СИЛЬНЫЙ СПАД И ТЕРРИТОРИАЛЬНАЯ ПОЛЯРИЗАЦИЯ ИНВЕСТИЦИЙ

Гордиенко Анастасия Андреевна1, Терещенко Ангелина Андреевна1, Сёмка Татьяна Николаевна1, Кривцова Юлия Андреевна1
1Ростовский государственный экономический университет (РИНХ)

Аннотация
В статье рассматриваются вопросы сильного спада и территориальной поляризации инвестиций в экономике.

Ключевые слова: ,


Рубрика: 08.00.00 ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Гордиенко А.А., Терещенко А.А., Сёмка Т.Н., Кривцова Ю.А. Сильный спад и территориальная поляризация инвестиций // Современные научные исследования и инновации. 2020. № 6 [Электронный ресурс]. URL: https://web.snauka.ru/issues/2020/06/92564 (дата обращения: 13.03.2024).

Одной из областей, где проявляются инновационной деятельности, является сфера инвестиций. Результатом этой деятельности выступает обеспечение экономического роста меньшими затратами инвестиций или увеличение роста при том же объеме инвестиций, формирование большей инвестиционной маневренности, расширение области выбора.

Общая идея, положенная в основу предлагаемого подхода к оценке инновационного фактора, такая. Если в прогнозном периоде для роста ВРП на некоторый % требуется нарастить основной капитал, то такое соотношение параметров объясняется как

  • воспроизводство технологического уровня производственного аппарата предшествующих лет
  • использование инвестиций с параметрами технологий не лучше предшествующих;
  • отсутствие в прогнозном периоде существенных результатов инновационной деятельности применительно к инвестициям
  • создание инновационного задела.

Если основной капитал возрастает менее, чем на определённый q%, то такой характер воспроизводственного процесса интерпретируется как инновационный, относительная экономия инвестиционного ресурса приписывается результату инновационной деятельности. Чем больший объем экономии достигается при прочих равных условиях, тем выше интенсивность инновационного процесса.

Таким образом, в рамках предполагаемого подхода инновационная деятельность рассматривается как сила, способная преодолеть объективную тенденцию к росту удельных инвестиций при переходе к более высокому технологическому уровню производства. Придание инновационной деятельности скромной роли «противовеса» дает возможность хоть каким-то образом её измерить и сопоставить.

Разумеется, изложенная идея трансформируется в дальнейшем в конкретные модельные конструкции, оценки в зависимости, в частности, от возможностей информационного обеспечения расчетов.

Современная экономика не может развиваться без инвестиционного капитала, а привлечение средств иностранных инвесторов объявлено важнейшей стратегической целью Правительства РФ. При этом на арене мирового инвестиционного процесса наибольший интерес представляет именно движение прямых инвестиций.

Прямые иностранные инвестиции – это разновидность трансграничных инвестиций, при которой резидент одной страны контролирует (более чем 50% голосов в управлении) или имеет значительную степень влияния (10-50%) на управление предприятием, являющимся резидентом другой страны.

Принимающей стороне прямые иностранные инвестиции позволяют привлечь не только финансовый, но и управленческий капитал и технологии, модернизировать производственный цикл, повысить конкурентоспособность продукции на зарубежных рынках, повысить производительность труда, и, как следствие, ускорить рост ВВП страны.

Ситуация такова, что в России потоки прямых иностранных инвестиций концентрируются в крупных агломерациях городов федерального назначения, имеющих наибольшую концентрацию платежеспособного спроса, экспортно-ориентированных компаний и развитую инфраструктуру, т.е. в Центральном, Северо-Западном и Уральском федеральном округах. Это вызвано сильной дифференциацией российских регионов по уровню экономического развития. Таким образом, инвестиционное поле нашей страны крайне неоднородно.

