Споры о концепциях периодизации человеческого развития были всегда в возрастной психологии.
Периодизация является центральным и наиболее важным вопросом. Существуют множество концепций возрастной периодизации, которые базируются на различных критериях периодизации, поэтому выделяются разные периоды в жизни человека. Но именно определение периода и может помочь в установлении состояния личности. Периодизация незаменима Период для нас незаменим, с помощью него мы должны правильно определить стадию развития человека, потому что каждому периоду соответствует свой кризис, проблемы, а также особенности. Подход к человеку должен быть соответствующим тому периоду, в котором он находится.
Разделение процесса развития человека на периоды дает возможность лучше понять концепцию самого себя. Определение периодов и их содержание, их временные рамки однозначно трактуются понятием автора периодизации о самых значительных, важных сторонах развития. Выделяют три типа развития: биологическое, психическое и личностное. Периодизация психического развития – выделение общих законов в развитии человека. Каждый временной отрезок имеет определенную ценность и занимает определенное место в жизненном цикле развития человека, при помощи этого временного отрезка мы достигаем каких-либо результатов.
В данной статье мы рассмотрим возрастную периодизацию, представленную в таблице по Эльконину Даниилу Борисовичу, в таблицу будут входит такие критерии, как: социальная ситуация развития, психологические новообразования, ведущий вид деятельности и ведущая потребность. Эльконин Даниил Борисович – доктор психологических наук, профессор, выдающийся отечественный психолог, автор теории периодизации психического развития, он принадлежит к той славной плеяде советских психологов, которая составляет костяк всемирно известной научной школы Л. С. Выготского.
В своей работе он выделяет 6 периодов: младенческий возраст, ранний возраст, дошкольный возраст, младший школьный возраст, подростковый возраст и раннюю юность.
Таблица 1.
Возрастной период | Социальная ситуация развития | Психологические новообразования |
Младенческий возраст
(2мес. – 1год) |
Ребенок-взрослый;
«пра-МЫ» – ситуация эмоционального единства ребенка и взрослого |
-формирование базового доверия к миру;
-зрительное и слуховое сосредоточение; -познание собственного тела; -различение близких и посторонних; -акт хватания; -формирование предметного восприятия; -манипулятивные действия; -подражание; -указующий жест; -соотнесение предмета с названием; -подражание действиям взрослого; -автономная речь; -овладение ходьбой; -гипобулические аффективно-волевые реакции |
Ранний возраст
(1-3 лет)
|
Ребёнок – предмет-взрослый;
Познание мира человеческих предметов; Ситуация совместной деятельности ребёнка и взрослого через предметы:
|
-развитие речи;
-развитие предметного восприятия; -зарождение самосознания; -развитие памяти; -гордость за достижения; -наглядно-действенное мышление; -сравнение своего действия с действием взрослого; -возникновение игрового действия; -развитие первичной половой идентичности; -стремление к самостоятельности и -независимости от взрослого; -появление страхов; -развитие воображения; -становление «системы Я» и самооценки |
Дошкольный возраст
(3 – 7 лет)
|
Ребенок – предмет взрослый
«ребенок — взрослый (обобщенный, общественный)». Обобщенный взрослый — это носитель общественных функций. Потребность в общении со взрослыми и сверстниками определяет становление личности ребенка
|
-возникновение первого схематичного абриса цельного детского мировоззрения (высказывание детей о солнце, луне, звездах и т.д.);
-возникновение первичных этических инстанций (что такое хорошо и что такое плохо); -появление соподчинения мотивов (преобладание обдуманных действий над импульсивными); -поведение становится произвольным (т.е.поведение опосредованное определенным представлением); -возникновение личного сознания (возникновения сознания, своего места в системе отношений со взрослыми); -появление внутренней позиции школьника (формирование сильной познавательной потребности и стремление попасть в мир взрослых); -развитие самооценки (разделение Я-реального, Я-идеального, Я-зеркального) -воображение (основано на памяти) -доминирующая психическая функция – память -произвольное поведение (контекстная речь, психологическая готовность к школьному обучению) (личностная готовность, интеллектуальная, волевая, коммуникативная составляющая) |
Младший школьный возраст
(6-7 до 12 лет)
|
Социальный статус школьника (ситуация обучения).
