КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВАНИЯ НАРОДНОГО ОБРАЗОВАНИЯ КНДР

Девятых Сергей Юрьевич
Витебская ордена «Знак Почёта» государственная академия ветеринарной медицины
кандидат психологических наук, доцент, заведующий кафедрой экономической теории и истории

Аннотация
В статье показано, что Социалистическая Конституция КНДР является тем основанием, на котором формируется нормативно-правовая база народного образования страны, на которой, в свою очередь, формируется правовой режим образования. В свою очередь, правовой режим народного образования КНДР включает в себя режим всеобщего обязательного обучения, режим всеобщего бесплатного обучения, режим обучения без отрыва от производства и режим охраны и воспитания детей государством.

Ключевые слова: , , ,


Рубрика: 13.00.00 ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Девятых С.Ю. Конституционно-правовые основания народного образования КНДР // Современные научные исследования и инновации. 2020. № 5 [Электронный ресурс]. URL: https://web.snauka.ru/issues/2020/05/92592 (дата обращения: 29.03.2024).

На современном этапе развития, образование в значительной степени обеспечивает эффективность и конкурентоспособность национальной экономики и выступает ведущим фактором преемственности культурного развития общества на протяжении многих поколений. Образовательная политика государства в самом общем плане представляет собой многообразную деятельность государства по обеспечению функционирования и развитию национальной системы образования. В этой деятельности выделяются несколько аспектов, в частности, правовой.

Государственная политика КНДР в сфере образования стала формироваться с первых дней освобождения страны, а ее конституционные основания были закреплены еще в первой Конституции КНДР, принятой в 1948 году. [1, с. 40]. В последующие годы строительство народного образования в КНДР активно продвигалось, следуя за созданием основ социалистического государственного строя в КНДР. В 1972 году была принята Социалистическая Конституция КНДР, отражающая политические и социально-экономические изменения, происшедшие в стране. В последующие годы в нее вносились изменения и дополнения, последние из них были приняты в 2017 г.

Рассмотрим основные положения Социалистической конституции КНДР [2] в их отношении к сфере образования.

Глава первая определяет, что Корейская Народно-Демократическая Республика есть суве­ренное социалистическое государство, представляющее интересы всего ко­рейского народа (ст. 1), власть в котором принадлежит рабочим, крестьянам, военно­служащим, трудовой интеллигенции, всему трудовому народу, который осуществляет ее через свои представительные органы (ст. 4). Эта власть опирается на идейно-политическое единство всего народа (ст. 10.) и осуществляет всю свою деятельность под руковод­ством Трудовой партии Кореи (ст. 11).

Глава вторая Социалистической Конституции утверждает примат государственной собственности (ст. 21) и фиксирует обязанность государства создавать каждому гражданину все необходимые условия жизни (ст. 25).

Социалистическая конституции КНДР в третьей главе («Культура») определяет основополагающие принципы государственной политики КНДР в области образования и систему народных мероприятий государства с целью его совершенствования и реализацию на более высоком уровне (ст. 43 – 49).

Так статья 43 определяет, что в КНДР претворяя в жизнь принципы социалистической педагогики, воспитывает подрастающее поколение настоящими патриотами, борющимися во имя общества и коллектива, Родины и народа, строителями социализма, гармонически сочетающими в себе духовное богатство, моральную чистоту и физическое совершенство. Таким образом, данная статья определяет общую цель социалистического образования в КНДР.

В статье 45 определяется, что государство развивает на высоком уровне всеобщее обязательное 12-летнее обучение (в том числе одногодичное обязательное дошкольное) в соответствии с тенденциями развития современной науки и техники, с учетом конкретных требований социалистического строительства, что, в свою очередь, определяет основу политики в области общего обязательного образования, нацеленного на подготовку подрастающего поколения всесторонне развитыми способными кадрами-революционерами, сочетающими в себе духовное богатство, моральную чистоту и физическое совершенство, путем непрерывного повышения качества обязательного дошкольного и начального и среднего школьного образования.

В Социалистической Конституции зафиксировано, что государство развивает как систему стационарного обучения, так и создает и совершенствует различные формы образования без отрыва от производства, улучшает содержание и методы обучения, педагогические условия и обстановку с целью подготовки способных научно-технических работников (ст. 46). Все это определяет государственную политику в области высшего образования, нацеленную на упрочнение и развитие системы высшего образования путем дальнейшего улучшения системы стационарного обучения и системы образования без отрыва от производства, повышения научно-теоретического уровня стационарного обучения в целом на ступень выше и, тем самым, взращивание способных научно-технических кадров.

Следует отметить (ст. 47) конституционные гарантии того, что государство берет на себя все расходы по обучению всех учащихся, выплачивает студентам вузов стипендии, что выступает в качестве реальной гарантии того, что права граждан на образование будут реализованы ими.

