СИСТЕМА СОЦИАЛИСТИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В КНДР

Девятых Сергей Юрьевич
Витебская ордена «Знак Почёта» государственная академия ветеринарной медицины
кандидат психологических наук, доцент, заведующий кафедры экономической теории и истории

Аннотация
В статье рассматривается современное состояние системы народного образования в Корейской Народно-Демократической Республике. Представлены данные о структуре и численных показателях народного образования всех уровней. Очерчены современные тенденции государственной политики КНДР в сфере образования.

Ключевые слова: , , ,


Рубрика: 13.00.00 ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Девятых С.Ю. Система социалистического образования в КНДР // Современные научные исследования и инновации. 2020. № 6 [Электронный ресурс]. URL: https://web.snauka.ru/issues/2020/06/92558 (дата обращения: 06.07.2024).

Систему народного образования в Корейской Народно-Демократической Республике определяет «Закон КНДР об образовании», который учрежден в целях полного обеспечения людям права на образование. В нем говорится об основных принципах образования, системе всеобщего обязательного бесплатного обучения, об учебных заведениях и работниках образования, его содержании и методах, об обеспечении педагогических условий, о руководстве и контроленад делом образования.

На его основе приняты «Закон КНДР о высшем образовании» и «Закон КНДР об общем образовании». Систему всеобщего обязательного обучения устанавливает Закон КНДР о введении всеобщего обязательного 12-летнего обучения». «Закон КНДР об охране и воспитании детства» определяет режим и порядок воспитания детей за счет государства и общества [1, с 75].

Полномочным органом управления образованием КНДР является Министерство образования. Система образования находится под непосредственным контролем и стратегическим управлением государства в лице Министерства образования КНДР.  Школьное образование непосредственно курирует Совет по образованию. Тактическое управление средним образованием осуществляется на муниципальном уровне  провинциальными, уездными, городским управлениями (отделами) образования.

Система образования в КНДР представлена обязательным, необязательным и дополнительным (внешкольным)  компонентами [].

Всеобщее обязательное 12-летнее обучение в КНДР включает следующие ступени: обязательное годичное дошкольное образование – высший детский сад (유치원), доступное с 5 лет (низший детский сад – с четырех лет – по желанию); начальное образование нормативной продолжительностью пять лет (нормативный возраст доступа – 6 лет) в начальной школе (소학교); неполное  среднее 3-х летнее образование в средней общеобразовательной школе (초급 중학교), полное среднее образование в старшей средней школе (고급 중학교) продолжительностью три года [2, с.].

Обязательное полное среднее образование можно получить в специализированных училищах (военно-политических, лингвистических, научно-технических, спортивных, училищах искусств), а также в школах-интернатах для детей, лишенных родительского попечения.

Кроме того, страна удовлетворяет потребности образования 4610 детей-сирот в возрасте от 7 до 17 лет (данные 2006 года) [1, p. 77].

При завершении программы среднего образования выпускники получают свидетельство об окончании средней школы, которое  дает доступ к программам высшего  образования.

Высшее образование в КНДР представлено двумя секторами: стационарным и образованием для работающего населения (заочное, вечернее, дистанционное). Программы стационарного высшего образования реализуются в университетах, колледжах и специализированных высших школах. Прием осуществляется по результатам вступительных испытаний.

Нормативная продолжительность образовательных программ, реализуемых в специализированных высших школах, составляет 3 года; эти программы послесреднего образования предназначены для подготовки специалистов среднего звена.

Программы подготовки учителей начальных классов, имеющие так же 3-летнюю нормативную продолжительность, реализуются в педагогических колледжах.

В университетах и колледжах нормативная продолжительность образовательных программ первого уровня составляет от 4 до 5 лет (см. таблицу 1).

Таблица 1. Структура народного образования КНДР

Возраст

обучающихся

Статус образования Тип учебного заведения Уровень образования
24 Не обязательное Аспирантура (3 – 5 лет) Высшее образование
23
22
21 Университет (4 – 5 лет)
20 Педагогический колледж

(3 года)

Технический колледж

(3 года)

19
18
17  

 

 

 

 

Обязательное

12 – летнее

Обучение

Старшая средняя школа (3 года) Среднее образование
16
15
14 Средняя школа (3 года)
13
12
11
10 Начальная школа (5 лет) Начальное образование
9
8
7
6
5 Высший детский сад(1 год) Дошкольное образование
4 Не обязательное Низший детский сад (1 год)
3 Учреждения дневного пребывания детей

(детский сад, ясли)

Дошкольное воспитание
2
1

Последующий, постградуальный уровень  высшего образования нормативной продолжительностью от 3 до 4  лет (для очной и заочной форм) завершается присвоением квалификации, соответствующей по уровню степени магистра. Последующее обучение в течение 2-3 лет по очной или заочной формам и выполнение исследовательской работы приводит к получению степени доктора наук.

В секторе образования для занятого взрослого населения действуют несколько типов образовательных учреждений: заводские втузы, сельскохозяйственные втузы, рыболовецкие втузы, реализующие образовательные программы с 5-летней нормативной продолжительностью; заводские специализированные высшие школы, предлагающие программы 3-4-летней продолжительности. Стационарные колледжи также реализуют образовательные программы для занятого населения по вечерней (или ночной) форме обучения, продолжительность таких программ равна 6 годам.

В КНДР создана и успешно функционирует разветвленная и многочисленная сеть учреждений народного образования разного уровня (см. табл. 2).