РАЗДЕЛЕНИЕ РЕГИОНОВ РФ ПО УРОВНЮ ПРИТОКА ИНВЕСТИЦИЙ

Тип региона

Регион

Регионы, где основная часть прямых иностранных инвестиций направляется в отрасли, связанные с добычей полезных ископаемых

Сахалинская область,

Архангельская область,

Ненецкий автономный округ, Тюменская область,

Ямало-Ненецкий и

Ханты – Мансийский

автономные округа

Регионы, привлекающие большие объемы иностранных инвестиций

«Столичные» регионы

(Москва, Московская область,

Санкт-Петербург,

Ленинградская область)

Регионы с благоприятным инвестиционным

климатом, где эффективная инвестиционная политика позволила создать привлекательные

условия для иностранных инвесторов

Калужская область,

Республика Татарстан,

Приморский край

Если обратить внимание на роль и значение инвестиций, то заметим, что периодический рост их объема является основой достижения взаимовыгодной деятельности между производственными сферами АПК и инновационными секторами, расширения ареалов выполняемых научных разработок.

Низкий уровень инвестиционной деятельности АПК способствует отрыву производства от инновационных сфер, замедляет темпы выполнения научно-исследовательских работ.

В частности, в качестве основных направлений стимулирования могут быть рассмотрены различные адресные программы развития экономики, направленные на решение конкретных региональных проблем.

В этой связи целесообразны разработка и внедрение механизма выравнивания региональной поляризации. В проведении выравнивания немаловажно учесть специфические особенности региона, наиболее перспективные с точки зрения экономического развития, и стимулирование именно этих областей.

Таким образом, возможно более рациональное размещение производительных сил и формирование специализации регионов с учетом их индивидуального внутреннего потенциала, что способствовало бы выравниванию в социально-экономическом развитии. Для того чтобы данное выравнивание стало возможным, необходимо формирование специфической экономической политики, учитывающей особенности региона. Следует учесть не только важность инвестиций для каждого конкретного региона, но и изучение факторов, способствующих росту привлекательности конкретного региона с точки зрения осуществления капиталовложений.

Для стимулирования инвестиционной активности важно развитие инфраструктуры, а также применение предпочтительно экономических методов воздействия (предоставление субсидий, долговременных налоговых льгот, частно – государственное партнерство).

Значимость привлечения зарубежных денежных средств в экономику Российской Федерации сейчас очевидна. Стремление обрести уверенность на мировом рынке, повысить конкурентоспособность отечественного производства – все это говорит о необходимости создания благоприятных условий для привлечения иностранных инвестиций. Есть ряд проблем с привлечением иностранных инвестиций в отечественную экономику: 1) Дефекты в правовом регулировании 2) Частые изменения в инвестиционном законодательстве 3) Неразвитость банковской и налоговой систем и непостоянность на рынке ценных бумаг 4) Отсутствие интернационального доверия к РФ как заемщику 5) Финансовая непостоянность 6) Нездоровая социальная среда, включающая коррупцию и преступность 7) Недоступность достоверной и актуальной информации о российском инвестиционном климате 8) неразвитость инфраструктуры и проблемы, связанные с покупкой сырья Дабы решить эти трудности и достичь значительного качества и количественного наращивания прямых зарубежных вложений, было принято решение в начале сделать государственную программу помощи зарубежных инвесторов, которая несомненно поможет заинтересовать зарубежный капитал в страну, но анализируя опыт прошлых лет, и иностранный опыт, выясняется, что программа не исправит общую критическую ситуацию с иностранными вложениями. Кроме программы, необходимые меры обязаны включать: 1) создание реальной системы стимулирования зарубежных трейдеров 2) создание стабильного финансового и внешнеторгового законодательства 3) сонижение налоговой нагрузки и упрощение налоговой структуры 4) создание зарубежных страховых механизмов Значимость привлечения зарубежных денежных средств в Российскую Федерацию заключается не только в способности увеличения спроса на реальные активы, но и трейдеров, внедряющих свежую корпоративную культуру.

