная нормативная правовая база, своя система работы, направленная на обеспечение безопасности военной службы детально продуманная и реализуемая с учетом особенностей повседневной деятельности и быта военнослужащих.
Поэтому, правильная организация повседневной деятельности по предупреждение травм и смерти военнослужащих стала главной работой органов военного управления и всех должностных лиц.
Общественно-политическая обстановка в России претерпела кардинальные изменения за последние десять лет. Происшествия со смертью, увечьями, ранениями, травмами и контузиями военнослужащих в процессе их военно-профессиональной деятельности, которые стали известными, воспринимаются резко негативно представителями практически всех слоев общества. Бескомпромиссность общественных и правозащитных организаций, комитета солдатских матерей значительно возросла, в оценке работы органов военного управления. И это не случайно, ведь в российской Конституции подчеркивается: «Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина – обязанность государства.» [2].
Исходя из сложившихся обстоятельств, важнейшим критерием правильной работы командира (начальника) стала способность к осуществлению эффективной работы по обеспечению безопасности военной службы. В связи с этим Министерство Обороны Российской Федерации, предприняло в прошлом десятилетии меры, направленные на улучшение условий безопасности военной службы. Эффективность которых и предстоит выяснить, проведя анализ статистических данных гибели и травматизма военнослужащих при исполнении военной службы в мирное время за последние 10 лет.
Методы исследования. Начиная с 2010 года Министерство обороны перестало публиковать статистику погибших от всех причин (болезни, убийства, самоубийства, аварии, несчастные случаи, боевые потери) военнослужащих. То же можно сказать и о статистике получения военнослужащими травм и увечий. На сайтах сети интернет и в любых других источниках такой информации в свободном доступе не найти, но для служебного пользования такую статистику ведут страховые компании и есть возможность рассмотреть данные, собранные по результатам ежегодных анализов случаев гибели и травматизма военнослужащих.
Результаты исследований, их обсуждение. Согласно собранным данным количество случаев гибели военнослужащих при исполнении обязанностей военной службы в мирное время с 2009 по 2019 года распределились следующим образом:
- южный военный округ – 610 случаев;
- центральный военный округ – 441;
- восточный военный округ – 414;
- западный военный округ – 386;
- воздушно-космические силы – 237;
- воздушно-десантные войска – 216;
- ракетные войска стратегического назначения – 198;
- северный флот – 124;
- генеральный штаб – 46;
- главное управление министерства обороны – 43;
- главное командование сухопутных войск –35;
- главное управление связи – 34;
- штаб материально-технического обеспечения – 23;
- главное управление военной полиции – 14;
- главное военно-медицинское управление – 13;
- вычислительный центр министерства обороны – 11.
Общее количество военнослужащих погибших при исполнении обязанностей военной службы в мирное время за 10 лет (с 2010 по 2019 года) составляет 2845 человек.
Основными причинами происшествий с гибелью военнослужащих явились:
- дорожно-транспортные происшествия – 960 (33,7 % от общего количества погибших);
- самоубийства – 740 (26,0 % от общего количества погибших);
- несчастные случаи – 316 (11,1 % от общего количества погибших);
- нарушения требований безопасности (далее – НТБ) – 297 (10,4 % от общего количества погибших);
- утопления – 210 (7,4 % от общего количества погибших);
- убийства – 160 (5,6 % от общего количества погибших);
- отравления – 90 (3,2 % от общего количества погибших);
- авиационные происшествия – 60 (2,1 % от общего количества погибших);
- пожара – 12 (0,4 % от общего количества погибших).
Количество травм и увечий, полученных военнослужащими при исполнении обязанностей военной службы в мирное время за тот же период времени, с 2010 по 2019 года, составляет 26701 случай.
Основными причинами происшествий явились:
- несчастные случаи – 18171 (68,1%);
- нарушение требований безопасности – 3083 (11,5%);
- нарушения уставных правил взаимоотношений – 2896 (10,8%);
- превышения должностных полномочий – 917 (3,4%);
- дорожно-транспортные происшествия – 915 (3,4 %);
- противоправные действия гражданских лиц – 431 (1,6 %);
- авиационные происшествия – 133 (0,5%);
- суицидальные попытки – 104 (0,4%),
- насильственные действия в отношении начальника – 51 (0,2 %).
