ВЛИЯНИЕ ИНТЕРНЕТ ЗАВИСИМОСТИ НА КОПИНГ-СТРАТЕГИИ ПОДРОСТКОВ

Юшко Виктория Викторовна1, Нуриманова Фания Касимовна1
1Башкирский государственный педагогический университет им М. Акмуллы, студентка 2 курса, факультет психологии, кафедра прикладной психологии и девиантологии

Аннотация
В представленной статье мы рассмотрим влияние интернет-зависимости на копинг-стратегии подростков. Мы раскроем понятие копинг-стратегии, рассмотрим интернет-зависимость как форму аддиктивного поведения личности. В данной статье мы хотим поднять проблему влияния интернет зависимости на копинг-стратегии подростков. Интернет давно вошел и закрепился в жизни людей, а в особенности в жизнедеятельность подрастающего поколения. Безусловно, всемирная паутина имеет большое количество плюсов, так как является постоянно пополняющимся источником информации, но в то же время у него есть обратная сторона медали. Негативным аспектом компьютерной сети является интернет-зависимость, которая активно распространяется среди подростков.
Подростковый возраст не зря именуется переходным и сложным этапом, ведь именно в этом возрасте происходят реорганизации во множестве сфер жизнедеятельности и зачастую происходят конфликтные ситуации, которые в свою очередь, являются огромным стрессом для ребенка. Все чаще подростки, испытывая отсутствие понимания и близкого межличностного общения, трудности адаптационного характера не стараются решать данные ситуации в реальной жизни, а стремятся получить или компенсировать это в виртуальном пространстве. Уход в виртуальный мир может приводить к негативным последствиям и плавно перетекать в интернет-зависимость.
Если подросток будет прибегать к виртуальному пространству, как к месту, которое позволяет преодолевать стресс, то это будет способствовать ряду проблем, таких как: межличностные конфликты, эмоциональная нестабильность, увеличение трудностей с социальной адаптацией, сбой биологических часов, проблемы с психическим и физическим здоровьем.
Поэтому наше теоретическое исследование мы посвятили вопросу влияния интернет зависимости на копинг стратегии подростков.

Ключевые слова: , , , , , , ,


Рубрика: 19.00.00 ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Юшко В.В., Нуриманова Ф.К. Влияние интернет зависимости на копинг-стратегии подростков // Современные научные исследования и инновации. 2020. № 6 [Электронный ресурс]. URL: https://web.snauka.ru/issues/2020/06/92524 (дата обращения: 19.06.2024).

Научный руководитель: Нуриманова Ф.К., к.психол.н., доцент

Копинг-стратегия определяется как деятельность личности, которая производится с целью сохранения баланса между условиями среды и возможностями человека, удовлетворяющими данные требования. Назначение копинг-стратегии: как можно благополучнее адаптировать индивида к требованию проблемной ситуации. Существенная задача копинг-стратегии:  снабдить и поддержать благополучное состояние человека, психического и физического здоровья и взаимоотношениями с другими  людьми [3, 22].

Существуют два глобальных стиля реагирования на проблемную ситуацию. Проблемно-ориентированный – это рациональный анализ проблемы, связан с созданием и исполнением плана разрешения сложной ситуации. Маркеры: самостоятельный анализ произошедшего, обращение за помощью к другим, поиск дополнительной информации. Субъективно – ориентированный стиль: результат эмоционального реагирования на обстановку, не сопровождающегося конкретными актами. Маркеры: попытка уйти от проблемы, вплести других, желания позабыться во сне, с помощью психоактивных веществ, компенсировать эмоциональный упадок иными уходами из реальности, в том числе и в виртуальное пространство [5, 81].

Р. Лазарус и Фолкман распознают две группы совладающего поведения. Активное копинг-поведение анализируется, как действие, устремленное на разгром или бегство от угрожающего фактора, назначенное для трансформации сформировавшейся связи стресса  с физической или социальной средой. Пассивное копинг-поведение выступает, как присвоенные вовнутрь формы преодоления стресса и назначены для понижения эмоций прежде, чем произойдет видоизменение ситуации [5, 83]. В литературе выделяют три основных типа копинг–стратегий: 1) активные стратегии, направленные на разрешение проблемы и устранение стрессовой ситуации; 2) поиск социальной поддержки; 3) пассивные стратегии, включающие в себя избегание проблемы.

