ВОЗРАСТНАЯ ПЕРИОДИЗАЦИЯ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ПО ДАНИИЛУ БОРИСОВИЧУ ЭЛЬКОНИНУ

Барсукова Анастасия Евгеньевна
Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина
студентка 2 курса

Аннотация
В данной статье рассматривается проблема возрастной периодизации по Д.Б. Эльконину, ведь до сегодняшнего дня проблема возрастной периодизации остается актуальной.

Ключевые слова: , , , ,


Рубрика: 19.00.00 ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Барсукова А.Е. Возрастная периодизация психического развития по Даниилу Борисовичу Эльконину // Современные научные исследования и инновации. 2020. № 6 [Электронный ресурс]. URL: https://web.snauka.ru/issues/2020/06/92580 (дата обращения: 18.04.2024).

Споры о концепциях периодизации человеческого развития были всегда в возрастной психологии.

Периодизация является центральным и наиболее важным вопросом. Существуют множество концепций возрастной периодизации, которые базируются на различных критериях периодизации, поэтому выделяются разные периоды в жизни человека. Но именно определение периода и может помочь в установлении состояния личности. Периодизация незаменима Период для нас незаменим, с помощью него мы должны правильно определить стадию развития человека, потому что каждому периоду соответствует свой кризис, проблемы, а также особенности. Подход к человеку должен быть соответствующим тому периоду, в котором он находится.

Разделение процесса развития человека на периоды дает возможность лучше понять концепцию самого себя. Определение периодов и их содержание, их временные рамки однозначно трактуются понятием автора периодизации о самых значительных, важных сторонах развития. Выделяют три типа развития: биологическое, психическое и личностное. Периодизация психического развития – выделение общих законов в развитии человека. Каждый временной отрезок имеет определенную ценность и занимает определенное место в жизненном цикле развития человека, при помощи этого временного отрезка мы достигаем каких-либо результатов.

В данной статье мы рассмотрим возрастную периодизацию, представленную в таблице по Эльконину Даниилу Борисовичу, в таблицу будут входит такие критерии, как: социальная ситуация развития, психологические новообразования, ведущий вид деятельности и ведущая потребность. Эльконин Даниил Борисович – доктор психологических наук, профессор, выдающийся отечественный психолог, автор теории периодизации психического развития, он принадлежит к той славной плеяде советских психологов, которая составляет костяк всемирно известной научной школы Л. С. Выготского.

В своей работе он выделяет 6 периодов: младенческий возраст, ранний возраст, дошкольный возраст, младший школьный возраст, подростковый возраст и раннюю юность.

Таблица 1.

Возрастной период Социальная ситуация развития Психологические новообразования
Младенческий возраст

(2мес. – 1год)

Ребенок-взрослый;

«пра-МЫ» – ситуация эмоционального единства ребенка и взрослого

-формирование базового доверия к миру;

-зрительное и слуховое сосредоточение;

-познание собственного тела;

-различение близких и посторонних;

-акт хватания;

-формирование предметного восприятия;

-манипулятивные действия;

-подражание;

-указующий жест;

-соотнесение предмета с названием;

-подражание действиям взрослого;

-автономная речь;

-овладение ходьбой;

-гипобулические аффективно-волевые реакции

Ранний возраст

(1-3 лет)

 

 

Ребёнок – предмет-взрослый;

Познание мира человеческих предметов;

Ситуация совместной деятельности ребёнка и взрослого через предметы:

 

 

-развитие речи;

-развитие предметного восприятия;

-зарождение самосознания;

-развитие памяти;

-гордость за достижения;

-наглядно-действенное мышление;

-сравнение своего действия с действием взрослого;

-возникновение игрового действия;

-развитие первичной половой идентичности;

-стремление к самостоятельности и -независимости от взрослого;

-появление страхов;

-развитие воображения;

-становление «системы Я» и самооценки

Дошкольный возраст

(3 – 7 лет)

 

 

Ребенок – предмет взрослый

«ребенок — взрослый (обобщенный, общественный)». Обобщенный взрослый — это носитель общественных функций.

