Систему народного образования в Корейской Народно-Демократической Республике определяет «Закон КНДР об образовании», который учрежден в целях полного обеспечения людям права на образование. В нем говорится об основных принципах образования, системе всеобщего обязательного бесплатного обучения, об учебных заведениях и работниках образования, его содержании и методах, об обеспечении педагогических условий, о руководстве и контроленад делом образования.
На его основе приняты «Закон КНДР о высшем образовании» и «Закон КНДР об общем образовании». Систему всеобщего обязательного обучения устанавливает Закон КНДР о введении всеобщего обязательного 12-летнего обучения». «Закон КНДР об охране и воспитании детства» определяет режим и порядок воспитания детей за счет государства и общества [1, с 75].
Полномочным органом управления образованием КНДР является Министерство образования. Система образования находится под непосредственным контролем и стратегическим управлением государства в лице Министерства образования КНДР. Школьное образование непосредственно курирует Совет по образованию. Тактическое управление средним образованием осуществляется на муниципальном уровне провинциальными, уездными, городским управлениями (отделами) образования.
Система образования в КНДР представлена обязательным, необязательным и дополнительным (внешкольным) компонентами [].
Всеобщее обязательное 12-летнее обучение в КНДР включает следующие ступени: обязательное годичное дошкольное образование – высший детский сад (유치원), доступное с 5 лет (низший детский сад – с четырех лет – по желанию); начальное образование нормативной продолжительностью пять лет (нормативный возраст доступа – 6 лет) в начальной школе (소학교); неполное среднее 3-х летнее образование в средней общеобразовательной школе (초급 중학교), полное среднее образование в старшей средней школе (고급 중학교) продолжительностью три года [2, с.].
Обязательное полное среднее образование можно получить в специализированных училищах (военно-политических, лингвистических, научно-технических, спортивных, училищах искусств), а также в школах-интернатах для детей, лишенных родительского попечения.
Кроме того, страна удовлетворяет потребности образования 4610 детей-сирот в возрасте от 7 до 17 лет (данные 2006 года) [1, p. 77].
При завершении программы среднего образования выпускники получают свидетельство об окончании средней школы, которое дает доступ к программам высшего образования.
Высшее образование в КНДР представлено двумя секторами: стационарным и образованием для работающего населения (заочное, вечернее, дистанционное). Программы стационарного высшего образования реализуются в университетах, колледжах и специализированных высших школах. Прием осуществляется по результатам вступительных испытаний.
Нормативная продолжительность образовательных программ, реализуемых в специализированных высших школах, составляет 3 года; эти программы послесреднего образования предназначены для подготовки специалистов среднего звена.
Программы подготовки учителей начальных классов, имеющие так же 3-летнюю нормативную продолжительность, реализуются в педагогических колледжах.
В университетах и колледжах нормативная продолжительность образовательных программ первого уровня составляет от 4 до 5 лет (см. таблицу 1).
Таблица 1. Структура народного образования КНДР
Возраст обучающихся |
Статус образования | Тип учебного заведения | Уровень образования | ||
24 | Не обязательное | Аспирантура (3 – 5 лет) | Высшее образование | ||
23 | |||||
22 | |||||
21 | Университет (4 – 5 лет) | ||||
20 | Педагогический колледж
(3 года) |
Технический колледж
(3 года) |
|||
19 | |||||
18 | |||||
17 |
Обязательное 12 – летнее Обучение |
Старшая средняя школа (3 года) | Среднее образование | ||
16 | |||||
15 | |||||
14 | Средняя школа (3 года) | ||||
13 | |||||
12 | |||||
11 | |||||
10 | Начальная школа (5 лет) | Начальное образование | |||
9 | |||||
8 | |||||
7 | |||||
6 | |||||
5 | Высший детский сад(1 год) | Дошкольное образование | |||
4 | Не обязательное | Низший детский сад (1 год) | |||
3 | Учреждения дневного пребывания детей
(детский сад, ясли) |
Дошкольное воспитание | |||
2 | |||||
1 |
Последующий, постградуальный уровень высшего образования нормативной продолжительностью от 3 до 4 лет (для очной и заочной форм) завершается присвоением квалификации, соответствующей по уровню степени магистра. Последующее обучение в течение 2-3 лет по очной или заочной формам и выполнение исследовательской работы приводит к получению степени доктора наук.
В секторе образования для занятого взрослого населения действуют несколько типов образовательных учреждений: заводские втузы, сельскохозяйственные втузы, рыболовецкие втузы, реализующие образовательные программы с 5-летней нормативной продолжительностью; заводские специализированные высшие школы, предлагающие программы 3-4-летней продолжительности. Стационарные колледжи также реализуют образовательные программы для занятого населения по вечерней (или ночной) форме обучения, продолжительность таких программ равна 6 годам.
В КНДР создана и успешно функционирует разветвленная и многочисленная сеть учреждений народного образования разного уровня (см. табл. 2).
