Вопрос динамики семантики в настоящее время занимает одно из центральных среди отечественных языковедов. Многочисленные исследования языковых единиц демонстрируют их заметное изменение за последние несколько десятилетий. Изменяются коннотации лексем и групп слов, контекстное значение и, следовательно, смысл сказанного или написанного.
По мнению Е.В. Яремы «без знания семантической системы языка невозможно ни научно обоснованное его преподавание, ни сознательная, целенаправленная борьба за культуру речи, культуру мышления» [Ярема 2008: 6].
Начало реального и углубленного изучения динамики языковых единиц отмечено относительно недавно и связано с признанием лингвистов её важности и функционирования в устной и письменной речи. Подавляющее большинство учёных, занимающихся рассмотрением этого вопроса, уверено в том, что изменения языковых единиц, которые составляют основу развития всего состава языка, происходят в момент их функционирования в речи его носителей.
Под «динамичностью» языковой единицы понимается её изменение и способность к структурному и семантическому преобразованию, которое при этом не нарушает устойчивости и тождественности этой единицы.
Механизмы семантического сдвига интересуют отечественных языковедов очень давно. Традиционно принято выделять 3 фактора, которые влияют на все изменения в семантике языка:
- синтагматический – изменения типа актанта (активного участника языковой ситуации) и его ограничений;
- парадигматический – семантическая парадигма глагола и тип его исходного значения;
- собственно семантический – расширение и сужение значения языковой единицы, а также возможные виды переносов: метафоры и метонимии [Маслова 2011: 4].
Современная коммуникативная ситуация наглядно показывает, насколько быстро изменяется языковой материал. Развивается классификация семантических процессов, которая её отражает и в полной мере демонстрирует динамичность языковых единиц.
В качестве примера рассмотрим ряд слова «агрессия» и разберём его динамичность в русской языковой картине мира в различные исторические периоды.
Слово «агрессия» происходит от латинского aggression – «нападение». Первое упоминание данного слова зафиксировано в русском языке во второй половине XVIII века и имело всего одно значение: нападение, захват чужой территории.
Наибольшую активность слова данного ряда начинают проявлять в 30-е гг. XX века, что наглядно отслеживается в Толковом словаре русского языка под редакцией Д.Н. Ушакова:
АГРЕССИЯ, -и, ж. (латин. aggressio) (полит.). Наступление, нападение, агрессивное отношение к чему-н.
АГРЕССОР, -а, м. (латин. aggressor) (полит.). Виновник агрессии; тот, кто нападает; нападающая сторона.
АГРЕССИВНЫЙ, -ая, -ое; -вен, -вна, -вно (от латин. aggressio – нападение) (книжн.). Враждебный, наступательный, стремящийся к захвату, к завладению. Агрессивная политика.
Как видно из словарной статьи, лексемы данного ряда маркируются двумя различными пометами: «политическое» и «книжное». Они позволяют нам получить целостную картину о функционировании ряда данных слов в политическом контексте. Изначально ключевое слово данного пол я- «агрессия» обслуживало исключительно дипломатическую и политическую сферу общества, а в межличностной коммуникации проявилось немного позже.
Большую роль слова группы «агрессия» играют в языковой картине мира советской эпохи, когда она соотносилась с образом врага и выражалась словом «агрессор».
В военные и послевоенные годы происходит изменение данного слова, которое в это время направлено на обозначение фашистов: «Вторая мировая война окончилась полной победой СССР и союзных государств над фашистскими агрессорами» [Правда. 1949. 21 декабря].
Вторая половина XX века ознаменовалась заметным укреплением слов ряда «агрессия» в языке, которые употребляются гораздо активнее. Формируются устойчивые словосочетания: развязать агрессию, агрессивная политика, агрессивная риторика и т.д.
На постсоветском пространстве слово «агрессор» практически исчезает со страниц печатных изданий. Ему на смену приходят существительное «агрессивность» и прилагательное «агрессивный». Они по-прежнему сохраняют негативное значение и обслуживают политическую сферу деятельности: «Рост агрессивности со стороны русских националистов очевиден» [АРМИНФО. 2007. 2 ноября].