Вывод. После проведенного анализа статистических данных гибели и травматизма военнослужащих при исполнении обязанностей военной службы в мирное время с 2010 по 2019 года, видна тенденция снижения случаев гибели военнослужащих, чего нельзя сказать о случаях получения травм и увечий. За прошедшие 10 лет, несомненно, повышение уровня безопасности военной службы в России наблюдается, но все еще остается нестабильным.
Основными причинами, нестабильности состояния безопасности военной службы, являются:
- низкая подготовленность военнослужащих многих соединений, воинских частей и учреждений Министерства обороны Российской Федерации, к выполнению требований безопасности, связанная, с формализмом проводимых занятий и инструктажей;
- недостаточно проработанная правовая и нормативная база;
- отсутствие общей системы работы командования, должностных лиц органов военно-политической работы, медицинской службы по предупреждению самоубийств военнослужащих;
- серьезные упущения в проведении занятий по боевой подготовке во многих подразделениях, которые негативно отражаются на требуемом уровне боевой готовности большинства военнослужащих к обеспечению и поддержанию боевой готовности воинских частей (подразделений), гарнизонов с соблюдением в них внутреннего порядка, требований безопасности и дисциплины;
- устаревшее вооружение и военная техника, отсутствие комплектующих изделий и материалов, существенный износ казарменного фонда, зданий и сооружений, что, естественно, снижает эффективность принимаемых мер по созданию и обеспечению безопасных условий военной службы;
- низкие показатели общеобразовательной подготовки к исполнению воинской обязанности большинства призывников, следовательно, неспособность многих из них быстро и качественно усвоить обязанности и требования безопасности, которые определены для каждой замещаемой ими должности;
- формальность в изучении морально-психологических, психофизических и профессиональных качеств при отборе граждан для прохождения военной службы по контракту;
- дефицит специалистов на должностях психологов, имеющих высшее психологическое образование;
- отсутствие современных автоматизированных диагностических программам у психологов, работающих с призывниками и военнослужащими;
- нарушение единой системы работы командира и штаба воинской части в управлении безопасностью военной службы.
Все эти причины препятствуют повышению уровня безопасности военной службы, поэтому усилия всех должностных лиц и органов военного управления должны быть направлены на устранение указанных причин.
Библиографический список
- Устав Внутренней Службы Вооруженных Сил Российской Федерации. Утвержден указом Президента Российской Федерации от 10.11.2007 г. №1495 ред. от 21.02.2019 г.
- “Конституция Российской Федерации” (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 г. № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 г. № 11-ФКЗ).
- Федеральный закон «О статусе военнослужащих» от 27.05.1998 г № 76-ФЗ.
- Федеральный закон «О воинской обязанности и военной службе» от 28.03.1998 г № 53-ФЗ.
- Как в России защищают права членов семей погибших военнослужащих: сайт Радио Свобода. [Электронный ресурс]. URL: https://www.svoboda.org/a/29924684.html.
- Новости о гибели военнослужащих: сайт Знак. [Электронный ресурс]. URL:https://www.znak.com/pochemu_chinovniki_i_armiya_ne_hotyat_otvechat_za_gibel_prizyvnikov.
- Потери военнослужащих в 2012–2016 годах: сайт Ведомости. [Электронный ресурс]. URL: https://www.vedomosti.ru/politics/articles/-poteri-rossiiskoi-armii. (обновлено 04 декабря 2017).
- О численности военнослужащих на 2018-2019 годы, а также статистические сведения за 2012-2016 годы, включая количество погибших, травмированных и раненных: сайт LiveJournal. [Электронный ресурс]. URL: https://bmpd.livejournal.com/2984519.html
- Статистика страховых случаев, в частности, смерти от всех причин (болезни, убийства, самоубийства, аварии, несчастные случаи, боевые потери): сайт ООО «Лента.Ру». [Электронный ресурс]. URL: https://lenta.ru/news/2017/12/04/arme/
- Допуски по гибели военнослужащих во время проведения крупномасштабных военных учений: Художественно-публицистический канал: «Река времени». [Электронный ресурс]. URL: https://zen.yandex.ru/media/rusblog/deistvitelno-li-v-voiskovyh-ucheniiah-zakladyvaetsia-procent-poter-jivoi-sily-5bed2ddd0a7b7c00b.
- Выступление начальника Управления службы войск и безопасности военной службы Минобороны России: официальный сайт Министерства Обороны Росии. [Электронный ресурс]. URL: http://mil.ru/army2016/statements/more.htm?id=12085100@cmsArticle.