Потребность в общении со взрослыми и сверстниками определяет становление личности ребенка

 

-возникновение первого схематичного абриса цельного детского мировоззрения (высказывание детей о солнце, луне, звездах и т.д.);

-возникновение первичных этических инстанций (что такое хорошо и что такое плохо);

-появление соподчинения мотивов (преобладание обдуманных действий над импульсивными);

-поведение становится произвольным (т.е.поведение опосредованное определенным представлением);

-возникновение личного сознания (возникновения сознания, своего места в системе отношений со взрослыми);

-появление внутренней позиции школьника (формирование сильной познавательной потребности и стремление попасть в мир взрослых);

-развитие самооценки (разделение Я-реального, Я-идеального, Я-зеркального)

-воображение (основано на памяти)

-доминирующая психическая функция – память

-произвольное поведение (контекстная речь, психологическая готовность к школьному обучению) (личностная готовность, интеллектуальная, волевая, коммуникативная составляющая)

Младший школьный возраст

(6-7 до 12 лет)

 

 

Социальный статус школьника (ситуация обучения).

«Ребенок – родитель» и «ребенок – учитель» (главная система отношений)

 

 

- память приобретает ярко выраженный познавательный характер: хорошо развивается механическая и логическая память;

- идет интенсивное формирование приемов запоминания;

- происходит переход от непроизвольного восприятия к целенаправленному произвольному наблюдению за предметом или объектом, развивается синтезирующее восприятие;

- развивается произвольное внимание;

- развивается способность к самоорганизации, осваиваются приемы планирования, повышаются самоконтроль и самооценка;

- формируется способность сосредоточиваться на не интересных вещах;

- развивается наглядно-образное мышление;

- начинает развиваться теоретическое мышление;

- рефлексия, анализ, внутренний план действий:

- активно развивается словесно-логического мышление;

- формируются элементы трудовой, художественной, общественно-полезной деятельности;

- мотивы: учебно-познавательный, социальное одобрение, широкие социальные мотивы, занять место среди сверстников, достижения, избегания неудач;

- развиваются высшие чувства ( эстетические, моральные и нравственные).

Подростковый возраст

(11-12-15 лет)

 

 

К началу подросткового возраста складываются две системы общения:

«Подросток – взрослый»

и «Подросток – сверстник»

Отношения взрослого с подростком строятся на основе:

- дружбы

- сотрудничества

-уважения

-доверия

- удовлетворение

 

Главное общность интересов и сотрудничество

 

 

Отношения сверстника с подростком строятся на основе:

- Положение равенства-Тождественно положению взрослого в мире взрослых
- Является источником сотрудничества в разных видах деятельности
- Общение приносит удовлетворение

 

- стремление к общению со сверстниками (“группированию”),

-стремление к самостоятельности и независимости

- стремление занять значимую позицию в обществе

-появляются новые мотивы учения, связанные с идеалом, профессиональными намерениями.

-учение приобретает для многих подростков личностный смысл.

- в моральной сфере отмечается переоценку нравственных ценностей

- возникновение и развитие самосознания.

- самооценка подростка, строится на основе отдельных поступков

- с развитием самосознания у подростков развивается стремление «быть» и что-то значить.

- начинают формироваться элементы теоретического мышления.

- рассуждения идут от общего к частному.

-подросток оперирует гипотезой в решении интеллектуальных задач.

-развиваются такие операции, как классификация, анализ, обобщение.

- развивается рефлексивное мышление.

-используется преимущественно логическая память.

- «эгоцентрическая доминанта» – интерес подростка к собственной личности;

- «доминанта дали» – установка подростка на обширные, большие масштабы, которые для него гораздо более субъективно приемлемы, чем ближние, текущие, сегодняшние;

- «доминанта усилия» – тяга подростка к сопротивлению, преодолению, к волевым напряжениям.

- «доминанта романтики» – стремление подростка к неизвестному, рискованному, к приключениям, к героизму.

-формирование рефлексии (рефлексивная задача “Кто я?”).

- чувство взрослости;

- легкое возникновение эмоциональной напряженности.