«Ребенок – родитель» и «ребенок – учитель» (главная система отношений)
|
- память приобретает ярко выраженный познавательный характер: хорошо развивается механическая и логическая память;
- идет интенсивное формирование приемов запоминания; - происходит переход от непроизвольного восприятия к целенаправленному произвольному наблюдению за предметом или объектом, развивается синтезирующее восприятие; - развивается произвольное внимание; - развивается способность к самоорганизации, осваиваются приемы планирования, повышаются самоконтроль и самооценка; - формируется способность сосредоточиваться на не интересных вещах; - развивается наглядно-образное мышление; - начинает развиваться теоретическое мышление; - рефлексия, анализ, внутренний план действий: - активно развивается словесно-логического мышление; - формируются элементы трудовой, художественной, общественно-полезной деятельности; - мотивы: учебно-познавательный, социальное одобрение, широкие социальные мотивы, занять место среди сверстников, достижения, избегания неудач; - развиваются высшие чувства ( эстетические, моральные и нравственные). |
Подростковый возраст
(11-12-15 лет)
|
К началу подросткового возраста складываются две системы общения:
«Подросток – взрослый» и «Подросток – сверстник» Отношения взрослого с подростком строятся на основе: - дружбы - сотрудничества -уважения -доверия - удовлетворение
Главное общность интересов и сотрудничество
Отношения сверстника с подростком строятся на основе: - Положение равенства-Тождественно положению взрослого в мире взрослых
|
- стремление к общению со сверстниками (“группированию”),
-стремление к самостоятельности и независимости - стремление занять значимую позицию в обществе -появляются новые мотивы учения, связанные с идеалом, профессиональными намерениями. -учение приобретает для многих подростков личностный смысл. - в моральной сфере отмечается переоценку нравственных ценностей - возникновение и развитие самосознания. - самооценка подростка, строится на основе отдельных поступков - с развитием самосознания у подростков развивается стремление «быть» и что-то значить. - начинают формироваться элементы теоретического мышления. - рассуждения идут от общего к частному. -подросток оперирует гипотезой в решении интеллектуальных задач. -развиваются такие операции, как классификация, анализ, обобщение. - развивается рефлексивное мышление. -используется преимущественно логическая память. - «эгоцентрическая доминанта» – интерес подростка к собственной личности; - «доминанта дали» – установка подростка на обширные, большие масштабы, которые для него гораздо более субъективно приемлемы, чем ближние, текущие, сегодняшние; - «доминанта усилия» – тяга подростка к сопротивлению, преодолению, к волевым напряжениям. - «доминанта романтики» – стремление подростка к неизвестному, рискованному, к приключениям, к героизму. -формирование рефлексии (рефлексивная задача “Кто я?”). - чувство взрослости; - легкое возникновение эмоциональной напряженности. |
Ранняя юность (с 15 до 18 лет)
|
- Юноша занимает промежуточное положение между ребенком и взрослым.
- Роли, выполняемые юношей, качественно отличаются от ролей взрослых, и это ясно сознают обе стороны. - Юноша начинает задумываться о выборе будущей профессии. Материально он еще находится на иждивении родителей. - Личностное определение характеризуется развитием самосознания, влиянием значимых взрослых и формированием системы взглядов, убеждений, построение модели своего будущего. |
В этом возрасте продолжают развиваться познавательные процессы. Однако сколько-нибудь существенных, кардинальных изменений не наблюдается.
самоуважение – обобщенная самооценка, степень принятия или непринятия себя как личности. Уровень самоуважения формируется под влиянием оценок окружающих людей и собственной оценки своих внешних данных, психических сил и способностей закладываются основы мировоззрения: происходит формирование ценностных ориентаций, углубление нравственного сознания, рост социального и познавательного интереса к наиболее общим принципам мироздания, универсальным законам развития природы и общества |
Таблица 2.
Возрастной период | Ведущий вид деятельности | Ведущая потребность |
Младенческий возраст
(2мес. – 1год) |
Непосредственное эмоциональное общение со взрослым | до 6 мес.- потребность в доброжелательном внимании взрослого.
с 6 месяцев-Потребность в общении со взрослым |
Ранний возраст
(1-3 лет)
|
Предметно-орудийная (предметно-манипулятивная) | Потребность в освоении предметного мира Познавание окружающего мира через действия с предметами (требования и просьба поиграть вместе) |
Дошкольный возраст
(3 – 7 лет)
|
Сюжетно-ролевая игра.
Игра помогает воспроизвести основные смыслы человеческой деятельности и усваивать те формы отношений, которые будут реализованы и осуществлены впоследствии. 4 линии влияния игры на психическое развитие: -развитие мотивационно – потребностной сферы -преодоление познавательного эгоцентризма -развитие идеального плана -развитие произвольности действий |
Потребность в общении(усвоение соц. Опыта), во внешних впечатлениях(развитие познавательных способностей), в движениях(овладение системой разнообразных навыков и умений) |
Младший школьный возраст
(6-7 до 12 лет)
|
Учебная деятельность.
В рамках учебной деятельности складываются психологические новообразования, характеризующие наиболее значимые достижения в развитии младших школьников и являющиеся фундаментом, обеспечивающим развитие на следующем возрастном этапе. |
Потребности в общении с людьми, во взаимопонимании и сопереживании, в познании.
Потребность в свободных действиях и движении, потребность познания действительности в новых впечатлениях.
|
Подростковый возраст
(11-12-15 лет)
|
Д.Б. Эльконин выделял интимно-личностное общение, Д. И. Фельдштейн — общественно полезную деятельность,В.В. Давыдов —общественно значимую деятельность |
потребность в общении со сверстниками,
потребность в самоутверждении,
потребность найти свое место в обществе – быть “значимым” потребность в отношении к себе как ко взрослому |
Ранняя юность
(с 15 до 18 лет)
|
Учебно-профессиональная
Это деятельность, составляющая базу для психологически обоснованного и компетентного выбора будущей профессии. Для того чтобы стать личностно образующей и профессионально ориентированной, ведущая деятельность должна быть вариативной и дифференцированной. |
Потребность самоопределения:
-потребность занять внутреннюю позицию взрослого человека, осознания себя в качестве члена общества.
-готовность к вступлению в новую жизнь.
Потребность в достижениях. |
Библиографический список
- Общедоступный портал для студентов. URL: https://studopedia.ru/
- МойДокс.ру. URL: https://mydocx.ru/
- Интернет помощник. URL: https://helpiks.org/
- Учебник по возрастной психологии. URL: http://college4.ru/attachments/article/40/hilko_m_e_tkacheva_m_s_vozrast.pdf
Количество просмотров публикации: Please wait