Таблица 2. Количественные показатели народного образования в КНДР
Общая численность населения (2013 год) |
24.895.000 |
|
Число учреждений образования, единиц | Детские сады |
13638 |
Начальные школы |
4800 |
|
Средние школы |
4600 |
|
Университеты, колледжи |
480 |
|
Контингент обучающихся, человек | Детские сады |
706.678 |
Начальные школы |
1489.835 |
|
Средние школы |
2341.963 |
|
Университеты |
1980.125 |
|
Контингент педагогических работников, человек | Детские сады |
37.000 |
Школы всех ступеней (примерная оценка) |
166.560 |
Государство с учетом территориальных особенностей страны в плановом порядке размещает учебные заведения в городах и селах, в промышленных и сельскохозяйственных районах. Высшие учебные заведения размещаются по принципу удовлетворения потребностей государства в национальных кадрах и создания в каждой провинции комплексной базы для подготовки своих кадров.
Важнейшим вопросом является рациональная организация структуры вузов по отраслям наук. Вузы, вузовские факультеты и отделения по отраслям наук, численность студентов в них определяется на основе учета потребностей государства в национальных кадрах [2, с.].
Школьное образование в КНДР включает в себя как обучение фундаментальным наукам, так и освоение практических навыков в процессе трудового обучения и знакомства с промышленными (сельскохозяйственными) технологиям. При этом некоторые аспекты школьных программ для мальчиков и девочек различаются. Программы для мальчиков больше внимания уделяют физическому воспитанию и техническому труду, программы для девочек – ведению домашнего хозяйства.
Система дополнительного образования представлена на уровне обязательного системой внешкольной работы (Дворцами пионеров, Лагерями каникулярного отдыха, школьными кружками по интересам, спортивными секциями и т.д.). Система дополнительного образования на уровне необязательного – Народным дворцом учебы, Храмом науки и техники, центрами и кабинетами по распространению научно-технических знаний, библиотеками и т.д.
Примечательной чертой системы школьного образования КНДР является то, что обучающиеся во внеучебное время включены в разнообразные объединения (кружки, секции, клубы) согласно своим склонностям и интересам и участвуют в посильном производительном труде на производстве или в сельском хозяйстве [1, с. 77].
Кроме того, подавляющее большинство школьников участвует в деятельности Детского союза Кореи (조선소년단) – с десяти лет и Кимирсенско-кимченирского союза молодёжи (김일성-김정일주의청년동맹) – с пятнадцати лет. Участие в этих общественных организациях дает ценную возможность освоить такие важные образовательные компоненты, как навыки межличностного и делового общения вне официальной учебной программы.
Учебный план обязательного дошкольного и школьного всех ступеней (начальной, средней и старшей средней) образования един для всей страны, за исключением некоторых специализированных школы (для талантливых детей, для детей с особенностями психофизического развития). Учебные планы разрабатываются на центральном уровне Государственной академией наук. Учебники и учебно-методические материалы разрабатываются и редактируются учебными издательствами, Национальная комиссия по пересмотру учебников отвечает за изменения в учебниках, а Министерство образования присваивает им гриф или ратифицирует поправки до их публикации.
Министерство образования координирует и направляет работу научно-исследовательских центров в сфере образования. При этом Академия исследований в области образования, в штате которой работает более 400 научных сотрудников, проводит исследования по теории обучения и воспитания, психологии образования, содержания и методов общего среднего образования. Научно-исследовательский институт высшего образования, в творческом взаимодействии с отраслевыми министерствами, отвечает за исследования в сфере высшего образования.
Все дети дошкольного возраста воспитываются в детских яслях и садах за счет государства и общества. Местные органы власти и учебные заведения должны зарегистрировать без исключения всех детей, достигших школьного возраста и дать им возможность поступить в школу, а родители или их опекуны обязаны обеспечить им поступление в школу. Местные органы несут ответственность за то, чтобы и детям, проживающим вдали от школ, детям-инвалидам был обеспечен доступ к школьному обучению [1, с. 61].
Политика государства в сфере образования определяется Трудовой партией Кореи. На апрельском (2018 г.) Пленуме ЦК ТПК была утверждена действующая линия на развитие и совершенствование в стране образования всех ступеней [4, с. 23].
Оценивая стоящие перед страной задачи в сфере образования, Ким Чен Ын подчеркивал необходимость в государственном масштабе установить атмосферу с отдачей приоритета образованию, ускорить процесс его коренного обновления с тем, чтобы по образовательному уровню страна догнала и перегнала развитые страны. В этой связи ставится задача – укреплять преподавательский состав, повышать качество обучения в соответствии с современными тенденциями развития образования и больше готовить способных кадров, призванных взять на себя дело развития науки и техники страны и строительства социализма [5, с. 24].
Сегодня Корейское социалистическое государство добиться одновременного развития обучения подрастающего поколения, обучения взрослых и работы по подготовке национальных кадров. Оно с ответственностью создать необходимые для просвещения условия и берет на себя всю полную ответственность за обеспечение всех необходимых условий для образования и его дальнейшее совершенствование.
Библиографический список
- Девятых С.Ю. Очерк народного образования КНДР. 2-е издание, исправленное. – Минск: РИВШ, 2016.
- Об образовании в Корее. – Пхеньян, 2017.
- Analysis of the situation of children and women in the Republic of Korea Democratic People`s. – UNICEF, 2006.
- Ким Гён Чхор, Ким Гым Хи. Корея в эпоху Ким Чен Ына. – Пхеньян, 2019.
- Ким Чен Ын. О социалистическом строительстве, внутренней и внешней политике Правительства Республики на данном этапе. – Пхеньян, 2019.