Ранняя юность (с 15 до 18 лет)

 

 - Юноша занимает промежуточное положение между ребенком и взрослым.

- Роли, выполняемые юношей, качественно отличаются от ролей взрослых, и это ясно сознают обе стороны.

- Юноша начинает задумываться о выборе будущей профессии. Материально он еще находится на иждивении родителей.

- Личностное определение характеризуется развитием самосознания, влиянием значимых взрослых и формированием системы взглядов, убеждений, построение модели своего будущего.

В этом возрасте продолжают развиваться познавательные процессы. Однако сколько-нибудь существенных, кардинальных изменений не наблюдается.

самоуважение – обобщенная самооценка, степень принятия или непринятия себя как личности. Уровень самоуважения формируется под влиянием оценок окружающих людей и собственной оценки своих внешних данных, психических сил и способностей

закладываются основы мировоззрения: происходит формирование ценностных ориентаций, углубление нравственного сознания, рост социального и познавательного интереса к наиболее общим принципам мироздания, универсальным законам развития природы и общества

 

 

Таблица 2.

Возрастной период Ведущий вид деятельности Ведущая потребность
Младенческий возраст

(2мес. – 1год)

Непосредственное эмоциональное общение со взрослым до 6 мес.- потреб­ность в доброжелательном внимании взрослого.

с 6 месяцев-Потребность в общении со взрослым

 Ранний возраст

(1-3 лет)

 

 

Предметно-орудийная (предметно-манипулятивная) Потребность в освоении предметного мира Познавание окружающего мира через действия с предметами (требования и просьба поиграть вместе)
Дошкольный возраст

(3 – 7 лет)

 

 

Сюжетно-ролевая игра.

Игра помогает воспроизвести основные смыслы человеческой деятельности и усваивать те формы отношений, которые будут реализованы и осуществлены впоследствии.

4 линии влияния игры на психическое развитие:

-развитие мотивационно – потребностной сферы

-преодоление познавательного эгоцентризма

-развитие идеального плана

-развитие произвольности действий

Потребность в общении(усвоение соц. Опыта), во внешних впечатлениях(развитие познавательных способностей), в движениях(овладение системой разнообразных навыков и умений)
Младший школьный возраст

(6-7 до 12 лет)

 

Учебная деятельность.

В рамках учебной деятельности складываются психологические новообразования, характеризующие наиболее значимые достижения в развитии младших школьников и являющиеся фундаментом, обеспечивающим развитие на следующем возрастном этапе.

Потребности в общении с людьми, во взаимопонимании и сопереживании, в познании.

 

Потребность в свободных действиях и движении, потребность познания действительности в новых впечатлениях.

 

Подростковый возраст

(11-12-15 лет)

 

 

Д.Б. Эльконин выделял интимно-личностное общение,
Д. И. Фельдштейн — общественно полезную деятельность,В.В. Давыдов —общественно значимую деятельность
потребность в общении со сверстниками,

потребность в самоутверждении,

 

 

потребность найти свое место в обществе – быть “значимым”

потребность в отношении к себе как ко взрослому

Ранняя юность

(с 15 до 18 лет)

 

Учебно-профессиональная

Это деятельность, составляющая базу для психологически обоснованного и компетентного выбора будущей профессии. Для того чтобы стать личностно образующей и профессионально ориентированной, ведущая деятельность должна быть вариативной и дифференцированной.

 Потребность самоопределения:

-потребность занять внутреннюю позицию взрослого человека, осознания себя в качестве члена общества.

 

-готовность к вступлению в новую жизнь.

 

Потребность в достижениях.


Библиографический список
  1. Общедоступный портал для студентов. URL: https://studopedia.ru/
  2. МойДокс.ру. URL: https://mydocx.ru/
  3. Интернет помощник. URL: https://helpiks.org/
  4. Учебник по возрастной психологии. URL: http://college4.ru/attachments/article/40/hilko_m_e_tkacheva_m_s_vozrast.pdf


Количество просмотров публикации: Please wait

Все статьи автора «Барсукова Анастасия Евгеньевна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:
  • Регистрация