Таблица 2. Количественные показатели народного образования в КНДР

Общая численность населения (2013 год)

24.895.000

Число учреждений образования, единиц Детские сады

13638

Начальные школы

4800

Средние школы

4600

Университеты, колледжи

480

Контингент обучающихся, человек Детские сады

706.678

Начальные школы

1489.835

Средние школы

2341.963

Университеты

1980.125

Контингент педагогических работников, человек Детские сады

37.000

Школы всех ступеней (примерная оценка)

166.560

Государство с учетом территориальных особенностей страны в плановом порядке размещает учебные заведения в городах и селах, в промышленных и сельскохозяйственных районах. Высшие учебные заведения размещаются по принципу удовлет­ворения потребностей государства в национальных кадрах и созда­ния в каждой провинции комплексной базы для подготовки своих кадров.

Важнейшим вопросом является рациональная организация структуры вузов по отраслям наук. Вузы, вузовские факультеты и отделе­ния по отраслям наук,  численность студентов в них определяется на основе учета потреб­ностей государства в национальных кадрах [2, с.].

Школьное образование в КНДР включает в себя как обучение фундаментальным наукам, так и освоение практических навыков в процессе трудового обучения и знакомства с промышленными (сельскохозяйственными) технологиям. При этом некоторые аспекты школьных программ для мальчиков и девочек различаются. Программы для мальчиков больше внимания уделяют физическому воспитанию и техническому труду, программы для девочек – ведению домашнего хозяйства.

Система дополнительного образования представлена на уровне обязательного системой внешкольной работы (Дворцами пионеров, Лагерями каникулярного отдыха, школьными кружками по интересам, спортивными секциями и т.д.). Система дополнительного образования на уровне необязательного – Народным дворцом учебы, Храмом науки и техники, центрами и кабинетами по распространению научно-технических знаний, библиотеками и т.д.

Примечательной чертой системы школьного образования КНДР является то, что обучающиеся во внеучебное время включены в разнообразные объединения (кружки, секции, клубы) согласно своим склонностям и интересам и участвуют в посильном производительном труде на производстве или в сельском хозяйстве [1, с. 77].

Кроме того, подавляющее большинство школьников участвует в деятельности Детского союза Кореи (조선소년단) – с десяти лет и Кимирсенско-кимченирского союза молодёжи (김일성-김정일주의청년동맹) – с пятнадцати лет. Участие в этих общественных организациях дает ценную возможность освоить такие важные образовательные компоненты, как навыки межличностного и делового общения вне официальной учебной программы.

Учебный план обязательного дошкольного и школьного всех ступеней (начальной, средней и старшей средней) образования един для всей страны, за исключением некоторых специализированных школы (для талантливых детей, для детей с особенностями психофизического развития). Учебные планы разрабатываются на центральном уровне Государственной академией наук. Учебники и учебно-методические материалы разрабатываются и редактируются учебными издательствами, Национальная комиссия по пересмотру учебников отвечает за изменения в учебниках, а Министерство образования присваивает им гриф или ратифицирует поправки до их публикации.

Министерство образования координирует и направляет работу научно-исследовательских центров в сфере образования. При этом Академия исследований в области образования, в штате которой работает более 400 научных сотрудников, проводит исследования по теории обучения и воспитания, психологии образования, содержания и методов общего среднего образования. Научно-исследовательский институт высшего образования, в творческом взаимодействии с отраслевыми министерствами, отвечает за исследования в сфере высшего образования.

Все дети дошкольного возраста воспитываются в детских яслях и садах за счет государства и общества. Местные органы власти и учебные заведения должны зарегистрировать без исключения всех детей, достигших школьного возраста и дать им возможность поступить в школу, а родители или их опекуны обязаны обеспечить им поступление в школу. Местные органы несут ответственность за то, чтобы и детям, проживающим вдали от школ, детям-инвалидам был обеспечен доступ к школьному обучению [1, с. 61].

Политика государства в сфере образования определяется Трудовой партией Кореи. На апрельском (2018 г.) Пленуме ЦК ТПК была утверждена действующая линия на развитие и совершенствование в стране образования всех ступеней [4, с. 23].

Оценивая стоящие перед страной задачи в сфере образования, Ким Чен Ын подчеркивал необходимость в государственном масштабе установить атмосферу с отдачей приоритета образованию, ускорить процесс его коренного обновления с тем, чтобы по образовательному уровню страна догнала и перегнала развитые страны. В этой связи ставится задача – укреплять преподавательский состав, повышать качество обучения в соответствии с совре­менными тенденциями развития образования и боль­ше готовить способных кадров, призванных взять на себя дело развития науки и техники страны и строи­тельства социализма [5, с. 24].

Сегодня Корейское социалистическое государство добиться одновременного развития обучения подрастающего поколения, обучения взрослых и работы по подготовке национальных кадров. Оно с ответственностью создать необходимые для просвещения условия и берет на себя всю полную ответст­венность за обеспечение всех необходимых условий для образования и его дальнейшее совершенствование.


Библиографический список
  1. Девятых С.Ю. Очерк народного образования КНДР. 2-е издание, исправленное. – Минск: РИВШ, 2016.
  2. Об образовании в Корее. – Пхеньян, 2017.
  3. Analysis of the situation of children and women in the Republic of Korea Democratic People`s. – UNICEF,  2006.  
  4. Ким Гён Чхор, Ким Гым Хи. Корея в эпоху Ким Чен Ына. – Пхеньян, 2019.
  5. Ким Чен Ын. О социалистическом строительстве, внутренней и внешней политике Правительства Республики на данном этапе. – Пхеньян, 2019.


Все статьи автора «Девятых Сергей Юрьевич»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:
  • Регистрация