Налоги были и будут важным звеном в структуре экономических отношений общества с момента появления страны. Становление и смена форм правления постоянно идут рука об руку с реорганизацией налоговой системы. В современном цивилизованном обществе налоги являются ведущей формой государственных доходов. Правительство при помощи налогов оказывает воздействие на финансовую систему государства, получая соответствующую сумму налоговых платежей и обеспечивая экономические последствия, вызванные воздействием налогов. Налоговая система, действующая в последние годы в РФ, была воссоздана буквально с нулевой отметки. Старый опыт эксплуатации подобной системы в условиях, когда пространство отводится рыночным отношениям, довольно слабый. Для определения пути реформирования налоговой системы Российской Федерации, необходимо прежде всего, изучить главные трудности системы налогов и сборов нашей государства на современном этапе ее развития. Среди этих проблем можно выделить следующие:

- значительное количество налоговых платежей

- высокие налоговые ставки, что значительно способствует уклонению от уплаты налогов налогоплательщиками;

- большое количество законодательных актов делает налоговую систему сложной и противоречивой по смыслу правовой базы, а отсутствие методов и алгоритмов не позволяет проводить быстрые налоговые расчеты;

- Субъективная недооценка или переоценка роли и значения некоторых видов налогов способствует частым изменениям налогового законодательства, что снижает стабильность налоговой системы, снижает привлекательность инвестиционных проектов, особенно иностранных, для российской экономики Для реформирования налоговой системы было принято решение, избрать путь не наращивания объемов собираемости налогов, а совершенствования налогообложения:

- По мере сокращения обязательств правительства по оптимизации затрат для правительства и общества они стремятся сократить налоговые льготы за счет уменьшения количества налогов и Понижения ставок налогообложения.

-Сделать налоговую систему более справедливой по отношению к налогоплательщикам, которые не только находятся в разных экономических условиях, но и предусматривают экономическое пространство, общее для всех налоговых субъектов, и единый механизм регулирования налогообложения.

- Налоговая система должна обеспечить понижение уровня расходов на налоговую помощь как для государства, так и для налоговых органов. Для достижения этих целей приоритетность этих условий необходима не только на практике, но и на законодательном уровне.

- Законодательно отменить многочисленные налоговые льготы, как для конкретных видов налогов и сборов, так и для категорий налогоплательщиков;

- Гарантировать законодательную и организационную целостность и эффективность сбора платежей со всех категорий налоговых субъектов;

- Отменить все условия налогового законодательства, которые на законных основаниях содействуют избежанию понижения суммы уплачиваемых налогов и сборов;

- Юридически и организационно упростить налоговую систему за счет сокращения количества налогов и сборов, заменив их единым подоходным налогом. Решение этих проблем возможно только путем принятия кардинальных перемен в действующее налоговое законодательство. Такой путь будет содействовать созданию эффективной, справедливой, стабильной и, прежде всего, предсказуемой рациональной налоговой системы.

В следствии чего это позволит: – Согласовать налоговые условия для всех налоговых субъектов методом устранения налоговых исключений и льгот; – Осуществлять отмену взимаемых налогов и сборов без учета результатов реальной коммерческой деятельности налоговых органов; – Выровнять налоговую базу по налогам, взимаемым с финансового содержания деятельности налогоплательщика; – Снизить общую налоговую нагрузку за счет более равномерного распределения налоговой нагрузки меж категориями налогоплательщиков, понизить нагрузку на фонд оплаты труда, понизить ставки налога на добавленную стоимость, акциз и другие виды налогов; – Упростить налоговую систему, сократив общее количество видов налогов и заменив ряд видов налогов на подоходный налог с одного налогоплательщика; – Обеспечивать стабильность, предсказуемость и простоту налоговой системы. В процессе реализации программы реформирования налоговой

системы нужно, прежде всего, решить проблему выбора видов налогов: какие оставить, какие исключить, какие ввести в новое законодательство. С этой целью в законе должно быть четко и строго указано, что ставки и налоговая база не подлежат изменению в течение хотя бы одного мандата Федерального Собрания Российской Федерации и не должны ухудшать положение налоговых органов.