XX-XXI вв. – период наиболее быстрого развития и изменения слов группы «агрессия». В конце XX века приобретает широкую популярность так называемый «агрессивный маркетинг»: «…пестроты нам и так хватает – в Москве очень агрессивная реклама» [Вечерняя Москва. 2007. 29 июня]. Употребление прилагательного «агрессивный» в сочетании со словом «реклама» ещё не утрачивает своей негативной коннотации, однако, трансформируется в значение «назойливость, навязывание».
В скором времени слова ряда «агрессия» перестают нести исключительно негативный оттенок. Он заменяется нейтральным подтекстом, что свидетельствует о сдвиге в оценочной семантике слова.
Ярким примером может послужить словосочетание агрессивная музыка. Семантический потенциал прилагательного реализуется здесь в таких компонентах, как «громкость», «резкость», «ритмичность». Ни один из представленных компонентов не содержит в себе строго негативной коннотации. Каждый вкладывает в их значение разный смысл: «Тяжёлую и агрессивную музыку предпочитают самые одарённые представители молодёжи» [НТВ.ru. 2007. 21 марта]. Данные примеры доказывают, что прилагательное «агрессивный» употребляется в переносном значении, а, следовательно, не несёт коннотативной однозначности. Этого нельзя сказать о вышеупомянутом словосочетании «агрессивная реклама»: здесь при переносе негативные коннотации данного слова сохраняются.
Таким образом, можно говорить о существенном сдвиге в оценочной семантике слов ряда «агрессия» в положительную сторону.
Об этом свидетельствуют контексты, связанные со спортивной сферой. Слова ряда «агрессия» приобретают здесь позитивные коннотации и обозначают те качества, которые приветствуются в спортивной деятельности: активность, целеустремлённость, напористость. «Именно он, по мнению руководства клуба, привнёс в команду спортивную агрессивность и заряженность на борьбу» [СПОРТ-ЭКСПРЕСС. 2006. 6 февраля].
Сдвиг оценочной семантики ряда слов «агрессия» способствует его широкому распространению в рекламных текстах и маркетинге. Появляется агрессивная красота, агрессивная мода, агрессивный дизайн, агрессивный аромат и т.д.
«Агрессивный дизайн» становится практически крылатым выражением при рекламе автомобилей: «Автомобиль получил смелый агрессивный дизайн, интерьер и новые высокоуровневые разработки» [Авто. Ytro.ru. 2007. 24 мая].
В данном контексте «агрессивность» сопоставляется с такими словами, как «стильность», «скорость», «роскошь». Это характеризует агрессивность как нечто положительное, показывающее высокий уровень благосостояния и значимый социальный статус. Таким образом, через языковое употребление устанавливается прочная связь между агрессивностью и успешностью.
Словосочетание «агрессивный аромат» широко используется в журналах и маркетинге: «Яркий, несколько агрессивный аромат для уверенных в себе женщин».
Коннотации, которые получают реализацию в сочетании со словом «агрессивный» расширяются за счёт использования таких слов, как «власть», «уверенность», «значимость».
Проследить частоту использования ряда слов «агрессия» в различные исторические эпохи можно в Приложении, собранном на материале Национального корпуса русского языка.
В современной языковой картине мира коннотации слова «агрессия», «агрессивность» и «агрессивный» продвигаются от резко отрицательных до положительных, чего нельзя сказать об агрессивности в советском пространстве. Приобретение словами группы «агрессия» позитивных значений свидетельствует о том, что агрессивность в настоящее время сопоставляется с успешностью, благополучием, становится нормой социальных отношений и показателем высокого статуса человека.
Библиографический список
- Ярема Е. В. Функционально-семантические особенности глаголов движения (на материале разносистемных языков): автореф. дис. … канд. филол. наук / Е. В. Ярема. – Майкоп, 2008. – 22 с.
- Маслова В.А. Введение в когнитивную лингвистику. М.: ФЛИНТА: Наука, 2011. – 296 с.
- Ушаков, Д.Н. Толковый словарь современного русского языка: около 100000 слов / Д.Н. Ушаков. – М.: Аделант, 2013. – 800 c.