Научный руководитель: Нуриманова Ф.К., к.психол.н., доцент
Копинг-стратегия определяется как деятельность личности, которая производится с целью сохранения баланса между условиями среды и возможностями человека, удовлетворяющими данные требования. Назначение копинг-стратегии: как можно благополучнее адаптировать индивида к требованию проблемной ситуации. Существенная задача копинг-стратегии: снабдить и поддержать благополучное состояние человека, психического и физического здоровья и взаимоотношениями с другими людьми [3, 22].
Существуют два глобальных стиля реагирования на проблемную ситуацию. Проблемно-ориентированный – это рациональный анализ проблемы, связан с созданием и исполнением плана разрешения сложной ситуации. Маркеры: самостоятельный анализ произошедшего, обращение за помощью к другим, поиск дополнительной информации. Субъективно – ориентированный стиль: результат эмоционального реагирования на обстановку, не сопровождающегося конкретными актами. Маркеры: попытка уйти от проблемы, вплести других, желания позабыться во сне, с помощью психоактивных веществ, компенсировать эмоциональный упадок иными уходами из реальности, в том числе и в виртуальное пространство [5, 81].
Р. Лазарус и Фолкман распознают две группы совладающего поведения. Активное копинг-поведение анализируется, как действие, устремленное на разгром или бегство от угрожающего фактора, назначенное для трансформации сформировавшейся связи стресса с физической или социальной средой. Пассивное копинг-поведение выступает, как присвоенные вовнутрь формы преодоления стресса и назначены для понижения эмоций прежде, чем произойдет видоизменение ситуации [5, 83]. В литературе выделяют три основных типа копинг–стратегий: 1) активные стратегии, направленные на разрешение проблемы и устранение стрессовой ситуации; 2) поиск социальной поддержки; 3) пассивные стратегии, включающие в себя избегание проблемы.
Зависимое поведение – это форма отклоняющегося поведения личности, которая происходит по причине злоупотребления каким-либо объектом/субъектом с целью регуляции своего состояния [4, 52].
Зависимость имеет свой функционал, она включает в себя: 1. Функцию достижения удовольствия – быстрое достижение состояния эйфории. 2. Функцию защиты, которая заключается в погружении в измененное состояние, освобождении от трудностей и неудач реального мира. 3. Функция адаптации – устойчивые привычки и образ жизни, помогает адаптироваться к окружающей среде. 4. Поддержание патогенной стабильности на биохимическом уровне. 5. Компенсаторная функция, посредством воспроизведения определенных ролей [2, 27].
Основная интегративная функция зависимого поведения заключается в бегстве от неудовлетворительной реальности, в которой живет человек, путем создания совершенной эфемерной реальности с последующим погружением в нее для постижения наивысшего наслаждения [1, 32].
С развитием технологией, мы обрели обширные возможности, в том числе и пользование всемирной системой сетей, но это в свою очередь породило возникновение феномена интернет-зависимости. Данный феномен, в международной классификации болезней 10 пересмотра, рассматривается как психическое расстройство, характеризующееся навязчивым желанием подключиться к Интернету и не способностью вовремя остановиться и отключиться от сети [4, 111].
Психолог М. Дрепа выделил типы интернет-зависимостей: 1) назойливый веб-серфинг – безграничный поиск информации; 2) пристрастие к виртуальному общению и виртуальным знакомствам. Зависимость от социальных сетей; 3) игровая зависимость — увлечение играми по сети; 4) финансовая зависимость – пристрастие к азартным играм по сети, бесполезные покупки по сети, участия в интернет-аукционах; 5) фильмомания – просмотры фильмов, роликов через сеть. 6) кибер-сексуальная зависимость [2, 30].
Интернет это особое киберпространство, это уже отдельный мир со своей культурой, понятиями, мировоззрением, образом мыслей и языком. Интернет, все больше занимает место в жизни подростка, занял большую часть его свободного времени. Интернет постепенно вытесняет хобби, реальную коммуникацию подростков [4, 119].
Зависимость от интернета провоцирует развитие целого ряда психологических проблем: конфликтное поведение, хронические стрессы, депрессии, трудности в общении, возникновение тревожности. Подростки, страдающие от интернет-зависимости, нередко не умеют выстраивать отношения со сверстниками, им сложно адаптироваться в коллективе, это влечет за собой уход от жизненных трудностей в виртуальное пространство, т.е. к прибеганию пассивной или избегающей копинг-стратегии.
Библиографический список
- Баранов, А.А. Копинг–стратегии подростка в ситуации кибербуллинга / Баранов А.А., Рожина С.В. // Вестник Удмуртского университета. Серия «Философия. Психология. Педагогика». – 2016. – №2. – С.37–46
- Зайцев, В.В.. Интернет-зависимость: реальная патология или норма развития информационного человечества? // Вестник психотерапии. – 2011. – №40. – С. 24–32.
- Нартова–Бочавер, С.К. «Coping behavior» в системе понятий психологии личности // Психол. журн. Т. 18 – 1997. – № 5. – С.20–30.
- Сураткина, Ю.Н. Взаимосвязь компьютерной зависимости и совладающего поведения подростков: дис. … канд. психол. наук: 19.00.07 / Ю.Н. Сураткина. – Сургут, 2010. – 154 с.
- Фролова, С.В. Cтресс-совладающее поведение подростков в различных социально–психологических ситуациях // Проблемы социальной психологии личности – Вестник СГУ. – 2008. – №5. – С. 79–86.