Сильный спад и территориальная поляризация инвестиций неотрывно связано с введением экономики и ходом мысли жителей страны. Россия является страной, которая в большей степени держится на плаву из-за привлечения средств на свою территорию путем добычи полезных ископаемых, сельхозпродукции и куплей-продажей. Страна занимает 74 место из 167 стран в списке, согласно индексу процветания стран мира Института Legatum. Этот показатель чуть выше среднего значения, что не может не радовать, но и не расстраивать тоже.

Причиной таких результатов стало отсутствие привлечения зарубежных инвестиций и относительно молодое внедрение рыночной экономики в России, а именно в конце XX века.

Что сейчас необходимо миру? В чем нуждается отечество и к чему стремиться? Проанализируем состояние России, ее готовность к мировому уровню и способы достижения одной из поставленной цели – привлечения зарубежных инвестиций.

«Кто владеет информацией, тот владеет миром» знаменитый афоризм банкира Н. Ротшильда. И это действительно так. На сегодняшний день в группу большой восьмерки входят страны, которые владеют IT-сферой, а именно: США, Германия, Япония, Великобритания, Франция, Италия и Канада.

Посмотрим на мир и страны как на потенциальных инвесторов. На нынешний момент времени привлекательной и нужной сферой для развития являются сферы IT. Нет ничего удивительного в том, что мир не стоит на месте и развивается. Подтверждением является предмет, который находится сейчас в ваших руках или рядом с вами – ваш телефон. Вся необходимая, кредитная и конфиденциальная информация находится именно в нем.

Интернет наполнен различной информацией, которую иногда сложно отсеивать. Люди среднего возраста и старше могут попасть в ситуацию, когда скачали файл или перешли по ссылке и перенесли на свое устройство вирус и не имеют представления как с ним бороться. Тут приходят на помощь IT-специалисты.

Кибербезопасность – залог успешного будущего и это только одна из возможных сфер IT-специалиста. Написание программы, создание сайта, взлом и установка – это все их сфера деятельности.

Хочется также заметить привлекательность игровых сегментов на настоящий момент времени. Видеоигры, как и кинематограф, востребованы для развлечения и расслабления потребителя от насущных проблем.

В пример можно привести польскую компанию-разработчика CD Projekt RED, которая стала известна благодаря своим проектам как «Ведьмак» по мотивам серии романов Анджея Сапковского и грядущим собственным нашумевшим проектом «Cyberpunk 2077».

В 2019 году они заработали почти 125 млн. долларов, благодаря «The Witcher 3: Wild Hunt» и выходу «Гвинт» на мобильные устройства, что на 44% больше, чем в предыдущем году.

Сейчас они работают дистанционно и как они утверждают это не помещает выходу их первого собственного проекта в этом году. Благодаря изоляции граждан спрос на игры повысился, что в свою очередь может привлечь новых игроков и, следовательно, больше средств.

В России есть одна молодая студия, которая создала проект приглянувшийся и зарубежным игрокам. А именно AurumDust с компьютерной игрой «Ash of Gods: Redemption». Также можно упомянуть и участие русской студии в проекте «Love, Death & Robots», которая не имеет названия, но принимала участие под руководство Виталия Шушко.

Это говорит о потенциале русских людей в создании качественных проектов, но нехватки сценаристов и идей. Ведь кто согласится читать огромный и скучный роман только из-за красивой упаковки, когда есть другие менее огромные, но увлекательные книги требующие внимания?

Вернемся к значимости IT-сферы. 2020 год предоставляет нам возможность, так сказать, протестировать возможное будущее на дистанционной работе и обучении. Посмотреть плюсы и минусы. Поэтому это является уникальной возможностью показать молодому поколению всю прелесть программирования и работы на дому. Но есть один незначительный минус – нехватка специалистов данной отрасли. Если быть точнее, то тех, кто готов обучить других данной сфере или же их кругозор ограничен. Следовательно, для устранения данной проблемы можно прибегнуть к повышению квалификации специалистов и обучению преподавателей данной сфере.