Зависимое поведение – это форма отклоняющегося поведения личности, которая происходит по причине злоупотребления каким-либо объектом/субъектом с целью регуляции своего состояния [4, 52].

Зависимость имеет свой функционал, она включает в себя: 1. Функцию достижения удовольствия – быстрое достижение состояния эйфории. 2. Функцию защиты, которая  заключается в погружении в измененное состояние, освобождении от трудностей и неудач реального мира. 3. Функция адаптации – устойчивые привычки и образ жизни, помогает адаптироваться к окружающей среде. 4.  Поддержание патогенной стабильности на биохимическом уровне. 5. Компенсаторная функция, посредством воспроизведения определенных ролей [2, 27].

Основная интегративная функция зависимого поведения заключается в бегстве от неудовлетворительной реальности, в которой живет человек, путем создания совершенной эфемерной реальности с последующим погружением в нее для постижения наивысшего наслаждения [1, 32].

С развитием технологией, мы обрели обширные возможности, в том числе и пользование всемирной системой сетей, но это в свою очередь породило возникновение феномена интернет-зависимости. Данный феномен, в международной классификации болезней 10 пересмотра, рассматривается как психическое расстройство, характеризующееся навязчивым желанием подключиться к Интернету и не способностью вовремя остановиться и отключиться от сети [4, 111].

Психолог М. Дрепа выделил типы интернет-зависимостей: 1) назойливый веб-серфинг – безграничный поиск информации; 2) пристрастие к виртуальному общению и виртуальным знакомствам. Зависимость от социальных сетей; 3) игровая зависимость — увлечение играми по сети; 4) финансовая зависимость – пристрастие к азартным играм по сети, бесполезные покупки по сети, участия в интернет-аукционах; 5) фильмомания – просмотры фильмов, роликов через сеть. 6) кибер-сексуальная зависимость [2, 30].

Интернет это особое киберпространство, это уже отдельный мир со своей культурой, понятиями, мировоззрением, образом мыслей и языком. Интернет,  все больше занимает место в жизни подростка, занял большую часть его свободного времени. Интернет постепенно вытесняет хобби,  реальную коммуникацию подростков [4, 119].

Зависимость от интернета провоцирует развитие целого ряда психологических проблем: конфликтное поведение, хронические стрессы, депрессии, трудности в общении, возникновение тревожности. Подростки, страдающие от интернет-зависимости, нередко не умеют выстраивать отношения со сверстниками, им сложно адаптироваться  в коллективе, это влечет за собой уход от жизненных трудностей в виртуальное пространство, т.е. к прибеганию пассивной или избегающей копинг-стратегии.


Библиографический список
  1. Баранов, А.А. Копинг–стратегии подростка в ситуации кибербуллинга / Баранов А.А., Рожина С.В. // Вестник Удмуртского университета. Серия «Философия. Психология. Педагогика». – 2016. – №2. – С.37–46
  2. Зайцев, В.В.. Интернет-зависимость: реальная патология или норма развития информационного человечества? // Вестник психотерапии. – 2011. – №40. – С. 24–32.
  3. Нартова–Бочавер, С.К. «Coping behavior» в системе понятий психологии личности // Психол. журн. Т. 18 – 1997. – № 5. – С.20–30.
  4. Сураткина, Ю.Н. Взаимосвязь компьютерной зависимости и совладающего поведения подростков: дис. … канд. психол. наук: 19.00.07 / Ю.Н. Сураткина. – Сургут, 2010. – 154 с.
  5. Фролова, С.В. Cтресс-совладающее поведение подростков в различных социально–психологических ситуациях // Проблемы социальной психологии личности – Вестник СГУ. – 2008. – №5. – С. 79–86.


Все статьи автора «Юшко Виктория Викторовна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:
  • Регистрация