Статья 48 говорит о том, что государство постоянно совершенствует постановку образования в обществе и создает каждому труженику все условия для учебы, что выступает определяющим моментов всей государственной политики в области общественного воспитания и образования взрослых. Реализация этой политики предполагает не только расширение возможных форм общественных учебных заведений, но и повышения их социальной роли в обеспечении права трудящимся учиться согласно  уровню своей подготовки.

Статья 49 посвящена политике социалистического государства в области охраны и воспитания детства, суть которой в том, что государство обеспечивает воспитание детей дошкольного возраста в специально созданных для этих целей учреждениях – в детских яслях и садах – за счет государства и общества.

Таким образом, общенародная собственность на средства производства является той экономической основой, на которой КНДР строит свою политику в сфере образования. Именно общенародная собственность выступает гарантом реализации основных прав граждан КНДР и позволяет реализовать принцип коллективизма «Один за всех, все за одного» (ст. 66), обеспечить всех граждан равными правами во всех областях государственной и общественной жизни (ст. 65), гарантируя им, в том числе, право на образование. Для осуществления этого права гражданами государство создало и поддерживает систему просвещения, представленную учреждениями образования и иные мероприятия образования, проводимые в интересах всего народа (ст. 73).

Социалистическая Конституция КНДР является тем основанием, на котором формируется нормативно-правовая база народного образования. Сегодня ее составляют «Закон об охране и воспитании детства» (1976), «Закон о народном здравоохранении» (1980),  «Закон об образовании» (1999), «Закон о всеобщем обязательном 12-летнем обучении» (2012) и некоторые другие законодательные акты [1, с. 52].

Названные законодательные акты, укорененные в Социалистической конституции КНДР, образуют правовой режим социалистического образования, включающий в себя режим всеобщего обязательного обучения, режим всеобщего бесплатного обучения, режим обучения без отрыва от производства и режим охраны и воспитания детей государством.

Сердцевиной правового режима социалистического образования выступает всеобщность обязательного обучения, суть которого в том, что в обществе КНДР каждый не только имеет право на образование, но и каждый несет обязанность получить образование. Таковым для КНДР является обязательное школьное 12-летнее обучение.

В КНДР способы ведения государственной политики в сфере образования нацелены, во-первых, на партийное руководство делом образования, во-вторых, на государственное обеспечение образовательной работы и оказание общественной помощи учреждениям образования.

Партийное руководство делом образования, как отмечал Ким Ир Сен, по своей сущности, представляет собой руководство политическое. Центром тяжести в партийном руководстве образова­нием является правильное осуществление контроля и руководства в целях достижения в деле образования последовательного воплоще­ния основного принципа социалистической педагогики и точного проведения в жизнь политики партии в этой области.

В свою очередь государственное обеспечение образовательной работы исходит из того, что социалистическое образование требует создания современных условий для обучения. Только в том случае, когда государство, опирающееся на мощную социалистическую самостоятельную экономику, берет на себя ответственность за просвещение, становится возможным удов­летворить огромные материальные затраты на образование и со­здать современные условия для обучения [3, с. 461-462].

Независимые наблюдатели констатируют: КНДР создала весьма эффективную и доступную систему школьного образо­вания. Уровень грамотности в стране один из самых высоких в Азии. В целом государственная политика КНДР в сфере образования позволяет обеспечивать высокий образовательный и профессиональный уровень трудовых ресурсов в стране, а уровень грамотности среди молодёжи составляет 100% и для мужчин, и женщин. Понятие молодёжи в данном случае покрывает население в возрасте от 15 до 24 лет включи­тельно. Не случайно трудовые мигранты из КНДР пользуются за­служенной славой высококвалифицированных работников [4, с. 86].

Сегодня в стране не только создана стройная система образования, но и значительно увеличиваются ассигнования на школьное образование, производится модернизация его матери­альной базы и дальнейшая компьютеризация, в стране действуют центры распространения научно-технических знаний. Правительство КНДР ставит упор на разви­тие непрерывного образования для всех членов общества, при этом обра­зование для взрослых активно поддерживается и сегодня в КНДР фактически каждый гражданин участвует в тех или иных образова­тельных программах.


Библиографический список
  1. Девятых С.Ю. Очерк народного образования КНДР – 2-е изд, исправленное. – Минск, 2016.
  2. Социалистическая Конституция Корейской Народно-Демократической Республики. – Пхеньян, 2017.
  3. Ким Ир Сен. Сочинения. Том 32. – Пхеньян, 1988.
  4. Девятых С. Ю. Свободные экономические зоны КНДР: ресурсное и правовое обеспечение. – Смоленск, 2018.


Количество просмотров публикации: Please wait

Все статьи автора «Девятых Сергей Юрьевич»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:
  • Регистрация