Так как, если обучить преподавателей, то это положит начало в будущее. Ученики и студенты начнут воспринимать информацию и технологии по-другому и смогут предоставить новые инновации для страны, а в следствии и инвестиции.

Но откуда следует начать? Чтобы ответить на этот вопрос обратимся к оценке IT-потенциала регионов России компании Accenture. Согласно ее публикации 2019 года в кадровый потенциал регионов России в сфере ИКТ «IT Skills Index» вошли 18 городов. Специалисты Accenture сравнивали регионы по следующим показателям: подготовка ИКТ-специалистов, рынок ИКТ-кадров и спрос на них со стороны компаний.

По результатам рейтинга, пять первых строчек в нем заняли Ростов-на-Дону, Казань, Самара, Челябинск и Воронеж. После них следует Ставрополь, Пенза, Уфа, Волгоград, Саратов, Екатеринбург, Пермь, Калининград, Новосибирск, Нижний Новгород, Тверь и Омск.

Определившись с потенциальными районами можно предложить следующее развитие: предоставить возможность ученикам и студентам освоить язык Pascal, Python или любой другой язык программирования.

Python является высокоуровневым языком программирования общего назначения, который ориентирован на повышение читаемости кода и повышение производительности разработчика, он уникален из-за своей обширности применения. Pascal в свою очередь является одной из известных и уже устаревшей, но подойдет для ознакомления и обучения старших классов и первых курсах вузов. Дальнейшее развитие и применение этих знаний будет зависеть только от них самих. Зная один из этих языков, они смогут понять для себя нужно им это в жизни или нет, даже если их путь не будет связан с IT-сферой они будут понимать значимость и особенность данной специализации.

Если эффект от обучения повлияет в положительном ключе, то можно будет рассматривать вариант внедрения такой системы в другие школы других регионов. Это может способствовать снижению поляризации инвестиций, если другие регионы преуспеют в данной области. IT-сфера уникальна тем, что не зависит от сезонна, местности и климата, поэтому это позволит без проблем ее освоить, если есть нужное оборудование и желание.

Но нельзя не учесть тот факт, что данное внедрение может оказать негативный эффект. Могут быть под опасностью мелкие предприятия или наивные индивидуальные предприниматели в самом начале. Но такой риск незначителен и существует в наши дни.

IT-сфера непременно незаменима будет в будущем в нашей стране и в мире сейчас. Век цифровизации уже близок и человек, который хочет жить в нем должен быть готов управлять своими знаниями для блага и будущего страны.


Библиографический список
  1. Морошкина М.В. Оценка объемов инвестиций в разрезе приграничных регионов / Цифровая трансформация экономики и промышленности – Сборник трудов научно-практической конференции с зарубежным участием. Под редакцией А.В. Бабкина. 2019// Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования “Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого” (Санкт-Петербург). С. 357-364, 2019 г.
  2. Мокина Л. С. Тенденции привлечения прямых иностранных инвестиций в регионы РФ / Основные тенденции развития экономики и управления в современной России – Материалы VII Всероссийской научной конференции студентов и молодых ученых // Карачаево-Черкесский государственный университет им. У.Д. Алиева (Карачаевск)    . С. 234-237, 2019 г.
  3. Лавровский Б. Л., Лузин Р. С., Мурзов И. А. Инновационный фактор в развитии российских регионов     / Регион: экономика и социология // Издательство Сибирского отделения РАН (Новосибирск), № 2 (90), 2016 г. С. 133-153.
  4. Дитбернер Ж.В. Поляризация социально-экономического пространства России и как ей противодействовать    / Juvenis Scientia // Общество с ограниченной ответственностью Издательский дом «Сциентиа» (Санкт-Петербург), №7 , 2017 г. С. 12-14.


Количество просмотров публикации: Please wait

Все статьи автора «Кривцова Юлия Андреевна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:
  • Регистрация